Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Аврамовой Н.В.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 10 октября 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора в интересах Зубова к Администрации Шадринского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья и возложении обязанности по финансированию предоставления жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 16 августа 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Зубова , удовлетворить.
Обязать Администрацию Шадринского района Курганской области предоставить Зубову , родившемуся , по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории Шадринского района Курганской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Шадринского района Курганской области жилого помещения специализированного жилищного фонда Зубову , родившемуся .
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Зубова Р.Д. с исковыми требованиями к Администрации Шадринского района Курганской области (далее Администрация Шадринского района), Правительству Курганской области о возложении на Администрацию Шадринского района обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории Шадринского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м, о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу Администрацией Шадринского района.
В обоснование требований прокурор указал, что Шадринской межрайонной прокуратурой по обращению Зубова Р.Д. проведена проверка соблюдения федерального законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проверки установлено, что Зубов Р.Д., года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители умерли, мать Зубова Л.В. - , отец Зубов Д.В. - . Зубов Р.Д. в собственности жилья не имеет. Постановлением Администрации Ольховского сельсовета Курганской области от Зубов Р.Д. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилым помещением не обеспечен. Ссылаясь на положения части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", прокурор полагал, что Зубов Р.Д. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления в размере не менее 18 кв.м, обязанность по предоставлению жилого помещения просил возложить на Администрацию Шадринского района Курганской области, по финансированию предоставления жилья истцу - на Правительство Курганской области.
В судебном заседании представитель Шадринской межрайонной прокуратуры заявленные исковые требования поддержал согласно доводам, изложенным в иске.
Истец Зубов Р.Д. в судебном заседании иск поддержал, пояснял, что с июля 2003 года он находился в Ольховском детском доме. С 2008 года воспитывался у опекуна Сивковой Г.П. по адресу: . окончил обучение в техникуме и пока не трудоустроен, жильем не обеспечен. Зарегистрирован по месту жительства опекуна, право пользования указанным жилым помещением не приобрел.
Представитель ответчика Администрации Шадринского района по доверенности Тюрина Г.А. в судебном заседании подтвердила, что Зубов Р.Д. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, однако указанный жилищный фонд на территории Шадринского района отсутствует. Финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, в текущем году такие субвенции из областного бюджета в бюджет муниципального образования не поступали. Полагала, что иск подлежит удовлетворению только в том случае, если на Правительство Курганской области будет возложена обязанность по финансированию предоставления жилья Зубову Р.Д.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве исковые требования не признал, полагал, что с федеральным законодателем исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, гражданам указанной категории предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в соответствии со списком, сформированным в заявительном порядке. Ссылался на то, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам указанной категории в установленном порядке переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Указал, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса - бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому полагал, что требование о возложении на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности профинансировать предоставление жилья истцу находится вне предмета данного спора и Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление выразил несогласие с требованиями прокурора по доводам, изложенным Правительством Курганской области.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления образования Администрации Шадринского района Курганской области по доверенности Мишарина Н.В. в судебном заседании исковые требования прокурора полагала законными и обоснованными. Пояснила, что Зубов Р.Д. имеет статус сироты, жильем не обеспечен, включен в список лиц, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района. Фонда специализированного жилья на территории Шадринского района нет, в списке на обеспечение жильем истец состоит под N В настоящее время вступили в законную силу 16 решений суда о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на условиях договора социального найма и 8 - в специализированном жилищном фонде. Денежные средства на обеспечение жильем указанной льготной категории, в том числе и Зубова Р.Д., в бюджет района не поступали.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Правительство Курганской области ставит вопрос об отмене принятого по делу решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Шадринскому межрайонному прокурору в интересах Зубова Р.Д. В обоснование жалобы указывает, что федеральным законодательством с 1 января 2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений лицам указанной категории, предоставление этим гражданам жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Жилые помещения детям-сиротам и лицам из их числа предоставляются по договорам специализированного найма в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Считает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области бюджетам муниципальных образований, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Полагает, что разрешение спора в указанной части не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Ссылается на отсутствие в судебном решении конкретного перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, которые необходимо выполнить ответчику при исполнении судебного акта.
В возражениях на апелляционную жалобу Шадринский межрайонный прокурор просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктом "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года глава 10 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена статьей 109.1, согласно которой предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) с 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, обеспечиваются жилыми помещениями при их нуждаемости в жилье.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (1 января 2013 года).
Из материалов дела следует, что Зубов Р.Д., года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.
Отец - Зубов Д.В. умер .
Мать - Зубова Л.В. умерла .
С 2003 года Зубов Р.Д. являлся воспитанником ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Ольховский детский дом N 2" Шадринского района Курганской области.
Постановлением Администрации Ольховского сельсовета Шадринского района Курганской области от Зубов Р.Д. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа".
Постановлением Администрации Шадринского района Курганской области от над несовершеннолетним Зубовым Р.Д. установлена опека, опекуном назначена Сивкова Г.П.
Зубов Р.Д. окончил Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ольховская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области".
Постановлением Администрации Шадринского района Курганской области от Зубов Р.Д. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района.
Зубов Р.Д. окончил Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области "Талицкий лесотехнический техникум им. Н.И. Кузнецова".
Жилых помещений в собственности или занимаемых по найму Зубов Р.Д. на территории Шадринского района Курганской области не имеет, жилое помещение за ним не закреплялось, в настоящее время истец зарегистрирован и проживает по адресу: , в жилом помещении опекуна Сивковой Г.П.
Во внеочередном порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до , Зубов Р.Д. жилым помещением обеспечен не был.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Зубова Р.Д. в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами и не оспаривались лицами, участвующими в деле.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Зубов Р.Д. имеет статус лица, на которое распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года), и требования Шадринского межрайонного прокурора о предоставлении Зубову Р.Д. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения являются обоснованными.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 указанного Федерального закона жилое помещение предоставляется гражданам данной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Шадринской районной Думы от 26 апреля 2012 года N 35 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Шадринского района установлена в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда наделены органы местного самоуправления.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, согласно которому лица указанной категории подлежат обеспечению жилыми помещениями органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению гражданам этой категории жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию Шадринского района Курганской области обязанность по предоставлению Зубову Р.Д. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования по месту его жительства общей площадью равной норме предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Кроме того, судебная коллегия также находит правомерным решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения Зубову Р.Д.
В силу статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании части 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный данной нормой закона порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на условиях специализированного найма, и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, подлежат исполнению за счет субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и лишь в пределах материальных средств, передаваемых органу местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органа местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации, на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов на приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам указанной категории.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015 годов" (в ред. Закона Курганской области от 1 апреля 2013 года N 24) на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в 2013 году муниципальному образованию Шадринский район предусмотрены субвенции из федерального бюджета в размере 2 тыс. руб., из областного бюджета тыс. руб. Согласно справке финансового отдела Администрации Шадринского района по состоянию на субвенция из областного бюджета по данному целевому направлению расходов не поступала. При этом, по состоянию на в списке на предоставление жилья состоит 80 человек указанной категории, где Зубов Р.Д. значится под N Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязательства по финансированию переданных государственных полномочий органу местного самоуправления на указанные цели не исполнены.
С учетом изложенного, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, к расходным обязательствам которого отнесено обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По указанным основаниям судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по финансированию подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, а также о неподведомственности спора суду общей юрисдикции.
Довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области об исключении из действующего законодательства права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца, которая будет обеспечена жилым помещением в порядке очередности, исходя из даты включения в список лиц, имеющих равное с истцом право на предоставление жилья, является несостоятельным, поскольку согласно новому порядку обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории осуществляется в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации путем предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, при этом очередность предоставления таким гражданам специализированных жилых помещений законом не предусмотрена.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Е.В. Прасол
Судьи: С.В. Тимофеева
Н.В. Аврамова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.