Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 31 октября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Звериноголовского района Курганской области в интересах Липняговой З.А. к Администрации Звериноголовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области, на решение Звериноголовского районного суда Курганской области от 27 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Звериноголовского района в интересах Липняговой к Администрации Звериноголовского района Курганской области о предоставлении жилого помещения и к Правительству Курганской области о возложении обязанности по финансированию предоставления жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию Звериноголовского района Курганской области предоставить Липняговой жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в деревне Звериноголовского района Курганской области в пределах нормы - не менее 18 кв. м. от общей площади, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию расходов Администрации Звериноголовского района Курганской области на предоставление жилого помещения Липняговой ".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора Кабаковой О.В., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Звериноголовского района Курганской области (далее по тексту - прокурор Звериноголовского района) обратился в Звериноголовский районный суд Курганской области в интересах Липняговой З.А. с исковыми требованиями к Администрации Звериноголовского района Курганской области, (далее по тексту - Администрация Звериноголовского района), Правительству Курганской области c исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения, финансировании расходов по предоставлению жилого помещения.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Звериноголовского района проведена проверка соблюдения жилищных прав из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате которой установлено, что Липнягова З.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации Звериноголовского района от 27 апреля 2011 г. она поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, но жильем до настоящего времени не обеспечена. Своего жилья в собственности Липнягова З.А. не имеет. По договору социального найма жилое помещение ей не предоставлялось.
Ссылаясь на нормы статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 1,3,4,6,8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству", прокурор просил обязать Администрацию Звериноголовского района Курганской области предоставить Липняговой З.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 18 кв. м, по договору найма специализированных жилых помещений.
Просил обязать Правительство Курганской области предоставить финансирование для предоставления Липняговой З.А. жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Вохменцев А.С., истец Липнягова З.А. на заявленных исковых требованиях настаивали, Липнягова З.А. подтвердила отсутствие у неё собственного жилья.
Представитель ответчика Администрации Звериноголовского района Курганской области, в судебном заседании не участвовал, в представленном отзыве просил рассмотреть дело без своего участия, с исковыми требованиями согласился.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебном заседании не участвовал, в представленном отзыве просил рассмотреть дело без своего участия, иск не признал.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета иска сектора опеки и попечительства районного управления образования Администрации Звериноголовского района Курганской области, Главного Управления образования Курганской области, в судебном заседании также не участвовали.
Звериноголовским районным судом Курганской области 27 августа 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, считая его незаконным в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, что силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.
В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, норм Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настаивает, что с 1 января 2013 г. исключено внеочередное предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, предоставление жилья лицам данной категории поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, обладающих аналогичным правом на получение жилья. Федеральным законодательством определено, что с 1 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Со ссылкой на нормы статей 1, 152, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", отмечает, что суд первой инстанции, неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Обращает внимание, что исходя из приведенных норм права, Липнягова З.А., как физическое лицо, не может являться участником межбюджетных отношений и определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Считает, что разрешение вопросов достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
Настаивает, что нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не применимы к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, в связи с чем, суд первой инстанции не правомочен был решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений и возлагать на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления жилья, поскольку данные вопросы не относятся к подведомственности судом общей юрисдикции. В обоснование приводит примеры правоприменительной практики Курганского областного суда.
Полагает, что возложенная оспариваемым решением на Правительство Курганской области обязанность по предоставлению финансирования для приобретения жилья не связана с обязанностью Администрации Звериноголовского района по предоставлению жилья, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относит определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
По мнению автора жалобы, суд обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению жилых помещений в собственность муниципального образования, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит исполнение решения суда в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя, хотя судебные акты должны быть ясными и точными, объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении.
На основании данных доводов, Правительство Курганской области считает, что правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствовали.
Просит решение Звериноголовского районного суда Курганской области от 27 августа 2013 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Липнягова З.А. представители Администрации Звериноголовского района Курганской области, Отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Звериноголовского района Курганской области, Главного Управления образования Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, от Правительства Курганской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителя, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
В силу статьи 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещаемыми законами. Между тем, согласно части 1 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав или законных интересов. Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 данного Кодекса способами.
Из материалов дела усматривается, что Липнягова (до брака Кустова) родилась , её родителями являются и (свидетельство о рождении, л.д. 10).
Решением Куртамышского районного суда Курганской области от 29 марта 2005 г. лишена в отношении дочери родительских прав (л.д. 11).
Приговором Звериноголовского районного суда Курганской области от 7 апреля 2000 г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде
Постановлением Администрации Звериноголовского района от 29 марта 2001 г. за Кустовой (Липняговой) З.А., а также Михалевой Л.М. и Кустовой О.А., было закреплено жилое помещение, принадлежащее АОЗТ "Буревестник" по адресу: (л.д. 19). Впоследствии, заключением межведомственной комиссии Администрации Отряд-Алабугского сельсовета Звериноголовского района Курганской области, жилое помещение по адресу: , закрепленное ранее за несовершеннолетними на основании указанного выше постановления, было признано непригодным для проживания (л.д.20-22).
Постановлением Администрации Звериноголовского района от 27 апреля 2011 г. Кустова З.А. поставлена на учет, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающаяся в получении жилья (л.д. 25).
Кустова З.А. заключила брак с , после заключения брака ей была присвоена фамилия "Липнягова" (л.д. 15).
у Липняговой З.А. и родилась дочь (л.д. 16).
Постановлением Администрации Звериноголовского района от 24 января 2013 г. Липнягова З.А. включена в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 27).
Договор социального найма с Липняговой З.А. на территории Отряд-Алабугского сельсовета Звериноголовского района Курганской области не заключался (л.д. 29).
По данным Управления Росреестра по Курганской области Липнягова З.А. не имеет в собственности жилых помещений (л.д. 30).
Конституцией Российской Федерации, как основным государственным законом, на государство возложена обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, посредством предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодательных органов.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основополагающие принципы, содержание и перечень мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, регламентированы Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
В федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закреплены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
В силу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Принимая решение по существу предъявленных требований, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции верно установил принадлежность Липняговой З.А. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Законодательством Российской Федерации с 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом, по смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Установленному порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2013 г. не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Факт нуждаемости Липняговой З.А. в получении жилья подтверждается имеющимися материалами дела, и признан Администрацией Звериноголовского района при постановке её на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья Липняговой З.А. не реализовано, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она жильем не обеспечена, что нарушает её жилищные права и предоставляет прокурору основания для обращения в суд с иском в защиту её прав на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Материалами дела установлено, что Липнягова З.А. принята Администрацией Звериноголовского района на учет для получения жилья как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке, установленном Администрацией Звериноголовского района.
С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с этим, довод апелляционной жалобы об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления Липняговой З.А. жилого помещения несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке какой-либо очередности.
Довод апелляционной жалобы ответчика о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации Звериноголовского района в целях предоставления жилья Липняговой З.А., по мнению судебной коллегии, является несостоятельным, основанным на неправильном, субъективном толковании ответчиком норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту - орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из системного анализа приведенных выше норм права следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий Администрации Звериноголовского района по приобретению жилого помещения для Липняговой З.А. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, данные требования не подведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, также необоснован. Принимая решение о возложении на Правительство Курганской области обязанности по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в область межбюджетных отношений между ответчиками.
Согласно справке Администрации Звериноголовского района от 6 августа 2013 г., в 2013 г. для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам, из их числа поступило Звериноголовскому району руб., которые израсходованы полностью, внесен аванс по муниципальным контрактам в 70% размере на приобретение 8 квартир (л.д. 84). Согласно справке Администрации Звериноголовского района от 6 августа 2013 г., в 2013 году на приобретение жилья детям-сиротам поступило руб., которые израсходованы полностью (л.д. 93).
Таким образом, доказательств обеспечения Липняговой З.А. жилым помещением по договору специализированного найма и наличия финансирования для решения вопроса Администрацией Звериноголовского района о предоставлении Липняговой З.А. жилого помещения, в материалы дела не представлено, обратного ответчиками не доказано (пункт 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с этим, вывод суда первой инстанции о том, что на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, является правомерным, соответствующим установленным обстоятельствам дела.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, с учетом наличия у Липняговой З.А. права на получение мер социальной поддержки, признания её нуждающейся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе относительно не подведомственности суду общей юрисдикции спора о финансировании предоставления жилья, отсутствия перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, необъективности и неясности оспариваемого решения, являются следствием фактически произведенной ответчиками переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звериноголовского районного суда Курганской области от 27 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.