Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 12 ноября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Половинского района Курганской области в интересах Пушиной Е.Е. к Администрации Половинского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области, на решение Половинского районного суда Курганской области от 5 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Половинского района, действующего в интересах Пушиной к Администрации Половинского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию Половинского района предоставить Пушиной , года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории муниципального образования Половинский район Курганской области, общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма на территории муниципального образования Половинский район.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение благоустроенного жилого помещения Пушиной ".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора Кабаковой О.В., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Половинского района Курганской области (далее по тексту - прокурор Половинского района) обратился в Половинский районный суд Курганской области в интересах Пушиной Е.Е. с исковыми требованиями к Администрации Половинского района Курганской области, (далее по тексту - Администрация Половинского района), Правительству Курганской области c исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения, финансировании предоставления жилого помещения.
В обоснование иска указал, что в прокуратуру Половинского района поступило обращение Пушиной Е.Е. о нарушении её жилищных прав, в ходе проверки по которому установлено, что Пушина Е.Е. с 11 марта 2013 г. принята на учет Администрацией Половинского района как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения. Поскольку мать Пушиной Е.Е. умерла, а отец лишен родительских прав, истец относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но жильем не обеспечена.
Ссылаясь на нормы статей 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", Постановления Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", прокурор Половинского района просил возложить обязанность на Администрацию Половинского района по предоставлению Пушиной Е.Е. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании договора найма специализированного жилого помещения; а также возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению Пушиной Е.Е. жилого помещения.
Истец Пушина Е.Е. в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть иск без её участия.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Вдовиченко Д.В. на доводах искового заявления настаивал, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика по Администрации Половинского района в судебном заседании не участвовал, в отзыве на иск право Пушиной Е.Е. на получение жилья не оспаривал, просил дело рассмотреть без его участия.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебном заседании не участвовал. В представленном отзыве исковые требования не признал, просил рассмотреть дело без его участия.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований по иску Муниципального органа управления образованием Администрации Половинского района Курганской области, Финансового управления Курганской области, Главного управления образования по Курганской области в судебном заседании не участвовали, в представленных отзывах просили рассмотреть дело без их участия.
Половинским районным судом Курганской области 5 сентября 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, полагая его незаконным в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, автор указывает, что статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было предусмотрено внеочередное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений по договорам социального найма.
После принятия Федерального закона от 29 февраля 21012 г. N 15-ФЗ, внеочередное предоставление жилых помещений данной категории лиц законодателем было исключено и с 1 января 2013 г. прекращено внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончанию их пребывания в образовательных, воспитательных, социальных и иных учреждениях, приемных семьях, по прекращению опеки или попечительства, окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращению из исправительных учреждений.
Указывает, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, по договорам найма специализированных жилых помещений поставлено законодателем в зависимость от множества условий, а также от наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом. При этом, согласно нормам федерального законодательства с 1 января 2013 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, но в оспариваемом судебном решении нет указания на порядок предоставления жилых помещений. Ответчик считает, что если предоставление жилья будет иметь внеочередной порядок, это повлечет нарушение прав иных лиц, обладающих аналогичными правами и ранее включенных в сформированный список для получения жилья.
Считает, что требование прокурора о предоставлении финансирования мероприятий по обеспечению истца жильем затрагивает межбюджетные отношения, в связи с чем, не могло быть предметом рассмотрения суда общей юрисдикции, суд первой инстанции, неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Ссылаясь нормы статей 1, 152, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", примеры правоприменительной практики Курганского областного суда полагает, что Пушина Е.Е. как физическое лицо, не является участником межбюджетных отношений, и потому, определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, поскольку данный вопрос относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
При этом отмечает, что распределение субвенций для исполнения государственных полномочий по опеке и попечительству в 2013 году утверждено приложением N 11 к Закону Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Порядок и сроки предоставления субвенций, на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, установлены Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 "Об утверждении Порядок расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству".
Полагает, что установленная оспариваемым судебным решением обязанность Правительства Курганской области предоставить финансовые средства для обеспечения истца жилым помещением, не может быть связана с обязанностью Администрации Половинского района по предоставлению жилья, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относит определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. По мнению автора жалобы, суд необоснованно обязал Правительство Курганской области обеспечить предоставление жилых помещений в собственность муниципального образования, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит исполнение решения суда в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя, хотя судебные акты должны быть ясными и точными, объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении.
На основании данных доводов, Правительство Курганской области считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имелось.
Просит решение Половинского районного суда Курганской области от 5 сентября 2013 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Пушина Е.Е., представители Администрации Половинского района Курганской области, Муниципального органа Управления образования Администрации Половинского района Курганской области, Главного Управления образования Курганской области, Финансового Управления Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, от представителя Правительства Курганской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Обеспечение дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, отнесено статьей 40 Конституции Российской Федерации к важнейшей государственной обязанности. Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункты "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Ключевые принципы, содержание и перечень мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела усматривается, что Пушина родилась , её родителями являются и (свидетельство о рождении, л.д. 10).
Согласно свидетельству о смерти, выданному отделом ЗАГС Администрации Половинского района, мать истца - умерла (л.д. 11).
Решением Половинского районного суда Курганской области от 26 июня 2008 г., Пушин Е.А. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Пушиной и Пушина . Дети переданы органам опеки и попечительства (л.д. 12-15).
Постановлением Администрации Половинского района Курганской области от 31 июля 2008 г. Пушина Е.Е. и Пушин Д ... переданы в приемную сумью проживающей по адресу: . При этом, жилое помещение за несовершеннолетними не закреплялось в связи с отсутствием возможности. Пушина Е.Е. и Пушин Д.Е. приняты на муниципальный учет для внеочередного предоставления жилья (л.д. 59).
25 июня 2012 г. Пушина Е.Е. окончила обучение в МОУ "Башкирская средняя общеобразовательная школа Половинского района Курганской области" (аттестат, л.д. 62-64).
Постановлением Администрации Половинского района Курганской области от 7 марта 2013 г. N 160, Пушина Е.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (л.д. 9).
Согласно справке Администрации Башкирского сельсовета Половинского района Курганской области, жилое помещение по договору социального найма на территории Башкирского сельсовета Пушиной Е.Е. не предоставлялось (л.д. 9).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области, Пушина Е.Е. не имеет в собственности жилых помещений (л.д. 73).
Нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляют общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
В силу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Принимая решение по существу заявленного иска, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, судом первой инстанции верно установлена принадлежность Пушиной Е.Е. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается имеющимися материалами дела.
Законодательством Российской Федерации с 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом, по смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Установленному порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2013 г. не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Нуждаемость Пушиной Е.Е. в жилом помещении также подтверждается имеющимися материалами дела. Факт нуждаемости Пушиной Е.Е. в жилом помещении признан Администрацией Половинского района при постановке её на учет в целях обеспечения жильем.
При этом, право на получение жилья до настоящего времени Пушиной Е.Е. не реализовано, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она не обеспечена жильем. Данное обстоятельство нарушает её жилищные права и предоставляет прокурору основания для обращения в суд с иском в защиту её прав на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ устанавливает обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Материалами дела установлено, что Пушина Е.Е. принята Администрацией Половинского района на учет для получения жилья как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке, установленном Администрацией Половинского района. С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями из состава специализированного жилищного фонда, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, судебная коллегия считает, что, доводы апелляционной жалобы об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления Пушиной Е.Е. жилого помещения, а также об отсутствии указания в судебном решении на порядок предоставления жилья несостоятельны и во внимание судебной коллегией не принимаются. Ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривает предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке какой-либо очередности, поскольку предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено незамедлительно, при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: по достижению лицом совершеннолетия, приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по завершению обучения в образовательных организациях профессионального образования, по окончанию военной службы по призыву либо по окончанию отбывания наказания в исправительном учреждении.
Довод апелляционной жалобы ответчика о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации Половинского района в целях предоставления Пушиной Е.Е. жилого помещения, по мнению судебной коллегии, также является несостоятельным, основанным на неправильном, субъективном толковании ответчиком норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
Согласно Закону Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии с данным порядком, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту - орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Соответственно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. При этом, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из системного анализа приведенных выше норм права следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий Администрации Половинского района по приобретению жилого помещения для Пушиной Е.Е. затрагивают межбюджетные отношения, не подведомственны суду общей юрисдикции, не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, необоснованны. Разрешая исковое требование о возложении на Правительство Курганской области обязанности по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления истцу жилого помещения, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в область межбюджетных отношений между ответчиками.
Из имеющейся в материалах дела выписке из бюджета Половинского района Курганской области на 2013 год, следует, что решением Половинской районной Думы от 26 декабря 2012 г. N 64 "О бюджете муниципального образования Половинский район на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2013 год предусмотрены средства в размере 6 в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме за счет средств областного бюджета в сумме При этом, по состоянию на 1 июля 2013 г. средства в бюджет Половинского района не поступили (л.д. 24).
По информации Главного Управления образования Курганской области, в 2013 г. законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрено ., федеральным бюджетом предполагается выделение субсидии бюджету Курганской области в размере в том числе для Половинского района . При этом, в первом полугодии 2013 года заявок от Администрации Половинского района не поступало. Денежные средства из федерального бюджета планируется выделить после заключения Администрацией Половинского района муниципального контракта на приобретение вновь построенных квартир. Субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот направляются на приобретение жилых помещений без указания данных о гражданах, которых это жилье будет передано (л.д. 57).
Таким образом, ответчиками в материалы дела не представлено доказательств обеспечения Пушиной Е.Е. жилым помещением. Обратного из материалов дела не следует, ответчиками не доказано (пункт 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, является правомерным, соответствующим установленным обстоятельствам дела.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Администрации Половинского района Курганской области от 8 мая 2008 г. N 47, норма предоставления площади жилого помещения по району установлена в размере 18 кв. м на каждого члена семьи (л.д. 25).
Таким образом, с учетом наличия у Пушиной Е.Е. права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, признания её нуждающейся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе относительно не подведомственности суду общей юрисдикции спора о финансировании предоставления жилья, отсутствия перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, необъективности и неясности оспариваемого решения, являются следствием фактически произведенной ответчиком переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Половинского районного суда Курганской области от 5 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.