Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Черновой Н.А., Литвиновой И.В.
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 октября 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Такжановой Б.К. к Администрации Куртамышского района Курганской области, Правительству Курганской области о признании распоряжения незаконным, включении в список на получение жилья и возложении обязанности
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области
на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 16 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Такжановой Б.К. удовлетворить.
Признать распоряжение Администрации Куртамышского района Курганской области от 05.04.2013 г. об отказе Такжановой г. рождения во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Куртамышского района, незаконным.
Включить Такжанову Балдырган Кенжетаевну 25.10.1987 г. рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Куртамышского района Курганской области.
Обязать Администрацию Куртамышского района Курганской области предоставить Такжановой Балдырган Кенжетаевне 25.10.1987 г. рождения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное в г. Куртамыш Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность финансирования Администрации Куртамышского района Курганской области по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения Такжановой Б.К.".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Такжанова Б.К. обратилась в суд с иском к Администрации Куртамышского района Курганской области, Правительству Курганской области о признании распоряжения незаконным, включении в список на получение жилья и возложении обязанности. Изменив исковые требования, в их обоснование указывала, что в связи со смертью обоих родителей относится к категории лиц из числа детей-сирот. С 2001 года истец обучалась в санаторной школе-интернат в г. Далматово, впоследствии обучалась в профессиональном лицее N 6 в г. Кургане. Своего жилья не имеет, как и закрепленного за ней после смерти родителей, в настоящее время проживает по адресу: . 01.02.2013 она обратилась в органы опеки и попечительства с заявлением о включении ее в список на получение жилого помещения, в чем ей было отказано распоряжением Администрации Куртамышского района от 05.04.2013 связи с достижением 25 летнего возраста. Просила признать данное распоряжение Администрации Куртамышского района Курганской области незаконным, возложить на Администрацию Куртамышского района Курганской области обязанность по включению ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного жилого помещения, расположенного на территории г. Куртамыш, соответствующего санитарно-техническим требованиям, а на Правительство Курганской области - профинансировать предоставление жилого помещения.
В судебном заседании Такжанова Б.К. на уточненных требованиях настаивала, поясняла, что стала сиротой в 13 лет. После смерти родителей за нею, ее братьями и сестрами в было закреплено жилое помещение, которое в настоящее время разрушено и признано непригодным для проживания. О необходимости обращения с заявлением о постановке на учет в соответствующие органы до 23 лет не знала в силу правовой неграмотности.
Представитель Администрации Куртамышского района Курганской области - Дуженко И.Л. в судебном заседании с исковыми требованиями не соглашалась, поясняла, что истец обратилась с заявлением о включении ее во внеочередной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 25 лет, в связи с чем распоряжением Администрации Куртамышского района от 05.04.2013 N во включении в названный список ей было отказано. На момент обращения с заявлением о постановке на учет и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями истец потеряла статус ребенка-сироты и лица из их числа. Соглашалась с тем, что Такжанова Б.К. не имеет жилого помещения, проживает в квартире дяди, членом семьи которого не является. Жилое помещение, закрепленное за истцом после смерти родителей к моменту прибытия ее к месту жительства полностью разрушено. Кроме того, указывала, что у Администрации Куртамышского района Курганской области отсутствуют денежные средства на приобретение жилья детям-сиротам.
Представитель сектора опеки и попечительства отдела образования Администрации Куртамышского района - Добрыдина Т.Н. в судебном заседании исковые требования Такжановой Б.К. поддерживала, поясняла, что закрепленное за истцом жилое помещение в д. Борок полностью разрушено. В настоящее время данное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Представитель Правительства Курганской области - Баландина Л.А. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве на исковое заявление просила в удовлетворении требований Такжановой Б.К. отказать, указывала, что истец не была включена в список детей-сирот, и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Полномочия Курганской области по обеспечению жильем вышеназванной категории граждан переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, соответствующие субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Полагал, что отношения между субъектами бюджетных отношений находятся вне предмета настоящего спора и не могут влиять на право истца по предоставлению жилого помещения. Считала решение неисполнимым в части возложения на Правитьельство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья, поскольку в исковом заявлении не указана сумма финансирования. Полагала, что Правительство является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель Администрации г. Куртамыш в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, указывал, что Администрация г. Куртамыш не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечении родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Представитель Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление поддерживал позицию Правительства Курганской области, просил в удовлетворении иска отказать.
Куртамышским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что федеральным законодательством с 01.01.2013 исключено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на внеочередное предоставление жилых помещений, поскольку предусмотрено обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Предоставление таким гражданам жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Считает, что возлагая на Правительство Курганской области обязанность по финансированию мероприятий по приобретению истцу жилого помещения, суд первой инстанции неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области бюджетам муниципальных образований, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Полагает, что разрешение спора в указанной части не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Ссылается на отсутствие в судебном решении конкретного перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, которые необходимо выполнить ответчику при исполнении судебного акта. Кроме того, на момент обращения истцу исполнилось уже 25 лет, жильем она обеспечена (проживает у тети), в связи с чем полагает отказ в постановке на учет обоснованным. Считает, что исковое заявление не подлежало удовлетворению, поскольку на момент обращения в соответствии с действующим законодательством не подпадала под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения данным категориям граждан, а также отсутствовало правовое основание возложения на Правительство Курганской области обязательства по финансированию предоставления жилья истцу.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены судом надлежащим образом.
Представитель Правительства Курганской области в ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на месте определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктом "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Такжанова Б.К., года рождения является сиротой, отец Утесов К.Б. умер 14.05.1997, мать Утесова К.Ш. умерла 27.10.2000, о чем в материалах дела имеются копии свидетельств о смерти серии и серии от 07.11.2009 (л.д. 7, 8).
Согласно справке ГКООУСТ "Далматовская санаторная школа-интернат" от 13.06.2013 , Такжанова Б.К. являлась воспитанницей детского дома при школе-интернате для детей, нуждающихся в длительном лечении, где проходила обучение с 17.01.2001 по 31.08.2006, находилась на государственном обеспечении. Впоследствии обучалась в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 6" (л.д. 62, 63).
30.06.2010 Такжанова Б.К. получила диплом об окончании начального профессионального образования в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 6" (л.д. 61).
Постановлением Администрации Угловского сельсовета Куртамышского района Курганской области от 15.11.2000 N 12р за несовершеннолетними детьми умерших Утесова К.Б. и Утесовой К.Ш., в том числе Такжановой Б.К., было закреплено жилое помещение в виде квартиры в двухквартирном жилом доме, общей площадью 30 кв.м., расположенном по адресу: (л.д. 72).
В судебном заседании истец поясняла, что по возвращении в , проживала у дяди по , проживать в закрепленном за ней жилом доме Такжанова Б.К. не могла по причине его разрушения, впоследствии проживала в доме родителей супруга, после развода - вновь стала проживать у дяди по .
Данные обстоятельства подтверждала в судебном заседании представитель сектора опеки и попечительства отдела образования Администрации Куртамышского района - Добрыдина Т.Н., которая также указывала, что братья Такжановой Б.К. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, о чем свидетельствует представленный в материалы дела список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Куртамышского района, утвержденный распоряжением Администрации Куртамышского района от 14.02.2013 (л.д. 74, 75, 82).
Согласно справке Администрации Угловского сельсовета Куртамышского района от 13.06.2013 Такжанова Б.К., года рождения как ребенок-сирота, до 23-летнего возраста на учете в Администрации Угловского сельсовета Куртамышского района не состояла (л.д. 33).
По причине разрушения закрепленного за истцом жилого дома и с согласия дяди - Окубаева Б.Ш. истец зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: . Указанное жилое помещение было предоставлено Окубаеву Б.Ш., работающему в ТОО "Борки" в 2006 году. Помимо истца в жилом помещении по зарегистрированы ее братья, сестра и тетя (л.д. 59, 60).
Из представленных в материалы дела справки Куртамышского филиала ГУП "Кургантехинвентаризация" и уведомления Управления Росреестра по Курганской области истец в собственности объектов недвижимого имущества не имеет (л.д. 63, 70).
Такжанова Б.К. обратилась в Администрацию Угловского сельсовета Куртамышского района с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Куртамышского района.
Постановлением Администрации Угловского сельского совета Куртамышского района от 24.01.2013 истцу отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и во включении ее во внеочередной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с представлением документов, не подтверждающих ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, о чем истцу направлено уведомление л.д. 11, 12).
Распоряжением Администрации Куртамышского района от 05.04.2012 Такжановой Б.К. вследствие того, что на момент подачи заявления истец достигла возраста 25 лет, было отказано во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Куртамышского района, 11.04.2013 истцу направлено уведомление о состоявшемся отказе (л.д. 13, 14).
Полагая распоряжение Администрации Куртамышского района от 05.04.2013 , незаконным Такжанова Б.К. обратилась в суд за восстановлением нарушенных прав, указывая при этом, что ей не было известно о непригодности закрепленного за ней и ее братьями и сестрами жилого дома в и возможности обращения в органы опеки и попечительства с заявлением о постановке на учет в качестве сироты для получения специализированного жилого помещения.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца по следующим обстоятельствам.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) с 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (1 января 2013 года).
Названным Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ с 1 января 2013 года глава 10 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена статьей 109.1, согласно которой предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012) детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Указанные положения согласуются со ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Предусмотренная п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации,
Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции от 26.12.2012) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования указанного выше списка детей-сирот установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в ред. от 26.12.2012), согласно которому законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети - сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п.1).
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот.
Как усматривается из материалов дела, истцу было отказано во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей вследствие того, что на момент подачи соответствующего заявления Такжанова Б.К. достигла 25-летнего возраста.
Вместе с тем при рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что закрепленный за Такжановой Б.К., ее братьями и сестрами жилой дом в к моменту ее возвращения после окончания обучения был разрушен. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании представителем органа опеки и попечительства и не оспаривались ответчиками.
Частями 1 и 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое как объект жилищных прав пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
По правилам ст. 51 названного Кодекса одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Кроме того в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных федеральным законодательством, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц, в том числе не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Согласно ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из этого следует, что единственным условием предоставления специализированных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении другими жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из вышеприведенных законоположений следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам и проживания в жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом того, что истец не является членом семьи лица, в доме которого проживает, а также непригодности для проживания закрепленного за ней жилого помещения, отсутствия в собственности иного жилого помещения пришел к обоснованному выводу, что Такжанова Б.К. нуждалась на момент окончания обучения в 2010 году в предоставлении жилого помещения, следовательно, истец имела право на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", иного представителями ответчика не доказано.
Отсутствие обращения истца в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением до 23 лет имело место по уважительной причине, поскольку Такжановой Б.К. не было известно о непригодности для проживания закрепленного за ней, ее сестрами и братьями жилого помещения в х. Борок и возможности обращения в органы опеки и попечительства для признания в установленном порядке данного жилого помещения непригодным для проживания.
Кроме того, 28.08.2006 администрацией ГКООУСТ для детей, нуждающихся в длительном лечении "Далматовская санаторная школа-интернат" органам опеки и попечительства Куртамышского района Курганской области было направлено письмо о том, что Утёсова (фамилия истицы до регистрации брака) Б.К. выпустилась из школы и поступила на учебу в ПЛ N 6, который окончит в 2010 году и прибудет к месту выявления Куртамышский район с.Борки, девочку необходимо поставить на регистрационный учет на получение жилья на основании ст.8 ФЗ N 159 (л.д.62).
Однако, органами опеки и попечительства мер для реализации истицей права на получение жилья принято не было, на учет нуждающихся в получении жилья Такжанова Б.К. поставлена не была.
В силу приведенных норм права и обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, что несоблюдение истцом порядка включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленного ст. 6-1 Закона Курганской области N 6 (в редакции Закона Курганской области от 26.12.2012 N 590), а также обращение ее с таким заявлением после достижения 25-летнего возрастане могло являться основанием для отказа ей в иске, поскольку означало бы нарушение прав Такжановой Б.К., являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавшей право на обеспечение жилым помещением до 01.01.2013 по независящим от нее причинам.
С учетом сказанного, доводы апелляционной жалобы о пропуске Такжановой Б.К. срока подачи заявления о включении ее в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, судебная коллегия находит несостоятельными.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
С учетом сказанного, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных Такжановой Б.К. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что решение суда в части возложения обязанности на Администрацию Куртамышского района Курганской области по предоставлению Такжановой Б.К. специализированного жилого помещения в г. Куртамыш подлежит уточнению, так как по правилам п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как усматривается из материалов дела, Такжанова Б.К. в г.Куртамыш не проживала и не проживает, имеет право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Куртамышского района Курганской области.
В связи с чем возложение обязанности на администрацию района по предоставлению жилья только в г.Куртамыше не может быть признано правильным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Такжановой Б.К. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку судом установлено, что орган местного самоуправления не был профинансирован субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и для обеспечения Такжановой Б.К. жилым помещением, суд первой инстанции правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
На основании вышесказанного доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика относительно незаконности возложения обязанности по финансированию предоставления жилого помещения Такжановой Б.К., являются необоснованными.
Ссылки Правительства Курганской области в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19.03.1997; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 07.05.2002; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18.06.2002).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "Куртамышский район", суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Такжановой Б.К., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Уточнить абзац четвертый резолютивной части решения суда, заменив слово "г. Куртамыш" на слова "Куртамышского района".
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.