Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 7 ноября 2013 года гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах Газизова Э.А. к Администрации города Кургана о предоставлении жилого помещения, к Правительству Курганской области о предоставлении финансирования для предоставления жилья
по апелляционным жалобам Администрации города Кургана, Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 31 июля 2013 года, которым, с учетом определения Курганского городского суда Курганской области от 19 августа 2013 года об исправлении описки постановлено:
"Исковые требования Прокурора г. Кургана, действующего в интересах лица из числа детей-сирот Газизова к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Газизову , года рождения, по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте города Кургана, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией города Кургана жилого помещения Газизову ".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Кабаковой О.В., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Кургана обратился в Курганский городской суд Курганской области в интересах Газизова Э.А. с исковыми требованиями к Администрации города Кургана о предоставлении жилого помещения и Правительству Курганской области о финансировании предоставления жилья Газизову Э.А.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства о дополнительных гарантиях прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части обеспечения жильем, было установлено, что Газизов Э.А. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать . умерла, а отец - лишен родительских прав в отношении сына. С 2000 года истец находился на воспитании в детском государственном учреждении города Кургана, при этом жилое помещение за ним не закреплялось. 28 июля 2011 г. Газизову Э.А. был назначен попечитель на возмездных условиях и он был передан в приемную семью, где проживал по адресу: и был временно там зарегистрирован.
Прокурор указывал также, что возможность закрепления жилого помещения за истцом отсутствует, поскольку он состоит на регистрационном учете в доме принадлежащем на праве собственности его бабушке - которая отказалась от предоставления истцу права проживания в данном жилом помещении.
Постановлением Администрации города Кургана от 23 марта 2012 г. N 822, Газизов Э.А. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как сирота, он достиг совершеннолетия, но жилое помещение ему не предоставлено. Собственного жилья истец не имеет.
Со ссылкой на нормы статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 2 Закона Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", Постановление Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 132 Конституции Российской Федерации, статей 19, 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", прокурор г. Кургана просил возложить на Администрацию города Кургана обязанность предоставить Газизову Э.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, площадью не менее 15 кв. м.
Также просил возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление Газизову Э.А. благоустроенного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Храмов Я.В. на заявленных исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации города Кургана Воденников В.Ю. действующий по доверенности, с иском не согласился. В ходе рассмотрения иска по существу предъявленных требований представитель Администрации города Кургана пояснял, что проект постановления Администрации города Кургана об исполнении судебных решений находится в стадии согласования. Приложением к такому постановлению является составленный органом местного самоуправления список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в предоставлении жилья, в отношении которых приняты соответствующие судебные акты. В имеющийся в настоящее время список Газизов Э.А. не включен и денежные средства для обеспечения его жилым помещением не выделены. При этом обращал внимание, что внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, законом не предусмотрено.
Представитель ответчика Правительства Курганской области, представитель третьего лица без самостоятельных требований по иску Главного Управления образования Курганской области в судебном заседании не участвовали. В представленных отзывах на иск выразили несогласие с заявленными требованиями, просили о рассмотрении дела без их участия.
Истец Газизов Э.А. в судебном заседании также не участвовал, извещался надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Курганским городским судом Курганской области 31 июля 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах Администрация города Кургана и Правительство Курганской области, считая его незаконным.
Администрация города Кургана в обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на нормы пунктов 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и нормы статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Указывает, что в силу вышеприведенных законодательных актов, с 1 января 2013 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями или собственниками жилых помещений, не являются членами семей нанимателей или собственников жилых помещений, либо для которых проживание в жилых помещениях нанимателей или собственников данных помещений невозможно - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом, предоставление жилых помещений производится в соответствии со списком, формируемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на основании заявлений граждан, относящихся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подаваемых по месту их жительства по достижению ими возраста 14 лет.
Автор жалобы считает, что судом первой инстанции необоснованно не принят во внимание указанный порядок, а также не учтено, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о его включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области.
Настаивает, что с 1 января 2013 г. федеральным законодательством исключено право на внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и лицам, из числа детей-сирот. Законодательством Курганской области урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. При этом указывает, что право Газизова Э.А. на получение жилья не нарушалось и не оспаривалось.
Указывает, что судом не учтено, что распределение субвенций на исполнение указанных государственных полномочий в 2013 году утверждено приложением N 11 к Закону Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Таким образом, государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, необходимые для осуществления данных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год.
Просил решение Курганского городского суда Курганской области от 31 июля 2013 г. отменить, в удовлетворении исковых требований Газизова Э.А. к Администрации города Кургана отказать.
Правительство Курганской области в обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.
Приводит нормы статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настаивает, что с 1 января 2013 г. исключено внеочередное предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо этого, предоставление жилья лицам данной категории поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, обладающих аналогичным правом на получение жилья. Федеральным законодательством определено, что с 1 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Ссылаясь на нормы статей 1, 152, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", отмечает, что суд первой инстанции, неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Настаивает, что исходя из приведенных норм права, Газизов Э.А., как физическое лицо, не является участником межбюджетных отношений, в связи с чем, определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для данного дела. Считает, что разрешение вопросов достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
Утверждает, что нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации неприменимы к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, в связи с чем, суд первой инстанции не правомочен был решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений и возлагать на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления жилья, поскольку данные вопросы не относятся к подведомственности судом общей юрисдикции. В обоснование приводит примеры правоприменительной практики Курганского областного суда.
Полагает, что установленная решением обязанность Правительства Курганской области предоставить финансирование для предоставления жилья не связана с обязанностью Администрации города Кургана по предоставлению жилья Газизову Э.А., поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относит определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
По мнению автора жалобы, суд обязал Правительство Курганской области обеспечить предоставление жилых помещений в собственность муниципального образования, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит исполнение решения суда в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя, хотя судебные акты должны быть ясными и точными, объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении.
На основании приведенных доводов, Правительство Курганской области считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имелось.
Просит решение Курганского городского суда Курганской области от 31 июля 2013 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Газизов Э.А., представители Администрации города Кургана, Главного Управления образования Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель Правительства Курганской области просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Газизов родился его родителями являются . и (свидетельство о рождении, л.д. 10).
Решением Курганского городского суда Курганской области от 13 июля 2000 г. и лишены родительских прав в отношении сына (л.д. 13).
Мать истца - умерла (л.д. 14).
Распоряжением мэра города Кургана от 20 сентября 2000 г. -р в отношении Газизова Э.А. установлена опека приходящейся ему бабушкой (л.д. 48).
10 июня 2010 г. Газизов Э.А. окончил пребывание в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Курганская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (аттестат, л.д. 15-16).
Постановлением Администрации города Кургана от 28 июня 2011 г. Газизову Э.А. на договорной основе назначен попечитель - истец передан в приемную семью попечителя (л.д. 51-52, 53-59).
Также из материалов дела усматривается, что со 2 октября 1998 г. до 3 июня 2010 г. Газизов Э.А. был зарегистрирован по адресу: , в жилом помещении, принадлежащем его бабушке - С 28 февраля 2013 г. истец зарегистрирован по адресу: (копия паспорта, л.д. 11-12).
Как установлено в судебном заседании, в ходе рассмотрения иска по существу предъявленных требований судом первой инстанции, снятие истца с регистрационного учета по адресу: , связано с тем, что не дала согласия на закрепление за Газизовым Э.А. право пользования данным жилым помещением и проживания в нем.
Жилое помещение по адресу: , общей площадью 40, 7 кв. м, принадлежит на праве собственности (л.д. 63).
Из пояснений данных ею в судебном заседании Петуховского районного суда Курганской области в порядке исполнения судебного поручения Курганского городского суда Курганской области 17 июля 2013 г., она приходится Газизову Э.А. тещей. Она зарегистрировала его в принадлежащем ей жилом помещении в качестве члена семьи, как мужа её дочери, признав за ним право пользования данным жилым помещением. При этом пояснила, что это была вынужденная мера, поскольку у Газизова Э.А. длительное время не было регистрации, а также у Газизовых родился ребенок. Истец с супругой не намерены постоянно проживать в , так как планируют жить и работать в , при этом супруга Газизова Э.А. еще не окончила обучение. Помимо и Газизова Э.А., в данном доме зарегистрирована также дочь
По информации МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации ", Газизов Э.А. на учете в качестве нуждающегося в получении жилья, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Администрации не состоит (л.д. 64).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области от 2 апреля 2013 г., Газизов Э.А. собственником жилых помещений не является (л.д. 65).
В материалы дела представлена карточка очередника на имя Газизова Э.А., из которой следует, что истец принят на очередь для улучшения жилищных условий распоряжением главы местного самоуправления от 23 марта 2012 г. , номер его очереди в общем списке , во внеочередном списке сирот - (л.д. 18).
В федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закреплены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
В силу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции обоснованно установил принадлежность Газизова Э.А. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Законодательством Российской Федерации с 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Установленному порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2013 г. не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Газизов Э.А. является нуждающимся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией города Кургана при постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что право на получение жилья истцом не реализовано. Обстоятельства его постановки на регистрационный учет по адресу: и признания за ним права пользования со стороны собственника данного жилого помещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку возможность проживания истца в данном жилом помещении в судебном заседании не установлена, при том, что он поставлен на учет для получения жилья на территории города Кургана.
Таким образом, поскольку в установленном законом порядке, Газизов Э.А., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, чем нарушаются его жилищные права. Данные обстоятельства предоставляют прокурору основания для обращения в суд с иском в защиту прав Газизова Э.А. в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Газизов Э.А. принят Администрацией города Кургана на учет для получения жилья как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 23 марта 2012 г. в порядке, установленном Администрацией города Кургана, что следует из представленной в материалы дела карточки очередника. В связи с этим, доводы апелляционной жалобы Администрации города Кургана о том, что истцом не представлено доказательств о включении его в список для получения жилья на территории Курганской области, несостоятельны, так как опровергаются имеющимися материалами дела.
С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву, либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления Газизову Э.А. жилого помещения не основан на законе и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке какой-либо очередности.
Довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации города Кургана по предоставлению жилья Газизову Э.А., судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на ошибочном, субъективном толковании со стороны ответчика норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту - орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из системного анализа приведенных выше норм права следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий Администрации города Кургана по предоставлению Газизову Э.А. жилого помещения затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, данные требования не подведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, также необоснован. Принимая решение о возложении на Правительство Курганской области обязанности по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в область межбюджетных отношений между ответчиками.
Согласно информации, предоставленной Главным Управлением образования Курганской области (л.д. 33-35), Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на 2013 год предусмотрены субвенции областного бюджета в размере в том числе для Администрации города Кургана Лимит объема субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в 2013 году доведен в установленном порядке до Администрации города Кургана. Фактически на данные цели в 2013 году в Администрацию города Кургана направлены средства размером
Таким образом, доказательств наличия денежных средств для обеспечения Газизова Э.А. жилым помещением ответчиками в материалы дела не представлено, обратного не доказано (пункт 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Соответственно, вывод суда первой инстанции о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, является правомерным.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Следовательно, с учетом наличия у Газизова Э.А. права на получение мер социальной поддержки, признания его нуждающимся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и представленные сторонами доказательства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Правительства Курганской области относительно не подведомственности суду общей юрисдикции спора о финансировании предоставления жилья, отсутствия перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, необъективности и неясности оспариваемого решения, являются следствием фактически произведенной ответчиком переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Кургана, Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.