Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Голубь Е.С., Тимофеевой С.В.,
при секретаре Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 29.10.2013 гражданское дело по иску прокурора Кетовского района в интересах Менгазовой М.С. к Администрации Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по финансированию предоставления жилья,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Кетовского районного суда Курганской области от 14.08.2013, которым постановлено: исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, , к Администрации Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности на Правительство Курганской области по финансированию расходов Администрации Кетовского района на предоставление жилого помещения, возложении обязанности на Администрацию Кетовского района предоставить жилое помещение, удовлетворить.
Обязать Администрацию Кетовского района Курганской области предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории с. Кетово Кетовского района Курганской области площадью не менее 15 кв.м, соответствующее социальным и санитарно-техническим нормам, по договору найма специализированного жилого помещения.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию расходов Администрации Кетовского района Курганской области на предоставление жилого помещения .
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения прокурора Кабаковой О.В., истца Менгазовой М.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кетовского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах Менгазовой М.С. с иском к Администрации Кетовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения на территории с. Кетово Кетовского района Курганской области, соответствующего санитарно-техническим нормам, не менее нормы предоставления, возложении обязанности по финансированию предоставления жилья.
В обоснование иска указал, что Менгазова М.С., года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать решением Кетовского районного суда от лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Над Менгазовой М.С. установлено попечительство, попечителем назначен При установлении опеки за Менгазовой М.С. закреплялось жилое помещение, расположенное по , которое на основании заключения от признано непригодным для проживания. Менгазова М.С. в собственности жилья не имеет, снимает жилье, в июне окончила Курганский государственный университет, на основании постановления Администрации Кетовского района от поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Поскольку финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления на территории Курганской области, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области, просил возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Менгазовой М.С. жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Кетовского района Половникова А.А. и истец Менгазова М.С. исковые требования поддержали, прокурор дала пояснения согласно доводам искового заявления, Менгазова М.С. поддержала исковые требования, пояснила, что нуждается в предоставлении жилья.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Кетовского района Курганской области по доверенности Баитов И.Е. оставил рассмотрение иска на усмотрение суда.
Ответчик Правительство Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от представителя Правительства Курганской области по доверенности Баландиной Л.А. поступил письменный отзыв, в котором она просила рассмотреть дело без ее участия. В отзыве указала, что право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа исключено. Полномочия Курганской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам переданы органам местного самоуправления. Необходимые для осуществления этих полномочий субвенции в бюджете Курганской области на 2013 год предусмотрены. Истцом не представлено доказательств направления Администрацией Кетовского района заявки на перечисление субвенций в район. Ссылалась на то, что финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагала, что требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Ссылалась на то, что в иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда. Полагала, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком (л.д. 23-25).
Третье лицо Главное управление образования Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от представителя Главного управления образования Курганской области Художитковой Е.А. поступила телефонограмма, в которой она сообщила о несогласии с исковыми требованиями к Правительству Курганской области, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 29).
Суд исковое заявление удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области.
В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание то, что в статью 57 ЖК РФ внесены изменения, исключен внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Указывает, что вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Полагает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кетовского района указывает, что Менгазова М.С. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, ее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ не оспорено. Полагает, что решение суда в части возложения на Администрацию Кетовского района обязанности по предоставлению Менгазовой М.С. жилья, законно. Также считает правомерным возложение на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов, связанных с предоставлением жилья, поскольку финансирование Администрации Кетовского района осуществлено недостаточно.
В суде апелляционной инстанции истец Менгазова М.С. просила оставить решение суда без изменения. Указала, что в собственности жилья не имеет, проживает в съемном жилье, зарегистрирована на жилой площади своих знакомых.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Кабакова О.В. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения. Указала, что Менгазова М.С. имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, однако жильем не обеспечена.
Представители ответчиков и третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке. От Правительства Курганской области поступило письменное заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Остальные участвующие в деле лица сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и письменных возражениях относительно жалобы, заслушав прокурора, истца, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
С 01.01.2013 Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Менгазова М.С., года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку решением Кетовского районного суда Курганской области от ее мать лишена в отношении Менгазовой М.С. родительских прав, сведения об отце Менгазовой М.С. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д. 7-8).
В связи с лишением матери родительских прав постановлением Администрации сельсовета Кетовского района Курганской области от Менгазовой М.С. назначен опекун , за ней закреплено право проживания в доме по адресу: (л.д. 9).
Из материалов дела также усматривается, что в году в указанном доме произошел пожар, вследствие чего он пришел в непригодное для проживания состояние, заключением от дом признан непригодным для постоянного проживания (л.д. 11, 17).
Постановлением Администрации Кетовского района от Менгазова М.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Кетовского района Курганской области. Номер очереди в списке 97 (л.д. 18-20).
Материалами дела подтверждается, что жилых помещений в собственности или занимаемых по договору социального найма не имеет, зарегистрирована по адресу: , указанная жилплощадь принадлежит на праве собственности , , (л.д. 6, 10, 12-13, 15, 22). Как пояснила Менгазова М.С. в суде апелляционной инстанции, она зарегистрирована на жилой площади своих знакомых.
Нуждаемость Менгазовой М.С. в жилом помещении подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривалась.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Менгазова М.С. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, и обоснованно удовлетворил требования прокурора, заявленные в ее интересах.
Судебная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, принимая во внимание следующее.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Кетовской сельской Думы Кетовского района Курганской области от 16.02.2012 N 04 (186) норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде Кетовского сельсовета, установлена в размере не менее 15 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению перечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, правомерно возложил на Администрацию Кетовского района обязанность по предоставлению Менгазовой М.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования по месту ее жительства, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
С учетом вышеизложенного, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Отклоняя довод жалобы Правительства Курганской области о том, что финансирование предоставления детям-сиротам жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений, и данный вопрос не должен разрешаться судом, судебная коллегия исходит из того, что межбюджетные отношения в Курганской области не являются предметом рассмотрения по делу. Учитывая, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше законодательными нормами в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд обоснованно проверил соблюдение Правительством Курганской области социальных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц.
Отклоняя довод жалобы о том, что внеочередное предоставление жилого помещения по решению суда Менгазовой М.С. нарушает действующее законодательство и права других детей-сирот, включенных в список ранее Менгазовой М.С., судебная коллегия исходит из того, что ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Кроме того, нуждаемость Менгазовой М.С. в жилом помещении участвующими в деле лицами не оспаривалась, Менгазова М.С. имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, однако данное право ей не было реализовано.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кетовского районного суда Курганской области от 14.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Е.В. Прасол
Судьи: Е.С. Голубь
С.В.Тимофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.