Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Ушаковой И.Г., Черновой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 29.10.2013 гражданское дело по иску прокурора Каргапольского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 30.07.2013, которым постановлено:
иск прокурора Каргапольского района удовлетворить частично.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильника на территории Новоиковского сельсовета Каргапольского района Курганской области в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", а именно: огородить глухим забором высотой не менее 2 м., с внутренней стороны забора по всему периметру вырыть траншею в соответствие с п. 5.6 Правил; установить над ямой навес в соответствии с п. 5.8 Правил.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильника на территории Соколовского сельсовета Каргапольского района Курганской области в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов": огородить глухим забором высотой не менее 2 м., с внутренней стороны забора по всему периметру вырыть траншею в соответствие с п. 5.6 Правил; земляную яму для захоронения биоотходов закрыть землей с высотой кургана не менее 1 м.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильника на территории Журавлевского сельсовета Каргапольского района Курганской области в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", а именно: огородить глухим забором высотой не менее 2 м., с внутренней стороны забора по всему периметру вырыть траншею в соответствие с п. 5.6 Правил.
Заслушав доклад судьи областного суда Черновой Н.А., пояснения представителя ответчика Правительства Курганской области , поддержавшей доводы апелляционной жалобы; представителя третьего лица Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области , не согласившегося с доводами апелляционной жалобы; мнение прокурора , возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Каргапольского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Курганской области о возложении обязанности по приведению скотомогильников, расположенных на территории Каргапольского района Курганской области, в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
В обоснование уточненных исковых требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Курганской области было установлено, что на территории Каргапольского района имеются скотомогильники, содержание которых не отвечает требованиям санитарного законодательства.
Расположенные на территории Новоиковского, Соколовского и Журавлевского сельсоветов Каргапольского района скотомогильники не отвечают требованиям п.п. 5.6, 5.7, 5.8, 5.10 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Правила).
Данные скотомогильники на балансе указанных сельсоветов не числятся.
Скотомогильники, предназначенные для захоронения биологических отходов, не отвечают ветеринарно-санитарным требованиям, а их эксплуатация осуществляется с нарушениями ветеринарно-санитарных правил, что ставит под угрозу экологическое благополучие граждан и может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.
Просил обязать Правительство Курганской области поставить указанные скотомогильники на баланс; обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильников, расположенных в в соответствие с п. 5.6 Правил огородить глухим забором высотой не менее 2 м., с внутренней стороны забора по всему периметру вырыть траншею; в соответствие с п. 5.7 Правил биотермическую яму привести в соответствие размеру и глубине, стены ямы оборудовать водонепроницаемым материалом, установить двухслойные перекрытия ямы с плотно закрываемой крышкой; в соответствие с п. 5.8 Правил установить над ямой навес и помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; в соответствие с п. 5.10 Правил построить подъездные пути к территории скотомогильников; обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильника на в соответствие с Правилами, а именно: на территории указанного скотомогильника в соответствие с п. 5.6. Правил огородить глухим забором высотой не менее 2 м., с внутренней стороны забора по всему периметру вырыть траншею, в соответствие с п. 5.7 Правил установить над ямой плотно закрываемую крышку.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Правительства Курганской области с иском не согласилась. Полагала, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по иску прокурора, так как скотомогильники в его ведении не находятся.
Представитель третьего лица Управления ветеринарии Курганской области в судебном заседании полагал, что иск прокурора к Правительству Курганской области заявлен необоснованно.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Россельхознадзор) в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации Новоиковского сельсовета исковые требования поддержал, пояснил, что скотомогильник на балансе Новоиковского сельсовета не состоит.
Представитель третьего лица Администрации Журавлевского сельсовета исковые требования поддержал в полном объеме. Указал, что в настоящее время скотомогильник не используется.
Представители третьих лиц: Управления Роспотребнадзора по Курганской области, Комитета по архитектуре и строительству Курганской области, Администрации Каргапольского района Курганской области, Администрации Соколовского сельсовета в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что Правительство Курганской области собственником скотомогильников не является, не относится к субъектам, на которых распространяется действие "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", скотомогильники не находятся в ведении Курганской области в связи с чем Правительство области не является надлежащим ответчиком по делу. Правительство Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Курганской области, регулирует правоотношения в указанной сфере путем принятия правовых актов и не осуществляет конкретных видов работ по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил. По мнению ответчика, скотомогильник является объектом недвижимого имущества, который представляет собой сложное техническое сооружение, для строительства которого производится выбор и отвод земельного участка по представлению государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Выбор и отвод земельного участка для таких целей осуществляют органы местной администрации. Считает, что прокурором не представлено доказательств, подтверждающих как наступление вреда в настоящее время, так и реальность опасности причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем в результате не приведения скотомогильников в соответствие с Правилами.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Каргапольского района просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц Управления ветеринарии Курганской области, Управления Роспотребнадзора по Курганской области, Администрации Новоиковского сельсовета, Администрации Соколовского сельсовета, Администрации Журавлевского сельсовета, Управления Роспотребнадзора по Курганской области, Комитета по архитектуре и строительству Курганской области, Администрации Каргапольского района Курганской области, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежаще, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Каргапольского района совместно со специалистами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области в отношении Администрации Новоиковского сельсовета, Администрации Соколовского сельсовета, Администрации Журавлевского сельсовета Каргапольского района Курганской области проведены проверки соблюдения требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в результате которых установлены указанные выше нарушения "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" от .
Данные нарушения подтверждаются актом проверки Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от , актами обследования Управления ветеринарии Курганской области от ; от ; от .
Согласно справкам Администрации Новоиковского сельсовета Каргапольского района Курганской области от , Администрации Соколовского сельсовета Каргапольского района Курганской области от , Администрации Журавлевского сельсовета Каргапольского района Курганской области от указанные скотомогильники на балансе данных сельсоветов не состоят.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области - сведения о зарегистрированных правах на скотомогильники в в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют.
Судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" на Правительство Курганской области правильным, основанным на положениях действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. ст. 1 и 2 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно п/п "ц" п. 2 ст. 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы, при этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не предусматривает.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Органы местного самоуправления, юридические или физические лица не являются собственниками скотомогильников в границах и не могут являться таковыми в силу закона.
Доказательств передачи органу местного самоуправления государственных полномочий по содержанию скотомогильников с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в материалы дела не представлено.
Пункт 6.10 Ветеринарно-санитарных правил предусматривает возможность возложения ответственности за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Однако, указанный пункт правил говорит не об обязанностях организаций в данной сфере, а лишь об индивидуальной ответственности руководителей.
К полномочиям органов местного самоуправления, в силу п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил, отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Довод апелляционной жалобы о том, что статус указанного в иске объекта захоронения биологических остатков как скотомогильника не подтвержден, поскольку он сооружен на не отведенном для данных целей земельном участке, не принят в эксплуатацию по акту приемки, не имеет биотермической ямы, в связи с чем у суда не было оснований для удовлетворения иска прокурора, судебная коллегия находит несостоятельным.
В соответствии с п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правил - биологические отходы утилизируют следующими способами: путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживания в биотермических ямах, уничтожения сжиганием или в исключительных случаях захораниванием в специально отведенных местах.
Согласно п. 1.7 Ветеринарно-санитарных правил - уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается, и согласно положений п. 4.1.1. захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, указанных в п. п. 1.7.2 и 1.7.3 настоящих Правил: при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, но только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации; и в зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы.
В связи с прямым запретом уничтожения биологических отходов путем захоронения в землю, единственно допустимыми способами уничтожения биологических отходов на территории Курганской области являются: обеззараживание в биотермических ямах (скотомогильниках) и уничтожение сжиганием, которое проводится под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка в соответствии с требованиями и порядком, установленным в п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил.
Материалами дела подтверждено обустройство указанных в исках объектов именно как биотермических ям (скотомогильников), но с нарушением установленных для его обустройства правил (п.п. 5.6, 5.8). Выявленные нарушения требуют устранения с целью эффективного и безопасного уничтожения биологических отходов.
То обстоятельство, что скотомогильники обустроены на не отведенных для этих целей земельных участках, не освобождает Правительство Курганской области от возложенной законом обязанности по решению вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Довод жалобы о том, что судом не установлено, какие права неопределенного круга лиц нарушены ответчиком, судебная коллегия считает необоснованным.
Существование на территории Каргапольского района Курганской области скотомогильников в условиях, когда они не находятся на чьем-либо балансе, никто не обеспечивает их надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни и здоровья людей, лишает их права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
С учетом изложенного, Правительство Курганской области является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором Каргапольского района исковым требованиям.
Довод ответчика о том, что указанные в иске скотомогильники находятся в ведении администраций сельсоветов на территории Каргапольского района Курганской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления не предусматривает.
При этом, ответчиком суду не были представлены доказательства, подтверждающие, что соответствующим муниципальным образованиям, в границах территорий которых находятся скотомогильники, в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", передавались полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по надлежащему оборудованию скотомогильников.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, направлены на иное толкование норм материального права и оценку представленных суду доказательств.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 30.07.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.