Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 07 ноября 2013 года гражданское дело по иску , к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилья,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 01 июня 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Максимова О.А., Максимовой Н.А. к Администрации г.Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить , года рождения, по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте города Кургана, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией города Кургана жилого помещения .
Обязать Администрацию города Кургана предоставить , года рождения, по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте города Кургана, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией города Кургана жилого помещения .
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Максимов О.А. и Максимова Н.А. обратились в Курганский городской суд с исками к Администрации г.Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении по договору специализированного найма благоустроенных жилых помещений. В обоснование иска указывали, что их мать Максимова Т.А. умерла. Распоряжением мэра г.Кургана от в отношении истцов установлено попечительство (опека), попечителем назначена бабушка истцов Гусева Л.В, за истцами закреплено жилье, расположенное по адресу: , которое по заключению межведомственной комиссии при Администрации г.Кургана признано непригодным для проживания, истцы жильем не обеспечены, в связи с нуждаемостью в жилье они были поставлены на учет нуждающихся в Администрации г.Кургана. Просили обязать Администрацию г.Кургана предоставить им по договорам найма специализированного жилого помещения благоустроенные жилые помещения в черте г.Кургана отвечающие санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее кв.м. каждому, Правительство Курганской области профинансировать предоставление им жилого помещения.
Определением Курганского городского суда от гражданские дела по искам Максимова О.А., Максимовой Н.А. объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель истцов Максимова О.А., Максимовой Н.А. , действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности , против удовлетворения иска возражала. Не оспаривая право истцов на получение жилья и наличие статуса сирот, полагала право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке не имеется. Указывала, что истцами весь необходимый пакет документов предоставлен, однако список очередников еще не сформирован.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве против удовлетворения иска возражал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что Правительство Курганской области является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку решение о предоставлении жилья принимает орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области в пределах переданных ему полномочий. Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение муниципальным районам и городским округам Курганской области субвенций на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Вопрос о финансировании не может быть предметом рассмотрения в рамках дела о предоставлении жилья.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве указал на объем субвенций, предусмотренных в бюджете Курганской области в 2013 на приобретение жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе и для Администрации г.Кургана.
Представитель третьего лица Финансового управления по Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Правительство Курганской области, считая его незаконным. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам специализированного найма подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Предоставление жилья детям-сиротам по договору специализированного найма поставлено в зависимость от ряда условий, в том числе от наличия или отсутствия лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Считает, что заявленные требования не подлежали разбирательству, поскольку затрагивают межбюджетные отношения и разрешение спора не относится к подведомственности судов общей юрисдикции. Истцы не являются участниками межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники такого финансирования. Суд фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня. Полагает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцам, поскольку указанное не относится к подведомственности судов общей юрисдикции. Просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В письменном ходатайстве Правительство Курганской области просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя, на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивало.
Истцы Максимов О.А., Максимова Н.А., представитель ответчика Администрации г. Кургана, представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области, Финансового управления по Курганской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени извещены надлежаще, о причине неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Подпунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела усматривается, что истец Максимов О.А. родился , Максимова Н.А. - , что подтверждается свидетельствами о рождении от , от соответственно (л.д.24,86).
Родителями истцов являются Максимов А.А., Максимова Т.А. Мать истцов Максимова Т.А. умерла (л.д.8). Решением Курганского городского суда от , вступившим в законную силу , Максимов А.А. лишен родительских прав в отношении детей Максимова О.А., Максимовой Н.А. (л.д.64-65).
Распоряжением мэра г.Кургана над истцами было установлено попечительство (опека), опекуном назначена бабушка истцов Гусева Л.В., за несовершеннолетними Максимовой Н.А., Максимовым О.А., их братьями и сестрами закреплено жилье, расположенное по адресу: (л.д. 13).
Закрепленное за истцами жилье, состоящее из одной комнаты площадью кв.м., было предоставлено их матери Максимовой Т.А., что подтверждено ордером от (л.д.9).
Заключением межведомственной комиссии Администрации г.Кургана от , жилые помещения квартиры расположенной по адресу: признаны непригодными для проживания (л.д. 19-22).
Постановлениями Администрации г. Кургана от и от истцы Максимов О.А., Максимова Н.А. на основании заявлений поставлены в очередь на получение жилья.
В настоящее время истцы проживают по адресу регистрации бывшего опекуна Гусевой Л.В., собственниками жилых помещений не являются.
Материалами дела, справкой управления опеки и попечительства от подтверждено, что истцы относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Максимов О.А., Максимова Н.А. обратились в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г.Кургана с заявлениями о включении их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, в виде обеспечения такой категории граждан жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом установленных обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность истцов к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01.01.2013 такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье" (далее - Закон Курганской области N 6).
Право на получение жилья истцы не реализовали, поскольку в установленном законом порядке как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечены, что нарушает их жилищные права и дает основания для обращения в суд с иском в защиту своих прав.
Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции от 26.12.2012) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в ред. от 26.12.2012), согласно которому законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список), в орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный Правительством Курганской области, либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со дня достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013года.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п.1).
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список (п.7).
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья истцам Максимову О.А., Максимовой Н.А. является несостоятельным и не может быть принят во внимание судебной коллегией в связи со следующим.
С 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ) не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у истцов не оспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ и признания его нуждающимся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования о предоставлении жилья с возложением обязанности на Администрацию г. Кургана.
Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Курганской городской Думы от 02.11.2005 г. N 250 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде г. Кургана в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Поскольку право на предоставление жилого помещения истцами реализовано не было до дня вступления в силу указанного выше Закона, истцам должно быть предоставлено благоустроенное специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации г.Кургана предоставления жилого помещения судебная коллегия также считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч.3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 07.05.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1203 (в редакции от 24.12.2012) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007 (в редакции от 12.11.2012) утвержден Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет условия расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области, на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Таким образом, в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцам жилого помещения. Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Правительство Курганской области по финансированию предоставления истцу жилого помещения является законным.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курганского городского суда Курганской области от 01 июля 2013 года по иску , к Администрации г. Кургана о предоставлении жилого помещения, к Правительству Курганской области о возложении обязанности профинансировать предоставление жилья оставить без изменения,
апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Бурматова
Судьи: Н.А. Чернова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.