Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 12 ноября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Половинского района Курганской области в интересах Козловой (Золотухиной) А.С. к Администрации Половинского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области, на решение Половинского районного суда Курганской области от 11 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Половинского района Курганской области в интересах Козловой (Золотухиной) к Администрации Половинского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию Половинского района предоставить Козловой (Золотухиной) , года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории муниципального образования Половинский район Курганской области, общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма на территории муниципального образования Половинский район.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение благоустроенного жилого помещения (Золотухиной) ".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора Кабаковой О.В., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Половинского района Курганской области (далее по тексту - прокурор Половинского района) обратился в Половинский районный суд Курганской области в интересах Козловой (до брака Золотухиной) А.С. с исковыми требованиями к Администрации Половинского района Курганской области, (далее по тексту - Администрация Половинского района), Правительству Курганской области c исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения, финансировании предоставления жилого помещения.
В обоснование иска указал, что в прокуратуру Половинского района поступило обращение Козловой А.С. о нарушении её жилищных прав, на основании которого проведена проверка. Установлено, что постановлением Администрации Половинского района от 31 января 2013 г. N 63, Козлова А.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Козлова А.С. относится к категории лиц, из числа детей-сирот, поскольку её мать умерла а сведения об отце указаны в документах о рождении со слов матери. До настоящего времени истец жильем не обеспечена.
Ссылаясь на нормы статей 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", Постановления Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", прокурор Половинского района просил возложить на Администрацию Половинского района обязанность предоставить Козловой А.С. благоустроенное жилое помещение спциализированного жилищного фонда на основании договора найма специализированного жилого помещения; возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать мероприятия по предоставлению Козловой А.С. жилого помещения.
Истец Козлова А.С. в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть иск без её участия.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Вдовиченко Д.В. на доводах искового заявления настаивал, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Половинского района по доверенности Антонова Е.Г., против удовлетворения иска не возражала. Пояснила, что Администрация Половинского района не оспаривает право Козловой А.С. на предоставление жилого помещения, как лица, из числа детей-сирот, состоящего на учете для получения жилья. По состоянию на 1 сентября 2013 г. денежные средства для предоставления жилья данной категории лиц в бюджет Половинского района из вышестоящих бюджетов не поступали, поэтому жилое помещение истцу не было предоставлено.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебном заседании не участвовал. В представленном отзыве исковые требования не признал, просил рассмотреть дело без его участия.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований по иску Муниципального органа управления образования Администрации Половинского района Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебном заседании не участвовали, в представленных отзывах просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно иска Главного управления образования по Курганской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Половинским районным судом Курганской области 11 сентября 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, считая его незаконным, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.
Указывает в обоснование, что статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было предусмотрено внеочередное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений по договорам социального найма. После принятия Федерального закона от 29 февраля 21012 г. N 15-ФЗ, внеочередное предоставление жилых помещений данной категории лиц исключено. С 1 января 2013 г. прекращено внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончанию их пребывания в образовательных, воспитательных, социальных и иных учреждениях, приемных семьях, по прекращению опеки или попечительства, окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращению из исправительных учреждений. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, по договорам найма специализированных жилых помещений поставлено законодателем в зависимость от множества условий, а также от наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом.
Отмечает, что Федеральным законодательством с 1 января 2013 г. жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, но в оспариваемом решении нет указания на порядок предоставления жилых помещений. В связи с этим, если предоставление жилья будет иметь внеочередной порядок, этим будут нарушены права иных лиц, обладающих аналогичным правом и включенным в ранее сформированный список.
Настаивает, что требование прокурора о предоставлении финансирования мероприятий по обеспечению истца жильем затрагивает межбюджетные отношения и не могло быть предметом рассмотрения суда общей юрисдикции, суд первой инстанции, неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Ссылаясь нормы статей 1, 152, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", примеры правоприменительной практики Курганского областного суда считает, что Козлова А.С. как физическое лицо, не является участником межбюджетных отношений, в связи с чем, определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для данного дела, поскольку данный вопрос относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
Указывает, что распределение субвенций на исполнение государственных полномочий по опеке и попечительству в 2013 году утверждено приложением N 11 к Закону Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Порядок и сроки предоставления субвенций, на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, установлены Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 "Об утверждении Порядка расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству".
Полагает, что установленная решением обязанность Правительства Курганской области предоставить финансирование для предоставления жилья не может быть связана с обязанностью Администрации Половинского района по предоставлению жилья, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относит определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
По мнению автора жалобы, суд необоснованно обязал Правительство Курганской области обеспечить предоставление жилых помещений в собственность муниципального образования, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит исполнение решения суда в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя, хотя судебные акты должны быть ясными и точными, объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении.
На основании данных доводов, Правительство Курганской области считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имелось.
Просит решение Половинского районного суда Курганской области от 11 сентября 2013 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Козлова А.С., представители Администрации Половинского района Курганской области, Муниципального органа Управления образования Администрации Половинского района Курганской области, Главного Управления образования Курганской области, Финансового Управления Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, от представителя Правительства Курганской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, Конституцией Российской Федерации отнесено к важнейшей государственной обязанности (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункты "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Первостепенные принципы, содержание и перечень мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
В ходе рассмотрения дела по существу предъявленных требований судом первой инстанции установлено, что Золотухина родилась , её родителями являются и причем сведения об отце указаны в документах о рождении со слов матери истца (справка о рождении, л.д. 8).
Согласно свидетельству о смерти от , мать истца - умерла (л.д. 10).
Постановлением Администрации Половинского района Курганской области от 5 апреля 2012 г. N 240, на основании заявления опекуна Золотухиной А.С. - истец была принята на муниципальный учет в Половинском районе Курганской области в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением (л.д. 7).
20 июня 2013 г. Золотухина А.С. окончила обучение в МОУ "Половинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" Половинского района Курганской области (л.д. 63-65).
Золотухина А.С. вступила в брак с после заключения брака ей присвоена фамилия "Козлова" (свидетельство о заключении брака, л.д. 11).
Постановлением Администрации Половинского района Курганской области от 31 января 2013 г., Козлова А.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 61).
Жилые помещения по договорам социального найма на территории Половинского района Курганской области Козловой А.С. не предоставлялись (информационное письмо Муниципального органа управления образованием Администрации Половинского района Курганской области, л.д. 13).
Согласно информации Управления Росреестра по Курганской области, Козлова А.С. собственником жилых помещений не является.
Нормами Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закреплены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
Согласно статье 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Разрешая исковые требования, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции верно установил принадлежность Козловой А.С. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 г. законодательством Российской Федерации предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом, по смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Установленному порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2013 г. не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Нуждаемость Козловой А.С. в получении жилья подтверждается имеющимися материалами дела, данный факт признан Администрацией Половинского района при постановке её на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья Козловой А.С. не реализовано, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она жильем не обеспечена, что нарушает её жилищные права и предоставляет прокурору основания для обращения в суд с иском в защиту её прав на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В силу пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Материалами дела установлено, что Козлова А.С. принята Администрацией Половинского района на учет для получения жилья как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке, установленном Администрацией Половинского района.
С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия считает, что, доводы апелляционной жалобы об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления Козловой А.С. жилого помещения, а также об отсутствии указания в судебном решении на порядок предоставления жилья несостоятельны и не могут быть принят во внимание судебной коллегией. Ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке какой-либо очередности, поскольку предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено незамедлительно, при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: по достижению лицом совершеннолетия, приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по завершению обучения в образовательных организациях профессионального образования, по окончанию военной службы по призыву либо по окончанию отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Довод апелляционной жалобы ответчика о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации Половинского района в целях предоставления жилья Козловой А.С., по мнению судебной коллегии, является также несостоятельным, основанным на неправильном, субъективном толковании ответчиком норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту - орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из системного анализа приведенных выше норм права следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий Администрации Половинского района по приобретению жилого помещения для Козловой А.С. затрагивают межбюджетные отношения, не подведомственны суду общей юрисдикции, не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, необоснованны. Принимая решение о возложении на Правительство Курганской области обязанности по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в область межбюджетных отношений между ответчиками.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из бюджета Половинского района Курганской области на 2013 год, решение Половинской районной Думы от 26 декабря 2012 г. N 64 "О бюджете муниципального образования Половинский район на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов", в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2013 год предусмотрены средства федерального бюджета в размере . По состоянию на 1 августа 2013 г. данные средства в бюджет Половинского района Курганской области не поступили (л.д. 25).
Из отзыва на исковое заявление Администрации Половинского района следует, что помимо того, что в бюджет района средства из областного бюджета не поступили, денежных средств, для приобретения жилых помещений для детей-сирот необходимо в размере (л.д. 21-22).
Из реестра муниципальной собственности Администрации Половинского района не следует, что у ответчика имеются жилые помещения специализированного жилищного фонда, для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, Козловой А.С. (л.д. 28-32)
Таким образом, ответчиками в материалы дела не представлено доказательств обеспечения Козловой А.С. жилым помещением, обратного не доказано (пункт 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, является правомерным, соответствующим установленным обстоятельствам дела.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Администрации Половинского района Курганской области от 8 мая 2008 г. N 47, норма предоставления площади жилого помещения по району установлена в размере 18 кв. м на каждого члена семьи (л.д. 26).
Таким образом, с учетом наличия у Козловой А.С. права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, признания её нуждающейся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе относительно не подведомственности суду общей юрисдикции спора о финансировании предоставления жилья, отсутствия перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, необъективности и неясности оспариваемого решения, являются следствием фактически произведенной ответчиком переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Принимая решение об оставлении оспариваемого решения Половинского районного суда Курганской области от 11 сентября 2013 г. без изменения, судебная коллегия считает необходимым указать на опечатку, допущенную в третьем абзаце резолютивной части данного решения, а именно: в тексте решения отсутствует слово "Козловой", применительно к обозначению фамилии истца. Судебная коллегия полагает, что данная опечатка в тексте может быть исправлена судом первой инстанции самостоятельно в порядке, установленном статьей 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Половинского районного суда Курганской области от 11 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.