Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 07.11.2013 гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах к Администрации г. Шадринска, Правительству Курганской области о предоставлении специализированного жилого помещения, финансировании предоставления указанного жилого помещения,
по апелляционным жалобам Администрации г. Шадринска, Правительства Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 30.08.2013, которым постановлено:
исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Шадринска предоставить , родившейся , по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией г. Шадринска жилого помещения специализированного жилищного фонда .
Заслушав доклад судьи областного суда Черновой Н.А., мнение прокурора , считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах к Администрации г. Шадринска, Правительству Курганской области о возложении на Администрацию г. Шадринска обязанности предоставить истцу по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Шадринска Курганской области, площадью не менее 15 кв.м, соответствующее санитарно-техническим требованиям, на Правительство Курганской области - обязанности профинансировать предоставление истцу указанного жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Шадринской межрайонной прокуратурой по обращению проведена проверка соблюдения федерального законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведения проверки установлено, что мать - решением Шадринского городского суда от лишена родительских прав в отношении дочери, отец - в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением Администрации г. Шадринска от назначена опекуном над несовершеннолетней , возможность закрепления жилья за отсутствовала, поскольку её мать собственного жилья не имела. Постановлением Администрации г. Шадринска от поставлена на учет в качестве нуждающейся в приобретении жилого помещения. Самостоятельной возможности приобрести жилье у нет. Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ч. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 (в редакции Закона Курганской области от 25.12.2012) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье", прокурор полагал, что имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления в размере 15 кв.м. Обязанность по предоставлению жилого помещения просил возложить на Администрацию г. Шадринска, обязанность по финансированию предоставления жилья истцу - на Правительство Курганской области.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации г. Шадринска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве Администрация г. Шадринска, не оспаривала право на предоставление жилья по договору найма специализированного жилого помещения, указала на то, что будет обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда, согласно списку в порядке очередности.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном отзыве с исковым заявлением прокурора не согласился, просил в его удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации г. Шадринска в судебном заседании с иском не согласилась.
Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Шадринским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе прокурору в иске, поскольку с 01.01.2013 законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения данным категориям граждан и отсутствием правового основания возложения на Правительство Курганской области обязательств по финансированию предоставления жилья истцу. Указанное требование не подлежало разбирательству в данном споре, так как касается межбюджетных отношений, и как следствие, разрешение данного спора не относится к компетенции суда общей юрисдикции.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация г. Шадринска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении лица, имеющего данное право, в список. Право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с 01.01.2013 исключено из действующего законодательства. В связи с чем, полагает, что внеочередное предоставление жилья будет нарушать права других граждан указанной категории, состоящих в очереди на получение жилья.
Прокурор участвующий в деле , в представленных возражениях на апелляционную жалобу Администрации г.Шадринска, просит решение Шадринского районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец , представители ответчиков и третьих лиц, извещены надлежаще, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, указанных в апелляционных жалобах.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела усматривается, что , года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Мать - решением Шадринского городского суда от была лишена родительских прав в отношении дочери, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери (л.д. 10, 13-15).
Постановлением Администрации г. Шадринска от назначена опекуном над несовершеннолетней В постановлении указано на отсутствие возможности закрепления за несовершеннолетней жилого помещений, поскольку её мать собственного жилья не имеет (л.д. 12).
Постановлением Администрации г. Шадринска от была принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 8).
жильем не обеспечена, по сведениям Управления Росреестра по Курганской области жилых помещений в собственности не имеет (л.д. 20).
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции правильно установил принадлежность к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Администрации г. Кургана. Право на получение жилья истец не реализовала в установленном законом порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах исковых требований о предоставлении ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Шадринской городской Думы от 16.10.2008 N 790 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде, установлена в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" - предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным Законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию г. Шадринска обязанность по предоставлению по договору специализированного найма благоустроенного жилого помещения, расположенного в черте г. Шадринска Курганской области, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Ссылки Правительства Курганской области в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), являются необоснованными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", с учетом положений п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается, как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования г. Кургана, суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья , не вторгаясь при этом, в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционных жалоб Правительства Курганской области, Администрации г. Шадринска об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Доводы апелляционных жалоб не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную ими в отзывах на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 30.08.2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Администрации г. Шадринска - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.