Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Голубь Е.С., Фоминой А.И.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 19 ноября 2013 года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах к Правительству Курганской области и Администрации города Шадринска Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по финансированию,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от , которым постановлено:
Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах к Правительству Курганской области и Администрации города Шадринска о предоставлении жилого помещения возложении обязанности по финансированию, удовлетворить.
Обязать Администрацию города Шадринска Курганской области предоставить по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории города Шадринска Курганской области, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее кв.м.
Обязать Администрацию (Правительство) Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения
Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, пояснения прокурора Кабаковой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах лица, из числа детей-сирот - Балашовой (Денисовой) Е.С., с иском к Администрации Шадринского района Курганской области о возложении обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории Шадринского района Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее кв.м.; возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления жилья Балашовой (Денисовой) Е.С.
В обоснование иска указал, что Балашова (Денисова) Е.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей. В Балашова (Денисова) Е.С. закончила МОУ "Средняя общеобразовательная школа N " в Курганской области. После окончания школы поступила в ГОУ НПО "Профессиональное училище N " которое закончила в . Жилое помещение за несовершеннолетней Балашовой (Денисовой) Е.С. не закреплялось, в собственности жилья не имеет.
В судебное заседание помощник прокурора Шадринской межрайонной прокуратуры Казова З.С. настаивала на удовлетворении исковых требований, дала пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Балашова (Денисова) Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указывал, что Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, в связи с чем, они несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что обязанность по обеспечению истца по месту жительства жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления, требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию представления жилья неправомерны.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации г. Шадринска Курганской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя, ранее в судебном заседании пояснял, что федеральным законодательством с 01.01.2013 определено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот из специализированного жилищного фонда. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду. В настоящее время в специализированный фонд решением органа, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, не включены жилые помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, предоставляться специализированное жилье будет по списку из имеющегося специализированного жилищного фонда. В соответствии с п.п. 1,2 ч.2 ст.6 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288, органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству. В связи с тем, что Балашова (Денисова) Е.С. не подлежит обеспечению жильем во внеочередном порядке, и предоставление жилых помещений детям-сиротам будет осуществляться по сформированному списку детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из имеющегося специализированного жилищного фонда, просит в иске отказать.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации г. Шадринска исковые требования прокурора поддержала. В судебном заседании пояснила, что Балашова (Денисова) Е.С. постановлением Администрации г. Шадринска Курганской области была включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Шадринска Курганской области. Состоит в очереди на получение жилого помещения под номером .
Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области и Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили. В письменных отзывах поддержали позицию Правительства Курганской области, просили в иске отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что в соответствии со вступившими с 01.01.2013 изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Полагает, что исковые требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Балашовой (Денисовой) Е.С. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Указывает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности Администрации г. Шадринска Курганской области по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования, поскольку фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительства Курганской области Шадринский межрайонный прокурор выразил несогласие с доводами жалобы, полагал, что они являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению, просил решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Кабаковой О.В. выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагала, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Представитель Правительства Курганской области в письменном ходатайстве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело и доводы апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Балашова (Денисова) Е.С., года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом N 159 от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со свидетельством о рождении от родилась , отец Денисов С.Ю., мать Хохлова Н.В. (л.д. ).
Решением Шатровского районного суда Курганской области от Хохлова Н.В. и Денисов С.Ю. лишены родительских прав в отношении Денисовой Е.С. (л.д. ).
Хохлова Н.В. умерла , что подтверждается свидетельством о смерти серии от . (л.д. ).
Согласно справке Администрации Шатровского района от Денисова Е.С., года рождения осталась без попечения родителей в и была определена под опеку в (л.д. ).
Постановлением Администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области от за несовершеннолетней Денисовой Е.С. была закреплена жилая площадь кв.м, находящаяся в (л.д. ).
Согласно справке ГП Курганской области "Кургантехинвентаризация" от , за Хохловой Н.В., Денисовым С.Ю. объектов недвижимости не зарегистрировано (л.д. ).
Согласно справке от квартира, расположенная по адресу: , в которой проживала Хохлова Н.В., является служебной (л.д. ).
Постановлением Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области от отменено постановление от "О закреплении жилой площади" за Денисовой Е.С. (л.д. ).
Денисова Е.С. окончила МОУ среднюю общеобразовательную школу Далматовского муниципального района Курганской области, получив аттестат серии от об основном общем образовании (л.д. ).
Денисова Е.С. окончила "Профессиональное училище " в , получив диплом о начальном профессиональном образовании (л.д. ).
Постановлением Администрации Шатровского района от Денисова Е.С. снята с учета в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения в Шатровском районе на основании личного заявления (л.д. ).
Из материалов дела следует, что Отдел образования Администрации г. Шадринска обратился с ходатайством к Администрации г. Шадринска о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" Денисову Е.С. (л.д. ).
Постановлением Администрации г. Шадринска от Денисова Е.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в список "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", что также подтверждается справкой Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Шадринска от (л.д. ).
В соответствии со свидетельством о заключении брака серии , Балашов А.В. и Денисова Е.С. заключили брак , после заключения брака мужу и жене присвоена фамилия Балашова (л.д. ).
Постановлением Администрации г. Шадринска от внесены изменения в постановление Администрации г. Шадринска от фамилия Денисовой Е.С. изменена на Балашову Е.С.
Также из материалов дела следует, что Балашова (Денисова) Е.С. обращалась к главе Администрации г. Шадринска с просьбой включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением (л.д. ).
Согласно справке Администрации г. Шадринска, Балашова (Денисова) Е.С. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. ).
Балашова (Денисова) Е.С. проживает по адресу: , что подтверждается справкой муниципального архива г. Шадринска от (л.д. ).
Вышеуказанное жилое помещение принадлежит на праве собственности родственнице Балашовой (Денисовой) Е.С. - Балашовой Л.И., что подтверждается договором купли-продажи от (л.д. ).
Балашова (Денисова) Е.С. в собственности жилья не имеет, о чем свидетельствуют справки ГП Шатровский филиал "Кургантехинвентаризация", ГУП Шадринский городской филиал "Кургантехинвентаризация" и уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. ).
Согласно представленному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на Балашова (Денисова) Е.С. числится в списке под номером (л.д. ).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, истец до настоящего времени жильем не обеспечена, своего жилья в собственности не имеет.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств и вышеуказанных норм закона суд первой инстанции правильно установил, что Балашова (Денисова) Е.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Балашова (Денисова) Е.С. является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Администрации г. Шадринска, свое право на получение жилья до 01.01.2013 не реализовала, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
Исходя из данных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором в интересах Балашовой (Денисовой) Е.С. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с требованиями п.п. 1,7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Шадринской городской Думы от норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории г. Шадринска составляет не менее квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным Законом Курганской области, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию г. Шадринска Курганской области обязанность по предоставлению Балашовой (Денисовой) Е.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования г. Шадринска Курганской области в пределах нормы предоставления - не менее кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд первой инстанции при разрешении спора установил, что Правительство Курганской области профинансировало Администрацию г. Шадринска Курганской области на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недостаточно, он пришел к правильному выводу о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанности по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Предусмотренная пунктом 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции от 26.12.2012) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования указанного выше списка детей-сирот установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26.12.2012), согласно которому законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п.1).
Таким образом, истец включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном ст. 6-1 Закона Курганской области N 6 (в редакции Закона Курганской области от 26.12.2012 N 590).
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Балашовой (Денисовой) Е.С. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Судебная коллегия считает также несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Балашовой (Денисовой) Е.С. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, не подведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19.03.1997; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 07.05.2002; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18.06.2002).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования Администрации г. Шадринска, суд первой инстанции исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Балашовой (Денисовой) Е.С., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий: Софина И.М.
Судьи: Фомина А.И.
Голубь Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.