Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 12 ноября 2013 года гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Макушинского района Курганской области в интересах , , , , к Администрации Макушинского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, профинансировать предоставление жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Макушинского районного суда Курганской области от 18 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Макушинского района Курганской области в интересах , , , , удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение Администрация Макушинского района Курганской области предоставить , , , , по договорам специализированного найма благоустроенные жилые помещения площадью не менее 15 кв.метров на территории города Макушино Курганской области, соответствующие санитарно-техническим требованиям.
Обязать Правительство Курганской области выделить денежные средства для приобретения такого жилья для заключения договоров специализированного найма благоустроенных жилых помещений с , , , , ".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Макушинского района Курганской области в интересах Шабалиной С.В., Карабанова Е.А., Гилева А.Н., Месхишвили О.Н., Петрова Н.С. обратился в суд с исками к Администрации Макушинского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, профинансировать предоставление жилого помещения.
Определением судьи Макушинского районного суда Курганской области от 20.08.2013 исковые заявления прокурора Макушинского района Курганской области в интересах Шабалиной С.В., Карабанова Е.А., Гилева А.Н., Месхишвили О.Н., Петрова Н.С. объединены в одно производство.
В обоснование исковых требований указывал, что истцы относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлениями Администрации Макушинского района Курганской области от 05.02.2013 истцы признаны нуждающимися в жилом помещении, включены в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма, однако жилым помещением не обеспечены. Финансирование обязательств по предоставлению истцам жилых помещением специализированного жилищного фонда органами исполнительной власти Курганской области в необходимом объеме не осуществлено.
Прокурор Макушинского района Курганской области просил суд обязать МКУ Администрацию Макушинского района Курганской области предоставить Шабалиной С.В., Карабанову Е.А., Гилеву А.Н., Месхишвили О.Н., Петрову Н.С. по договорам найма специализированного жилого помещения благоустроенные жилые помещения, соответствующие санитарно-техническим нормам, расположенные на территории г. Макушино Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м, возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления жилых помещений.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Макушинского района Курганской области Карпова О.В. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Истцы Шабалина С.В., Гилев А.Н., участия в рассмотрении дела не принимали, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. Заявленные в их интересах исковые требования поддерживали.
Истцы Карабанов Е.А., Месхишвили О.Н., Петров Н.С. в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивали.
Представитель ответчика Администрации Макушинского района Курганской области - Осина Л.А., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не соглашалась. Поясняла, что истцы включены в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. В настоящее время в г. Макушине возводится 12-квартирный жилой дом, в котором запланировано предоставление квартир истцам. Финансирование из средств областного бюджета на приобретение жилых помещение в муниципальный жилищный фонд не поступало, в связи с чем не представляется возможным окончить строительство указанного дома в установленные сроки.
Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства при Администрации Макушинского района Курганской области - Дашко Е.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддерживала, поясняла, что жильем истцы не обеспечены, в том числе по договору социального найма.
Представитель ответчика Правительства Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, в письменных возражениях на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование возражений указывал, что действующее законодательство не предусматривает внеочередное обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда указанной категории лиц переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления этих полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Ссылаясь на положения ст. 1 и ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), считал, что финансовое обеспечение вышеуказанных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагал, что заявленные требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физических лиц. Кроме того, в иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда.
Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области и Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что с 01.01.2013 жилищное законодательство не предусматривает внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Таким образом, у истцов отсутствует право на внеочередное получение жилья. Полагает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
Возражений на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции стороны и третьи лица не явились, извещены надлежащим образом. Представитель Правительства Курганской области ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Шабалина С.В. родилась в . Ее мать приговором Макушинского районного суда Курганской области от 13.03.2012 осуждена к лишению свободы на один год и восемь месяцев. Сведения об отце в актовую запись о рождении не внесены, в графе "отец" в свидетельстве о рождении стоит прочерк (свидетельство о рождении, паспорт, приговор, справка - том 1 л.д. 9, 8, 11-12, 10)
На основании постановления Главы Макушинского района Курганской области от 26.03.2012 истец помещена в ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья" (том 1 л.д. 13).
Постановлением Главы Макушинского района Курганской области от 10.05.2012 Шабалина С.В. принята на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и подлежащих внеочередному обеспечению жилым помещением (том 1 л.д. 15).
С 07.05.2009 истец состоит на регистрационном учете по месту жительства матери по адресу: . Данное жилое помещение для проживания непригодно (том 1 л.д. 8, 232).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области от 15.05.2012 и справке Макушинского филиала ГУП "Кургантехинвентаризация" от 30.05.2012 Шабалина С.В. в собственности недвижимого имущества не имеет (том 1 л.д. 18, 19). Жилым помещением по договору социального найма не обеспечена (том 1 л.д. 232).
Постановлением Главы Макушинского района Курганской области от 05.02.2013 истец включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (том 1 л.д. 16-17).
Карабанов Е.А. родился в . Его мать умерла 04.07.2004. Сведения об отце в актовую запись о рождении внесены со слов матери (паспорт, справка о рождении, свидетельство о смерти - том 1 л.д. 46, 47, 48).
Постановлением Главы Макушинского района Курганской области от 20.04.2011 несовершеннолетнему Карабанову Е.А. был назначен попечитель , зарегистрированная по адресу: . В период с 30.06.2011 по 30.06.2013 истец имел временную регистрацию по указанному адресу (том 1 л.д. 49, 56).
С 01.09.2011 истец проходит обучение в ГБОУ НПО "Профессиональное училище ". Предполагаемая дата окончания обучения - 30.01.2014 (том 1 л.д. 54).
10.05.2012 на основании постановления Главы Макушинского района Курганской области Карабанов Е.А. принят на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и подлежащих внеочередному обеспечению жилым помещением (том 1 л.д. 50).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области от 27.03.2012 и справке Макушинского филиала ГУП "Кургантехинвентаризация" от 27.03.2012 истец в собственности недвижимого имущества не имеет (том 1 л.д. 55, 52). Жилым помещением по договору социального найма не обеспечен (том 1 л.д. 53).
Постановлением Главы Макушинского района Курганской области от 05.02.2013 истец включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (том 1 л.д. 51).
Гилев А.Н. родился в . Его мать и отец решениями Макушинского районного суда Курганской области от 28.08.2006 и от 17.07.2007 были ограничены в родительских правах, а затем лишены родительских прав в отношении сына Гилева А.Н. (паспорт, свидетельство о рождении, решение суда - том 1 л.д. 86, 96, 93).
На основании постановления Главы Макушинского района Курганской области от 21.08.2006 истец помещен в ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья", при этом жилое помещение по месту жительства родителей за истцом не закреплено в связи с аварийным состоянием данного жилья (том 1 л.д. 87, 90).
С 07.09.2006 по 30.09.2013 истец находился в ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья" по адресу: (том 1 л.д. 233).
10.05.2012 на основании постановления Главы Макушинского района Курганской области Гилев А.Н. принят на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и подлежащих внеочередному обеспечению жилым помещением (том 1 л.д. 89).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области от 01.04.2012 и справке Макушинского филиала ГУП "Кургантехинвентаризация" от 24.04.2012 истец собственником недвижимого имущества не является (том 1 л.д. 91, 92).
Постановлением Главы Макушинского района Курганской области от 05.02.2013 истец включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (том 1 л.д. 88).
Месхишвили О.Н. родилась в . Ее мать умерла 24.07.2002, отец решением Макушинского районного суда Курганской области от 14.11.2002 лишен родительских прав в отношении дочери (паспорт, решение суда - том 1 л.д. 121, 123).
Постановлением Администрации Макушинского района Курганской области от 06.12.2002 за истцом закреплено жилое помещение по месту жительства отца по адресу: Курганская . Позднее, постановлением Главы Макушинского района Курганской области от 24.07.2012 закрепление жилья отменено, так как заключением Межведомственной комиссии Администрации Макушинского района Курганской области от 05.06.2012 указанное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания (том 1 л.д. 127, 128).
С 01.09.2011 Месхишвили О.Н. обучается в ГКОУ СПО "Макушинский медицинский техникум", предполагаемая дата окончания обучения - 30.06.2015 (том 1 л.д. 134).
Постановлением Главы Макушинского района Курганской области от 24.07.2012 Месхишвили О.Н. принята на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и подлежащих внеочередному обеспечению жилым помещением (том 1 л.д. 125).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области от 17.05.2012 и справке Макушинского филиала ГУП "Кургантехинвентаризация" от 10.05.2012 истец не имеет в собственности недвижимого имущества (том 1 л.д. 130, 131). По договору социального найма жилым помещением также не обеспечена (том 1 л.д. 132).
Постановлением Главы Макушинского района Курганской области от 05.02.2013 истец включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (том 1 л.д. 124).
Петров Н.С. родился в . Его отец умер 12.01.1999, мать умерла 20.08.2004 (свидетельство о рождении, свидетельства о смерти - том 1 л.д. 166, 167-168).
На основании постановления Главы Макушинского района Курганской области от 12.05.2010 истец помещен в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Варгашинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями в здоровье", отчислен из данного учреждения 19.06.2013 на основании приказа в связи с совершеннолетием и нежеланием продолжать обучение (том 1 л.д. 171, 234).
Постановлением Главы Макушинского района Курганской области от 02.07.2012 Петров Н.С. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения (том 1 л.д. 169).
05.02.2013 постановлением Главы Макушинского района Курганской области истец включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (том 1 л.д. 170).
На момент рассмотрения спора жилые помещения истцам не предоставлены.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
П.п. "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность истцов к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Истцы являются нуждающимися в получении жилья. Данный факт признан Администрацией Макушинского района Курганской области при постановке истов на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, и при включении в список лиц, подлежащих обеспечению специализированным жильем, сформированный в соответствии с п. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству".
Право на получение жилья истцы не реализовали, поскольку в установленном законом порядке как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечены. Это нарушает их жилищные права и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав истцов в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
С 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у истцов права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, и признания их нуждающимися в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья не состоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению истцам по договору специализированного найма, судом первой инстанции верно применены положения ст. 50 ЖК РФ и решение Макушинской городской Думы от 24.11.2005 N 28, установившее норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Макушино Курганской области в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
При разрешении спора суд первой инстанции установил, что Администрация Макушинского района Курганской области не профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому он правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцам жилых помещений.
Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является, по мнению судебной коллегии, вторжением суда в бюджетные отношения ответчиков, к которым в силу ст. 1 БК РФ отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполнения в разумные сроки судебного решения о предоставлении жилья истцам.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
С учетом изложенного судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения и разрешении судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу).
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым уточнить изложение резолютивной части решения суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилых помещений истцам.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Макушинского районного суда Курганской области от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Макушинского районного суда Курганской области от 18 сентября 2013 года, изложив третий абзац в следующей редакции:
"Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление специализированных жилых помещений , , , , .".
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.