Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в, составе
судьи - председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Арзина И.В. и Варлакова В.В.,
при секретаре Комогоровой Е.М.,
с участием прокурора Богомазовой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 31 октября 2013 г. гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана, Муниципальному казенному учреждению "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 13 августа 2013 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора города Кургана к Администрации г. Кургана, МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" о возложении обязанности удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Кургана профинансировать работы по приведению состояния проезжей части автомобильной дороги по пр. Конституции г. Кургана (от пр. Конституции, 7 до здания поста ГИБДД УМВД России по г. Кургану) в соответствие со стандартами, техническими нормами (п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р50597-93 "Автомобильные улицы и дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения").
Обязать МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" организовать работы по приведению состояния проезжей части автомобильной дороги по пр. Конституции г. Кургана (от пр. Конституции, 7 до здания поста ГИБДД УМВД России по г. Кургану) в соответствие со стандартами, техническими нормами (п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р50597-93 "Автомобильные улицы и дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения").
Заслушав доклад судьи Арзина И.В., объяснения представителя Администрации города Кургана - Ходака Э.В., представителя МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" - Поповой Е.Н., мнение прокурора Богомазовой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Кургана в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Кургана, Муниципальному казенному
1
учреждению "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" (далее - Управление) о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города Кургана в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установлено, что дорожное покрытие на участке дороги по пр. Конституции, пр. Машиностроителей в г. Кургане не соответствует требованиям нормативных документов и создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий по дорожным условиям. Согласно актам обследования состояния проспекта Машиностроителей и проспекта Конституции г. Кургана от 15.05.2013 г. N 2022, 2021, данные участки дорог без проведения ремонтно-восстановительных работ не пригодны для движения автотранспорта. На участке дороги по пр. Конституции от дома N 7 до здания поста ГИБДД УМВД России по г. Кургану имеются ямы глубиной более 5 см с размерами вдоль проезжей части до 1 м, перпендикулярно оси дороги до 0,8 м. Кроме того, на проезжей части в районе здания поста ГИБДД имеется колея глубиной 10 см. На участке дороги пересечение пр. Машиностроителей и ул. Некрасова имеются ямы глубиной более 5 см с размерами вдоль проезжей части до 1, 5 м, перпендикулярно оси дороги до 0,8 м. В соответствии с заключением, изложенным в акте управления государственного автодорожного надзора по Курганской области, состояние проезжей части улицы не обеспечивает безопасных условий для движения, в связи с чем необходимо произвести ее ремонт. В связи с тем, что дорога по пр. Машиностроителей, пр. Конституции в г. Кургане находится на балансе Администрации города Кургана и включена в реестр объектов муниципальной собственности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, возложена на Администрацию города Кургана. Администрацией города Кургана учреждено МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана", в соответствии с Уставом которого основными задачами являются обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог города Кургана, улучшения их технического состояния; организация выполнения муниципальных целевых программ в сфере содержания, строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог, дорожных сооружений и благоустройства города Кургана.
Просил возложить обязанность на Администрацию города Кургана профинансировать работы по приведению состояния проезжей части автомобильных дорог по пр. Конституции (от пр. Конституции, 7 до здания поста ГИБДД УМВД России по г. Кургану), пр. Машиностроителей (пересечение пр. Машиностроителей и ул. Некрасова) г. Кургана в соответствие со стандартами, техническими нормами (п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р50597-93 "Автомобильные улицы и дороги. Требования к эксплуатационном}' состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения"), возложить обязанность на МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" организовать работы по приведению состояния проезжей части автомобильных дорог по пр. Конституции (от пр. Конституции, 7 до здания поста ГИБДД УМВД России по г. Кургану), пр. Машиностроителей (пересечение пр. Машиностроителей и ул. Некрасова) г.
2
Кургана в соответствие со стандартами, техническими нормами (п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р50597-93 "Автомобильные улицы и дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
безопасности дорожного движения")
В судебном заседании представитель истца Поляковская И.В. исковые
требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Косованова Т.А. с иском не согласилась, указывала на отсутствие бюджетных средств для организации восстановительных работ по ремонту дорог.
Представитель ответчика МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" по доверенности Попова Е.Н. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что указанные в иске участки дорог не входя в установленный перечень объектов, подлежащих ремонту в 2013 году.
Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Кургану по доверенности Кадрин В.В. в судебном заседании поясняла, что при комиссионном обследовании участков дорог в районе пересечения пр. Машиностроителей и ул. Некрасова недостатков не было выявлено, состояние дорожного покрытия на участке по пр. Конституции в г. Кургане не удовлетворяет требованиям безопасности дорожного движения.
Представитель третьего лица Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен судом надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Кургана выражает несогласие с решением суда и просит его отменить и в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального права. Считает, что предметом данного спора является установление надлежащего либо ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей. Администрация города Кургана предпринимает все необходимые мероприятия по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения. Ведутся работы по содержанию автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения, выделяются денежные средства, имеющиеся недостатки в организации дорожного движения устраняются. Доказательств бездействия Администрации города Кургана в решении вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также несоблюдения требований по осуществлению муниципального контракта за муниципальным имуществом, не представлено. Кроме того, Администрация города Кургана, являясь исполнительным органом в структуре органов местного самоуправления, осуществляет финансовую деятельность строго в рамках предусмотренного бюджетного финансирования,
3
деятельность жестко ограничена лимитами денежных средств, предусмотренных на определенные цели. В бюджете города Кургана на 2013 г. не предусмотрены денежные средства на проведение работ по восстановлению автомобильной дороги по проспекту Конституции, в связи с чем решение суда по данному делу является неисполнимым.
В возражении на апелляционную жалобы прокурор города Кургана выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения.
В заседании судебной коллегии представитель Администрации города Кургана - Ходак Э.В., представитель МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" - Попова Е.Н. поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на отмене судебного решения.
Представители Управления Государственного автодорожного надзора по Курганской области, ОГИБДД УМВД по Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Требования к техническому содержанию автомобильных дорог изложены в Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221.
Согласно подпунктам 3.1.1, 3.1.2 п. 3.1 названного стандарта, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 сантиметров, ширине - 60 сантиметров и глубине - 5 сантиметров.
Материалами дела установлено, что в ходе проведенной прокуратурой города Кургана проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на участке автомобильной дороги по пр. Конституции (от пр. Конституции. 7 до здания поста ГИБДД УМВД России по г. Кургану) в г. Кургане выявлены нарушения требований ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", поскольку на нем имеются ямы глубиной более 5 см с размерами вдоль
4
проезжей части до 1 м, перпендикулярно оси дороги до 0,8 м; на проезжей части в районе здания поста ГИБДД имеется колея глубиной 10 см, что не обеспечивает безопасных условий для движения автотранспорта.
Данный факт подтверждается актом проверки Управления Государственного автодорожного надзора по Курганской области от 15.05.2013 N 2022 (л.д. 70) и в судебном заседании стороной ответчика не оспаривался.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что на участке проезжей части дороги по пр. Конституции (от пр. Конституции, 7 до здания поста ГИБДД УМВД России по г. Кургану) в г. Кургане имеются нарушения требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, предусмотренных Государственным стандартом РФ Р 50597-93.
В силу пп. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
К вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется, в том числе, за счет средств местных бюджетов (ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно выписке реестров объектов муниципальной собственности от 23.01.2012 г. пр. Конституции, в г. Кургане находятся на балансе Администрации города Кургана и включены в реестр объектов муниципальной собственности.
Суд, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, пришел к правильному выводу о возложении обязанности по финансированию работ по приведению участка дороги по пр. Конституции в г. Кургане в соответствие со стандартами и техническими нормами на Администрацию города Кургана.
5
Поскольку в ходе рассмотрения дела стороной ответчика не были представлены доказательства выполнения ремонтных работ по пр. Конституции в городе Кургане, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В соответствии с п. 2.1, 2.1.1, 2.1.2 Устава муниципального казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана", предметом деятельности Учреждения является реализация полномочий Администрации города Кургана в сфере содержания автомобильных дорог и благоустройства территории городского округа. Основными целями деятельности Учреждения являются обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог города Кургана, улучшения их технического состояния; организация выполнения муниципальных целевых программ в сфере содержания, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, дорожных сооружений и благоустройства города Кургана.
Учитывая, что от имени муниципального образования "Город Курган" заключение муниципальных контрактов по содержанию и ремонту проезжей части автомобильных дорог города осуществляет МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана", суд правомерно возложил организацию работ по приведению состояния дороги по пр. Конституции в городе Кургане в соответствие со стандартами и техническими нормами на него.
При этом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о возложении обязанности по приведению состояния проезжей части автомобильной дороги по пр. Машиностроителей в г. Кургане (пересечение пр. Машиностроителей и ул. Некрасова) в соответствии со стандартами, техническими нормами, поскольку при рассмотрении дела установлено, что данный участок дороги каких-либо недостатков не имеет, проезжая часть находится в удовлетворительном состоянии, что подтверждается актом комиссионного обследования указанной дороги от 29.07.2013 г.
Отсутствие (недостаточность) у муниципального образования финансовых ресурсов для исполнения обязанностей, возложенных на них федеральными законами, а равно, для осуществления уставной деятельности по решению вопросов местного значения в области контроля за использованием автомобильных дорог и их сохранностью, не может являться основанием к отказу прокурору в удовлетворении исковых требований, поскольку Администрация вправе обратиться в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в указанной части. Более того, в суде апелляционной инстанции представители ответчика пояснили, что после вынесения обжалуемого решения ремонтные работы произведены.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции в
апелляционной жалобе не приведено.
6
В силу ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанцией в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и представлении.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, постановленным на основе исследованных в судебном заседании доказательствах в совокупности и при правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Каких-либо процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 13 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.