Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Аврамовой Н.В., Голубь Е.С.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 31.10.2013 гражданское дело по иску прокурора Звериноголовского района в интересах Жихоревой Ф.В. к Администрации Звериноголовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по финансированию предоставления жилого помещения,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Звериноголовского районного суда Курганской области от 04.09.2013, которым постановлено: исковые требования прокурора Звериноголовского района в интересах к Администрации Звериноголовского района Курганской области о предоставлении жилого помещения и к Правительству Курганской области о возложении обязанности по финансированию предоставления жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию Звериноголовского района Курганской области предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в в пределах нормы - не менее 18 кв.м. общей площади, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию расходов Администрации Звериноголовского района Курганской области на предоставление жилого помещения .
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения истца Жихоревой Ф.В., прокурора Богомазовой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Звериноголовского района Курганской области обратился в суд в интересах Жихоревой Ф.В. с иском к Администрации Звериноголовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 18 кв.м, возложении обязанности по финансированию предоставления жилья.
В обоснование иска указал, что Жихорева Ф.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать решением Звериноголовского районного суда от лишена родительских прав, в свидетельстве о рождении в графе "отец" стоит прочерк. На основании Постановления Администрации Звериноголовского района от Жихорева Ф.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди на территории Звериноголовского района, в собственности жилья не имеет. Полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус Жихоревой Ф.В., последняя имеет право на предоставление по месту жительства жилья по договору найма специализированного жилого помещения. Поскольку финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления на территории Курганской области, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области, просил возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Жихоревой Ф.В. жилого помещения.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Звериноголовского района Вохменцев А.С. исковые требования поддержал, дал пояснения согласно исковому заявлению.
Истец Жихорева Ф.В. в судебное заседание не явилась, извещалась в установленном процессуальным законом порядке, от Жихоревой Ф.В. поступило письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором она указала, что исковые требования поддерживает (л.д. 73).
В судебном заседании представитель третьего лица сектора опеки и попечительства районного управления образования Администрации Звериноголовского района Курганской области по доверенности Симзикова Е.Г. исковые требования поддержала. Пояснила, что Жихорева Ф.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье, своего жилья она не имеет, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Ответчик Администрация Звериноголовского района Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от исполняющего обязанности Главы Звериноголовского района Курочкина О.А. поступил письменный отзыв, в котором представитель просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве указал, что Законом Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеки и попечительству" предусмотрено обеспечение передачи органам местного самоуправления финансовых средств необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству. До настоящего времени финансовые средства из бюджета Курганской области на предоставление Жихоревой Ф.В. благоустроенного жилого помещения в бюджет Звериноголовского района не поступали (л.д. 71-72).
Ответчик Правительство Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещалось в установленном процессуальным законом порядке, сведений об уважительных причинах неявки представителя суду не представило.
Третье лицо Главное управление образования Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, от первого заместителя начальника Главного управления образования Курганской области Абрамова Э.Н. поступил письменный отзыв, в котором указано, что решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения оформляется правовым актом органа местного самоуправления, к которым Правительство Курганской области не относится. Субвенции, выделяемые из областного бюджета бюджетам муниципальных районов Курганской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечисляются в бюджеты муниципальных образований на основании заявок муниципальных образований. Финансирование осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений. Физические лица не являются участниками бюджетного процесса (л.д. 62-65).
Суд исковое заявление удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области.
В обоснование жалобы указывает, что судом не принято во внимание то, что в статью 57 ЖК РФ внесены изменения, исключен внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Указывает, что вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений, и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Полагает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
В суде апелляционной инстанции истец Жихорева Ф.В. просила оставить решение суда без изменения. Указала, что в собственности жилья не имеет, проживает в в общежитии технологического колледжа, где проходит обучение, постоянной регистрации по месту жительства не имеет, имеет временную регистрацию в общежитии.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Богомазова Л.В. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения. Указала, что Жихорева Ф.В. имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, однако жильем не обеспечена.
Представители ответчиков и третьих лиц в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке. От Правительства Курганской области поступило письменное заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Остальные участвующие в деле лица сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав прокурора, истца, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
С 01.01.2013 Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Жихорева Ф.В., года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку решением Звериноголовского районного суда Курганской области от ее мать лишена родительских прав, сведения об отце в запись акта о рождении внесены на основании заявления матери - не указаны (л.д. 9, 12-13).
Постановлением Администрации Звериноголовского района Курганской области от Жихорева Ф.В. в связи с отсутствием возможности установления над ней опеки определена в детское государственное учреждение. При этом за Жихоревой Ф.В. до достижения ей возраста 18 лет было закреплено жилое помещение по месту жительства ее матери, расположенное по . Впоследствии на основании акта обследования от данное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания, а постановление Администрации сельсовета Звериноголовского района Курганской области от "О закреплении жилья за Жихоревой Ф.В. отменено (л.д. 15-16, 19-20).
Постановлением Администрации Звериноголовского от Жихорева Ф.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди (л.д. 24).
В Жихорева Ф.В. окончила муниципальное общеобразовательное учреждение "", обучается с в филиале Государственного бюджетного образовательного учреждения " (л.д. 21-22).
Постановлением Администрации Звериноголовского района Курганской области от Жихорева Ф.В. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. Номер очереди в списке 24 (л.д. 26-27).
Жилых помещений в собственности или занимаемых по договору социального найма Жихорева Ф.В. не имеет, временно зарегистрирована по месту учебы по на период с по (л.д. 11, 28-30). Как пояснила Жихорева Ф.В. в суде апелляционной инстанции, она проживает в в общежитии технологического колледжа, где проходит обучение, постоянной регистрации не имеет, имеет временную регистрацию в общежитии.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Жихоревой Ф.В. в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Жихорева Ф.В. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, и обоснованно удовлетворил требования прокурора, заявленные в ее интересах.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Главы Звериноголовского района Курганской области N 166 от 28.04.2011 "Об определении средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения", минимальный размер площади жилых помещений по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, равен не менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению перечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, правомерно возложил на Администрацию Звериноголовского района обязанность по предоставлению Жихоревой Ф.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Звериноголовского района Курганской области, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
С учетом вышеизложенного, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Отклоняя довод жалобы Правительства Курганской области о том, что финансирование предоставления детям-сиротам жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений, и данный вопрос не должен разрешаться судом, судебная коллегия исходит из того, что межбюджетные отношения в Курганской области не являются предметом рассмотрения по делу. Учитывая, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше законодательными нормами в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд обоснованно проверил соблюдение Правительством Курганской области социальных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц.
Отклоняя довод жалобы о том, что внеочередное предоставление жилого помещения по решению суда Жихоревой Ф.В. нарушает действующее законодательство и права других детей-сирот, включенных в список ранее Жихоревой Ф.В., судебная коллегия исходит из того, что ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Кроме того, Жихорева Ф.В. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, однако данное право ей не было реализовано до 01.01.2013 по причинам, не зависящим от ее воли.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело проверено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звериноголовского районного суда Курганской области от 04.09.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий С.В. Тимофеева
Судьи: Н.В. Аврамова
Е.С. Голубь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.