Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.
судей Литвиновой И.В., Ушаковой И.Г.
при секретаре Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 24 октября 2013 года гражданское дело по иску прокурора г.Кургана, действующего в интересах ребенка-инвалида к Департаменту здравоохранения Курганской области о возложении обязанности организации обеспечения лекарственным препаратом,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 23 июля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора г.Кургана к Департаменту здравоохранения Курганской области удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Курганской области организовать обеспечение ребенка-инвалида , года рождения препаратом "кеппра" (международное непатентованное наименование - "леветирацетам") в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Курганской области.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., представителей ответчика Департамента здравоохранения Курганской области , , поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Курганской области , поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора , возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Кургана обратился в Курганский городской суд в интересах Родионова Д.О. об обеспечении за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации ребенка-инвалида Родионова Д.О., года рождения, препаратом "Кеппра" (международное непатентованное наименование -леветирацетам) в соответствии с медицинскими показаниями. В измененных требованиях просил обязать Департамент здравоохранения Курганской области организовать обеспечение ребенка-инвалида , года рождения препаратом "Кеппра" (международное непатентованное наименование - "леветирацетам") в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Курганской области. В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства, регламентирующего обеспечение детей-инвалидов необходимыми лекарственными средствами, проведенной прокуратурой г.Кургана по обращению Родионовой О.А., было установлено, что Родионов Д.О. является ребенком-инвалидом, с рождения состоит на диспансерном учете у врача-невролога с диагнозом: спастический тетрапарез, страдает задержкой формирования психомоторных навыков, с июня ему установлен диагноз детский церебральный паралич, с декабря -симптоматическая эпилепсия, сложные парциальные приступы, назначена противосудорожная терапия препаратами вальпроевой кислоты (торговое наименование - депакин-хроно). Специалистами консультативно-поликлинического отделения научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения, института медицинских технологий для лечения эпилепсии ребенку рекомендован препарат "Кеппра" (международное непатентованное наименование "леветирацетам"). По результатам обследования, проведенного специалистами указанного учреждения в мае , у несовершеннолетнего ребенка отмечалась выраженная положительная динамика патологической активности, снижение амплитуды эпилептифорных комплексов, зарегистрирован только один вид приступов. Для продолжения лечения и положительного результата Родионова О.А., как законный представитель Родионова Д.О., вынуждена приобретать лекарства за счет личных средств, так как бесплатно препарат не отпускается. Обращение Родионовой О.А. в Министерство здравоохранения и социального развития, Департамент здравоохранения Курганской области по вопросу обеспечения указанным препаратом осталось без результата. В связи с отсутствием препарата "Кеппра" в стандарте медицинской помощи лечения больных эпилепсией на амбулаторно-поликлиническом этапе, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2005 N 174, а также Перечне лекарственных препаратов, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.09.2006 N 665, государственное бюджетное учреждение "Курганская детская поликлиника" рецепты для приобретения лекарственного средства на бесплатной основе Родионовой О.А. не выдавала. Указывает на то, что лекарственный препарат не включен в обозначенный Перечень, вместе с тем, отпуск лекарственных препаратов гражданам регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которым определен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данном постановлении предусмотрено, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на обеспечение всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалами (по медицинским показаниям) по рецептам врачей бесплатно. Ссылается на Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствие с которым доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В свою очередь, Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Программа) предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, в территориальных программах вправе за счет доходов бюджетов субъектов Российской Федерации определять дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи. Исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере здравоохранения на территории Курганской области, является Департамент здравоохранения Курганской области, его деятельность финансируется за счет средств областного бюджета. В соответствие с п.п. 29 п. 8 Положения о Департаменте он организует обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами. Указывая на право Родионова Д.О. с учетом заболевания на бесплатное получение указанного лекарственного препарата в соответствии с медицинскими показаниями, отсутствие препарата в утвержденном Правительством Перечне, возможность предоставления лекарственного препарата за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, ссылаясь на ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющей прокурору право обратиться в суд с заявлением с целью защиты нарушенных прав семьи, материнства, отцовства и детства, в сфере социальной защиты инвалидов, просил обязать Департамент здравоохранения Курганской области организовать обеспечение ребенка-инвалида , года рождения препаратом "Кеппра" (международное непатентованное наименование - "леветирацетам") в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Курганской области.
В судебном заседании прокурор отдела , истец Родионова О.А. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика Департамента здравоохранения Курганской области , исковые требования не признали, в возражениях на иск указывали, что Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" ст. 6.1. определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, к которым в частности относятся дети-инвалиды. В состав набора социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами. Перечень лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", должен быть утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи"). Указанный перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 N 665, в котором лекарственный препарат "Леветирацетам таблетки, покрытые пленочной оболочкой" (торговое наименование "Кеппра") отсутствует. В рамках Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" обеспечение лекарственными препаратами осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи, поскольку Родионову Д.О. поставлен диагноз симптоматическая эпилепсия, лечение пациента должно осуществляться в соответствии со Стандартом медицинской помощи больным эпилепсией, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2005 N 174, в который заявленный в иске лекарственный препарат "Леветирацетам таблетки, покрытые пленочной оболочкой" так же не входит. В Курганской области предусмотрено льготное лекарственное обеспечение граждан за счет средств областного бюджета в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на соответствующий год. В Постановлении Правительства Курганской области от 30.12.2011 N 674 об утверждении территориальной программы на 2012, лекарственный препарат "Леветирацетам таблетки, покрытые пленочной оболочкой" (торговое наименование "Кеппра") отсутствует. Однако для лечения одного и того же заболевания возможно применение иных лекарственных препаратов, так называемых аналогов. В соответствии с инструкцией по медицинскому применению лекарственный препарат "Кеппра" применяется как противоэпилептическое средство, а для лечения эпилепсии применяется обширная группа противоэпилептических препаратов, включенная в льготный перечень лекарственных препаратов, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 N 6653. Согласно рекомендациям Института медицинских технологий (г. Москва), выданным Родионову Д.О. , лечение возможно препаратами резерва: суксилеп, топомакс, которые включены в льготный перечень лекарственных препаратов, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 N 665. Дополнительно поясняли, что в соответствии с требованиями Федеральной антимонопольной службы и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", техническое задание для закупа лекарственных препаратов формируется по международным непатентованным наименованиям лекарственных препаратов (т.е. по действующему веществу) за исключением случая, предусмотренного ч. 3.4 ст. 34 вышеуказанного закона. В случае если предметом аукциона является поставка лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых для нужд заказчиков осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, в документации об аукционе допускается указание торговых наименований лекарственных средств. При этом слова "или эквивалент" не используются. Указанный перечень утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время перечень лекарственных препаратов не утвержден. Департамент здравоохранения Курганской области должен сформировать техническое задание для закупа лекарственного препарата "Кеппра" по международному непатентованному наименованию лекарственного препарата "Леветирацетам" при отсутствии протокола заседания Врачебной комиссии о непереносимости лекарственного препарата на другие, зарегистрированные в установленном порядке. Лекарственному препарату с международным непатентованным наименованием
"Леветирацетам", соответствуют несколько торговых наименований, зарегистрированных в установленном порядке в Государственном реестре лекарственных средств: "Кеппра", "Леветирацетам", "Леветинол", "Комвирон". В соответствии со ст. ст. 37 и 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или их замены из-за индивидуальной непереносимости оформляются решением врачебной комиссии. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" лечащим врачом или врачом-специалистом только по решению врачебной комиссии медицинской организации назначаются лекарственные препараты в случаях нетипичного течения болезни, при наличии осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также при индивидуальной непереносимости. В случае наличия у отдельных пациентов официально зарегистрированного противопоказания к приему определенного торгового наименования возможна закупка лекарственных препаратов, не имеющих противопоказаний к применению данным пациентом. Просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области доводы ответчика поддержала.
Курганским городским судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент здравоохранения Курганской области. В обоснование жалобы вновь приводят доводы, изложенные в суде первой инстанции, указывая на то, что доказательств индивидуальной непереносимости Родионовым Д.О. лекарственных препаратов, включенных в Перечень, как и препаратов иных торговых наименований ("леветирацетам", "Леветинол", "Комвирон") истцом не предоставлено. Дополнительно указывают, что размещение заказа для целей приобретения конкретного препарата с торговым наименованием "Кеппра" явится нарушением норм Федерального закона "О защите конкуренции" и Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Правительство Курганской области доводы апелляционной жалобы поддержало.
В суде апелляционной инстанции представители Департамента здравоохранения Курганской области , доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области доводы, изложенные в письменном отзыве на апелляционную жалобу, поддержала.
Истец Родионова О.А. в суд апелляционной инстанции не явилась, о дне слушания извещалась надлежаще.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителей ответчика Департамента здравоохранения Курганской области, представителя третьего лица Правительства Курганской области, проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав мнение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч.1,2 ст. 41).
Координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 72).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
Как следует из ст. 7 указанного Закона, отражающей приоритет охраны здоровья детей, государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.
Из материалов дела усматривается, что истец Родионова О.А. является матерью ребенка-инвалида Родионова Д.О., года рождения, что подтверждено копией свидетельства о рождении от , справками серии МСЭ- от , от (л.д. 34, 97).
С рождения несовершеннолетний Родионов Д.О. состоит на диспансерном учете у врачей невропатолога, реабилитолога в государственном бюджетном учреждении "Курганская детская поликлиника " с диагнозами последствия перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС), стастический тетрапарез, задержка психомоторного развития (ЗПМР), гидроцефальный синдром, симптоматическая мультификационная эпилепсия, ремиссия, сходящееся косоглазие. у Родионова Д.О. произошел эпилептический приступ, после чего была назначена противосудорожная терапия, с принимает Депакин-Хроносфера, второй приступ, с апреля раз в месяц приступы происходят во время сна, проводился ЭЭГ - видеомониторинг в областной клинической больнице в отделении детской неврологии в г.Тюмень, с по 5 курсов реабилитации в Международной клинике восстановительного лечения по методу пр.Козявкина, с находился на курсе реабилитации в чешском санатории "Новый" г.Теплице; ребенок сам не сидит, не ползает, говорит отдельные слоги, задержка психомоторного развития, наличие воронкообразной грудной клетки, что подтверждено выпиской из первичной медицинской документации муниципального учреждения "Детская городская поликлиника " (л.д. 21).
В соответствии с выпиской из истории болезни Родионова Д.О. Российской академии медицинских наук научный центр здоровья детей истцу с установлен диагноз дисгенезия головного мозга, микроцефалия, детский церебральный паралич -двойная гемиплегия, задержка психо-речевого развития, сопутствующий диагноз кристаллурия (л.д.8).
Из выписок Института медицинских технологий г.Москва с февраля по май следует, для лечения эпилепсии Родионову Д.О. к ранее назначенному препарату "Депакрин-хроносфера" был добавлен второй противосудорожный препарат "Кеппра", в результате сравнения видео ЭЭГ мониторинга в мае с результатами февраля была отмечена выраженная положительная динамика в виде снижения индекса патологической активности, а также снижение амплитуды эпилептифорных комплексов, зарегистрирован только один вид приступов. Учитывая сохраняющиеся приступы и положительный эффект на введение Кеппры доза препарата увеличена (л.д. 11- 15).
Заключением невролога консультативно-поликлинического отделения научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения г.Москвы от подтверждено, что клинических приступов за 3 месяца зарегистрировано не было, на ЭЭГ видео-мониторировании один вид пароксизмов имеет эпилептический ЭЭГ паттерн (выраженная позитивная динамика). В психоневрологическом статусе: психоречевой прогресс - начал активнее артикулировать, расширился познавательный процесс, в моторике преобладают синкинезии и дистонические гиперкинезы (при направленных движениях), объем активной моторики возрос; рекомендовано депакин, кеппра (непрерывно, длительно) (л.д.18).
Заключением невролога-эпилептолога Института медицинских технологий г.Москвы от подтверждено, что в анамнезе на фоне комбинации препаратов Кеппра и Депакин-хроносфера эпилептические приступы были купированы. В рекомендациях указанно: учитывая, что ранее на введение в терапию препарата Кеппра приступы были купированы и сохраняющийся электрический эпилептический статус сна, целесообразно увеличение препарата Кеппра до 1000 мг/сут. В случае сохраняющегося эпилептического статуса сна в терапию ввести третий противосудорожный препарат Суксилеп (этосуксемид). В связи с высокой эффективностью препарат Кеппра замене и отмене не подлежит. Противосудорожные препараты принимать длительно, непрерывно, в одно и тоже время, не пропуская пропусков приема (л.д. 183-184).
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии ГБУ "Курганская детская поликлиника " от принято решение о направлении документов в Департамент здравоохранения для решения вопроса об обеспечении Родионова Д.О. лекарственным препаратом "Кеппра".
Протоколом заседания врачебной комиссии государственного бюджетного учреждени "Курганская детская поликлиника " от подтверждено, что учитывая положительную клиническую динамику на фоне приема противосудорожного препарата "Кеппра", врачебной комиссией поликлиники принято решение согласиться с рекомендациями врачей-специалистов ФГБУ "Московский институт медицинских технологий" и направить копию протокола врачебной комиссии на заседание медсовета Департамента здравоохранения Курганской области для решения вопроса об обеспечении ребенка Родионова Д.О. лекарственным препаратом "Кеппра".
На обращения Родионовой О.А. в Министерство здравоохранения и социального развития, Департамент здравоохранения Курганской области вопрос об обеспечении ребенка-инвалида лекарственными средствами на бесплатной основе не решен.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе дети-инвалиды.
В силу ч. 2 ст. 6.2 указанного Закона, перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с п.1.1 ч. 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Указанный перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665. В данном "Перечне ... " лекарственный препарат международное непатентованное наименование "Леветирацетам таблетки, покрытые пленочной оболочкой (торговое наименование "Кеппра") отсутствует.
Вместе с тем, в перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 (в ред. от 14.02.2002) "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" при заболевании "Эпилепсия" обеспечение всеми лекарственными средствами осуществляется бесплатно.
Поскольку лекарственное средство "Кеппра" не включено в соответствующий Перечень, Родионовой О.А. было отказано в выдаче рецептов для его приобретения бесплатно.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Родионов Д.О. вправе получать назначенное лекарственное средство за счет бюджета Курганской области, обеспечение лекарственными средствами за счет бюджета субъекта РФ должно производиться независимо от наличия права истца на бесплатное получение препаратов за счет средств федерального бюджета.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 856 утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, которой определила виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации (далее - граждане) на территории Российской Федерации бесплатно.
В Программе указано, что Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования) (далее - территориальные программы).
В рамках территориальных программ за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение оказания федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, медицинской помощи работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, а также оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования и призыве на военные сборы, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на территории Курганской области на получение бесплатной медицинской помощи, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" Правительством Курганской области утверждена территориальная Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Курганской области бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
В утвержденном указанным постановлением перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, лекарственный препарат "Леветирацетам таблетки, покрытые пленочной оболочкой (торговое наименование "Кеппра") также отсутствует, как и в стандарте медицинской помощи больным эпилепсией, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2005 N 174.
Письмом Минздравсоцразвития РФ от 03.02.2006 N 489-ВС разъяснено, что при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.
В связи с тем, что Родионов Д.О. не был обеспечен лекарственным препаратом, в выписке бесплатного рецепта было отказано, в связи с жизненной необходимостью приема данного препарата истец Родионова О.А. приобретает лекарственный препарат "Кеппра" за личные денежные средства, препарат является дорогостоящим, что подтверждено копиями товарных и кассовых чеков (л.д. 92-94).
Основания для возложения обязанности по организации обеспечения Родионова Д.О. препаратом "Кеппра" на Департамент здравоохранения Курганской области подробно мотивированы в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не доказано наличие противопоказания для применения лекарственных средств, указанных в качестве резерва основанием для отмены решения не являются, поскольку "Суксилеп" уже введен в терапию Родионова Д.О. как третий медицинский препарат. В связи с высокой эффективностью препарат Кеппра замене и отмене не подлежит, обратное со стороны ответчика, как и доказательств отсутствия противопоказаний и эффективности иных препаратов, не предоставлено.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которым техническое задание для закупа лекарственных препаратов формируется по международным непатентованным наименованиям лекарственных препаратов, являются необоснованными, так как в силу п. 3.4. ст. 34 Закона, в случае, если предметом аукциона является поставка лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых для нужд заказчиков осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, в документации об аукционе допускается указание торговых наименований лекарственных средств. При этом слова "или эквивалент" не используются. Указанный перечень утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время указанный перечень не утвержден, тогда как показания к применению лекарственного препарата торговое наименование "Кеппра", подтверждено доказательствами по делу, ответчиком не опровергнуто.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основанием для отмены решения не являются.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 23 июля 2013 года по иску прокурора г.Кургана, действующего в интересах ребенка-инвалида к Департаменту здравоохранения Курганской области о возложении обязанности организации обеспечения лекарственным препаратом оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Бурматова
Судьи: И.В.Литвинова
И.Г.Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.