Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Арзина И.В. и Варлакова В.В.,
при секретаре Буториной Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 ноября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Частоозерского района в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 10 сентября 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Курганской области о приведении скотомогильника, площадью 600 кв.м., расположенного в юго-западном направлении от населенного пункта на территории с. Восточное, Восточного сельсовета, Частоозерского района в 5000 кв.м. от с. Восточное, 3000 кв.м. от д. Волчье, 7000 кв.м. от д. Окуневка Частоозерского района Курганской области в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" от 05.011996 N 1005, удовлетворить.
Обязать Правительство Курганской области привести скотомогильники площадью 600 кв.м., расположенный в юго-западном направлении от населенного пункта на территории с. Восточное Восточного сельсовета Частоозерского района в 5000 кв.м от с. Восточное, 3000 кв.м. от д. Волчье, 7000 кв.м. от д. Окуневка Частоозерского района Курганской области в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" от 05.01.1996 N 1005, а именно:
- в соответствии с п. 5.6 Правил - территорию скотомогильника огородить глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост,
- в соответствии с п. 5.9 Правил - приемку построенного скотомогильника провести с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки,
- в соответствии с п. 6.2 Правил - ворота скотомогильника и крышку запирать на замки.
Заслушав доклад судьи Арзина И.В., объяснения представителя Правительства Курганской области - Столяровой Н.А., мнение прокурора Кабаковой О.В. возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Частоозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Курганской области о возложении обязанности привести скотомогильник, расположенный в юго-западном направлении от населенного пункта на территории с. Восточное Восточного сельсовета Частоозерского района в 5000 кв.м от с. Восточное, 3000 кв.м. от д. Волчье, 7000 кв.м. от д. Окуневка Частоозерского района Курганской области, в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Курганской области было установлено, что расположенный в юго-западном направлении от населенного пункта на территории с. Восточное Восточного сельсовета Частоозерского района в 5000 кв.м от с. Восточное, 3000 кв.м. от д. Волчье, 7000 кв.м. от д. Окуневка Частоозерского района Курганской области, не соответствует "Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов". В нарушение п.п. 5.6, 5.9, 6.2 Правил, по периметру данного скотомогильника разрушено ограждение, траншея не соответствует предъявляемым нормам, биотермическая яма отсутствует, емкость для утилизации трупов животных наполнена водой, что свидетельствует об уровне стояния грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли, крышка на приемной части скотомогильника не заперта на замок, ворота скотомогильника не заперты на замок, акт приемки построенной биотермической ямы отсутствует.
Данный скотомогильник на балансе указанного сельсовета не числится.
С учетом измененных исковых требований просил возложить обязанность на Правительство Курганской области привести скотомогильник площадью 600 кв.м., расположенный в юго-западном направлении от населенного пункта на территории с. Восточное Восточного сельсовета Частоозерского района в 5000 кв.м от с. Восточное, 3000 кв.м. от д. Волчье, 7000 кв.м. от д. Окуневка Частоозерского района Курганской области в соответствии с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" от 05.01.1996 N 1005, а именно: в соответствии с п. 5.6 Правил - территорию скотомогильника огородить глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, через траншею перекинуть мост; в соответствии с п. 5.9 Правил - приемку построенного скотомогильника провести с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки; в соответствии с п. 6.2 Правил - ворота скотомогильника и крышку запирать на замки.
.
В судебном заседании представитель истца Киселев А.А. заявленные требования поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности Ларионова М.С. с иском не согласилась, дала пояснения согласно доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представители третьего лица Управления ветеринарии Курганской области по доверенности Ватагин С.М. и Масленникова Е.П. с иском не согласились, доводы ответчика считали обоснованными.
Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по доверенности Доможиров В.Л. исковые требования поддержал, полагал их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Администрации Восточного сельсовета Частоозерского района Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще, просил дело рассмотреть без его участия.
Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Курганской области, Администрации Частоозерского района Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежаще. Управление Роспотребнадзора по Курганской области просило дело рассмотреть без их участия.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить и в удовлетворении исковых требований отказать в связи с неправильным толкованием норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считает, что Правительство Курганской области не имеет права владения, пользования и распоряжения спорными скотомогильниками. Спорные объекты не находятся в ведении Курганской области, Правительства Курганской области, следовательно, основания для возложения обязанности по организации работ по устройству и оборудованию скотомогильника на Правительство Курганской области у суда отсутствовали. Таким образом, вывод суда о том, что обязанность по приведению созданных мест захоронения биологических отходов в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил отнесена действующим законодательством к компетенции Правительства Курганской области, является необоснованным. Кроме того, судом не установлено, какие права неопределенного круга лиц, в защиту которых выступил прокурор, нарушены Правительством Курганской области. Доказательств, подтверждающих как наступление вреда в настоящее время, так и реальность опасности причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем в результате не приведения скотомогильников в соответствии с указанными Правилами, не представлено.
В заседании судебной коллегии представитель Правительства Курганской области - Столярова Н.А., поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на отмене судебного решения.
Представители Управления ветеринарии по Курганской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, Администрации Восточного сельсовета Частоозерского района Курганской области, Администрации Частоозерского района Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В письменных заявлениях представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, Администрации Восточного сельсовета Частоозерского района Курганской области просили жалобу рассмотреть без их участия. В связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что на территории с. Восточное Восточного сельсовета Частоозерского района Курганской области в 5000 кв.м. от с. Восточное, 3000 кв.м. от д. Волчье, 7000 кв.м. от д. Окуневка Частоозерского района Курганской области расположен скотомогильник, площадь которого составляет 600 кв.м.
Прокуратурой Частоозерского района проведена проверка в отношении Администрации Восточного сельсовета Частоозерского района Курганской области, для выявления и предупреждения нарушений действующего законодательства Российской Федерации в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, ветеринарии.
Согласно уведомлению Управления Росреестра Курганской области от 05.09.2013 г. в ЕГРП сведения о собственности на скотомогильник, расположенный в с. Восточное Восточного сельсовета Частоозерского района в 5000 кв.м от с. Восточное, 3000 кв.м. от д. Волчье, 7000 кв.м. от д. Окуневка Частоозерского района Курганской области, отсутствуют.
В результате проведенной проверки установлено, что в нарушение 5.3, 5.6, 5.9, 6.2 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" по периметру расположенного на территории Восточного сельсовета Частоозерского района Курганской области скотомогильника разрушено ограждение, траншея не соответствует предъявляемым нормам, отсутствует биотермическая яма, емкость для утилизации трупов животных наполнена водой, что свидетельствует об уровне стояния грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли, крышка на приемной части скотомогильника не заперта на замок, ворота скотомогильника не заперты на замок, акт приемки построенной биотермической ямы отсутствует, что подтверждается актом обследования Управления ветеринарии по Курганской области от 05.06.2013 г.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" на Правительство Курганской области верным, основанным на положениях действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не предусматривает.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Суду первой инстанции не представлено доказательств передачи муниципальным образованиям, на территории которых находятся скотомогильники, полномочий и денежных средств в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников.
Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 210 устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Курганской области, в связи с чем обязанность по привидению скотомогильника в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" обоснованно возложена на Правительство Курганской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что статус объектов захоронения биологических остатков как скотомогильников не подтвержден, поскольку сооружены на не отведенном для данных целей земельных участках, не приняты в эксплуатацию по акту приемки, в связи с чем у суда не было оснований для удовлетворения иска прокурора, судебная коллегия находит несостоятельным.
В соответствии с п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правил биологические отходы утилизируют следующими способами: путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживания в биотермических ямах, уничтожения сжиганием или в исключительных случаях захораниванием в специально отведенных местах.
Согласно п. 1.7 Ветеринарно-санитарных правил с введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается, и согласно положений п. 4.1.1. захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, указанных в п. п. 1.7.2 и 1.7.3 настоящих Правил: при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, но только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации; и в зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы.
В связи с прямым запретом уничтожения биологических отходов путем захоронения в землю единственно допустимыми способами уничтожения биологических отходов на территории Курганской области являются: обеззараживание в биотермических ямах (скотомогильниках) и уничтожение сжиганием, которое проводится под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка в соответствии с требованиями и порядком, установленным в п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил.
Материалами дела подтверждено наличие указанных в иске скотомогильников с нарушением установленных для их обустройства правил (п.п. 5.6, 5.7 Ветеринарно-санитарных правил). Выявленные нарушения требуют устранения с целью эффективного и безопасного уничтожения биологических отходов.
То обстоятельство, что скотомогильники обустроены на не отведенной для этой цели земельных участках, не освобождает Правительство Курганской области от возложенной законом обязанности по решению вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Довод жалобы о том, что судом не установлено, какие права неопределенного круга лиц нарушены ответчиком, судебная коллегия считает необоснованным. Существование на территории Восточного сельсовета Частоозерского района Курганской области скотомогильника в условиях, когда он не находится на чьем-либо балансе, никто не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни и здоровья людей, лишает их права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что спор разрешен судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением требований процессуального законодательства. Значимые по делу обстоятельства судом установлены верно.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, а направлены на иное толкование норм материального права и оценку представленных суду доказательств. Доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом оценки суда первой инстанции, правила оценки доказательств судом не нарушены, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 10 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.