Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Арзина И.В., Варлакова В.В.,
при секретаре Алименко С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 ноября 2013 г. дело по иску прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц из числа инвалидов к ОАО "Водный союз" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе ОАО "Водный союз" на решение Курганского городского суда Курганской области от 27 августа 2013 г., которым постановлено:
иск Прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц из числа инвалидов к ОАО "Водный союз" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО "Водный союз", связанное с несоблюдением квот по приему на работу инвалидов.
Обязать ОАО "Водный союз" создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной Законом Курганской области от 28.10.2002 N238 (ред. 29.12.2008) "О квоте для приема на работу инвалидов в Курганской области" квоты в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников организации - в срок до 01.10.2013.
Заслушав доклад судьи областного суда Катаева М.Ю., объяснения представителя ответчика ОАО "Водный союз" Яковлевой Ю.Н., представителя третьего лица ГКУ "Центр занятости населения города Кургана" Ширяевой С.Ш., мнение прокурора Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Кургана обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц из числа инвалидов с иском к Открытому акционерному обществу "Водный союз" (далее по тексту ОАО "Водный союз") о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. В обоснование иска указал, что Прокуратурой города Кургана была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. Данной проверкой было установлено, что в ОАО "Водный союз" среднесписочная численность работников составляет 1593 человека, в счет квоты необходимо принять 53 инвалида. Однако согласно представленным отчетам трудоустроено в ОАО 10 инвалидов, вакантных рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты не имеется. Подлежит созданию 43 рабочих места для инвалидов. На основании изложенного просил признать бездействие ОАО "Водный союз", выражающееся в невыполнении квоты по приему на работу инвалидов, обязать ОАО "Водный союз" создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты - 4 % от среднесписочной численности работников предприятия в срок до 01.10.2013.
В судебном заседании прокурор Телегина Г.Я. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика ОАО "Водный союз" Яковлева Ю.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что поскольку на начало календарного года численность работников была менее 100 человек, то требования в отношении ОАО "Водный союз" относительно создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты - 4 % от среднесписочной численности работников предприятия в срок до 01.10.2013 удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица ГКУ "Центр занятости населения города Кургана Курганской области" Ширяева С.Ш. в судебном заседании разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОАО "Водный союз" просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что судом при вынесении решения были неправильно применены нормы материального права, а именно неправильно истолкован закон, подлежащий применению. Суд, делая вывод о том, что заявителем не соблюдены требования Закона Курганской области от 28.10.2002 N238 "О квоте для приема на работу инвалидов в Курганской области", поскольку среднесписочная численность работников по состоянию на 01.03.2013 составила 1593 человека, не учел то обстоятельство, что размер среднесписочной численности работников определяется на начало года, как это установлено ст. 1 Закона Курганской области от 28.10.2002 N238, а не на 01.03.2013. Указывает, что на 01.01.2013 среднесписочная численность предприятия на начало года составила 78 человек, что подтверждается отчетом, представленным в Федеральную службу государственной статистики по Курганской области (за январь 2013 года) в установленном порядке. Также указывает, что истцом не доказано наличие бездействия ответчика. Отсутствуют доказательства наличия вины ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу ГКУ "Центр занятости населения города Кургана" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ОАО "Водный союз" Яковлева Ю.Н. на доводах жалобы настаивала. Представитель третьего лица ГКУ "Центр занятости населения города Кургана" Ширяева С.Ш. с доводами жалобы не согласилась, полагая, что решение суда законно и обоснованно. Прокурор Федоровская Н.М. полагала, что решение суда является законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в виду неправильного применения норм материального права (п.4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Кургана была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой было установлено, что по состоянию на 01.01.2013 среднесписочная численность работников ОАО "Водный союз" составляла 78 человек. В связи с передачей в долгосрочное арендное владение и пользование всего имущества ОАО "" ОАО "Водный союз" на основании договора аренды имущества от 21.12.2012 все сотрудники ОАО "" с 01.03.2013 были уволены в порядке перевода в ОАО "Водный союз". Среднесписочное количество рабочих мест по состоянию на 27.06.2013 составляет - 1593 ед., квота - 53 человека. Фактически на предприятии работает 10 человек (инвалидов).
Прокурор города Кургана, обращаясь в суд с заявленными требованиями, указал, что в соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 28.10.2002 N238 "О квоте для приема на работу инвалидов в Курганской области", организациям с численностью работников более 100 человек устанавливается квота в размере 4% к среднесписочной численности работников для приема на работу инвалидов, в ОАО "Водный союз" среднесписочная численность работников составляет 1593 человека, в счет квоты необходимо принять 53 инвалида. Вместе с тем, согласно предоставленным отчетам на предприятии трудоустроено 10 инвалидов, вакантных рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты не имеется.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, пришел к выводу о том, что поскольку ОАО "Водный союз" требования Закона Курганской области от 28.10.2002 N238 "О квоте для приема на работу инвалидов в Курганской области" не соблюдены, иск прокурора подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов и резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.
Пункт 3 ч. 2 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона предусматривает обязанность работодателей, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, создавать и выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а также предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В силу ст. 21 указанного закона работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.
Законом Курганской области от 28.10.2002 N238 "О квоте для приема на работу инвалидов в Курганской области", а именно ст. 1 установлено, что организации, численность работников которых составляет более 100 человек, в соответствии с установленной настоящим законом квотой для приема на работу инвалидов создают или выделяют рабочие места для трудоустройства инвалидов. В соответствии со ст. 2 указанного закона квота устанавливается в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников на начало календарного года с учетом инвалидов, ранее принятых на работу. Среднесписочная численность определяется по данным, предоставляемым организациями в органы государственной статистики в установленном порядке.
Как усматривается из материалов дела, согласно сведений, представленных в территориальный орган государственной статистики субъекта, среднесписочная численность работников на 01.01.2013 в ОАО "Водный союз" составила - 78 человек (л.д. 22-23).
Принимая во внимание то обстоятельство, что квота устанавливается на срок не менее одного календарного года, то, исходя из того, что на начало календарного года в ОАО "Водный союз" среднесписочная численность работников составляла 78 человек, что менее 100 человек для установления квоты в размере, установленном в Законе Курганской области, то оснований для возложения на ОАО "Водный союз" обязанности создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты - 4 % от среднесписочной численности работников предприятия в срок до 01.10.2013 не имеется.
Таким образом, судебная коллегия считает, что со стороны ОАО "Водный союз" бездействие, выражающееся в невыполнении квоты по приему на работу инвалидов, отсутствует.
На основании изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене. В удовлетворении исковых требований прокурора города Кургана следует отказать за необоснованностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 27 августа 2013 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований прокурору города Кургана к ОАО "Водный союз" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности отказать.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.