Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 ноября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Далматовского района Курганской области в интересах Суханова П.П. к администрации Далматовского района Курганской области, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от 9 сентября 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Далматовского района в интересах к Администрации Далматовского района, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по финансированию удовлетворить.
Обязать Администрацию Далматовского района в лице отраслевого (функционального) органа местного самоуправления - Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района предоставить , года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Далматовского района Курганской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление , года рождения, Администрацией Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Далматовского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах Суханова П.П. с иском к администрации Далматовского района Курганской области, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района, Правительству Курганской области о возложении на администрацию Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района обязанности по предоставлению Суханову П.П. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения, расположенного на территории Далматовского района Курганской области, общей площадь не менее кв.м., обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление данного жилья.
В обоснование исковых требований указывал, что прокуратурой Далматовского района проведена проверка соблюдения жилищных прав Суханова П.П., являющегося лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что родители Суханова П.П. - мать и отец лишены родительских прав в отношении сына на основании решения Далматовского районного суда от 30 ноября 2004 года. В 2009 году отец Суханова П.П. умер. Жилое помещение за Сухановым П.П. не закреплялось, он был определен в детский дом. В соответствии с постановлением главы Кривского сельсовета от 26 октября 2005 года Суханов П.П. был принят на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении. В 2011 году Суханов П.П. окончил обучение в , в 2013 году закончил ГБОУ НПО "". Постановлением главы Далматовского района от 8 февраля 2013 года Суханов П.П. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений. Однако до настоящего времени Суханов П.П. жильем не обеспечен. Прокурор полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус Суханова П.П., достижение им 18 лет, окончание образовательного учреждения, он имеет право на предоставление ему по договору специализированного найма жилого помещения, отвечающего социальным и санитарно-техническим требованиям, площадью не менее нормы предоставления - кв.м., установленной решением Кривской сельской Думы от 8 мая 2008 года . Обязанность по предоставлению жилого помещения просил возложить на администрацию Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений, которое является отраслевым (функциональным) органом администрации Далматовского района, созданным для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Далматовского района федеральными законами и законами Курганской области. Кроме того, указывал, что данное Управление является получателем бюджетных средств (субвенций) в 2013 году и на плановые 2014-2015 годы. Поскольку дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, переданным органам местного самоуправления в качестве отдельных государственных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, то обязанность по финансированию предоставления Суханову П.П. жилого помещения прокурор просил возложить на Правительство Курганской области.
В судебном заседании истец Суханов П.П. и действующий в его интересах прокурор на удовлетворении иска настаивали.
Представитель ответчиков администрации Далматовского района и Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района по доверенности Максимов А.В. в судебном заседании не оспаривал право истца Суханова П.П. на предоставление жилья, вместе с тем ссылался на недостаточность финансирования в 2013 году администрации Далматовского района Правительством Курганской области мероприятий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном отзыве ответчик ссылался на то, что с 1 января 2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот. Кроме того, указывал, что Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Вместе с тем, истцом не представлено доказательств соблюдения администрацией района установленного порядка расходования субвенций местным бюджетам, согласно которому субвенции в бюджеты муниципальных образований перечисляются на основании заявок муниципальных образований, поданных в Главное управление образования Курганской области, которому в свою очередь субвенции перечисляются Финансовым управлением Курганской области на основании согласованной с Департаментом строительства, госэкспертизы и ЖКХ заявки. Также ответчик указывал на неправомерность требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что, заявляя требование о финансировании, прокурор фактически выступает в интересах муниципального образования, в то время как иск заявлен в защиту прав физического лица. Кроме того, ссылался на нарушение истцом ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, поскольку не указана сумма финансирования. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района Курганской области по доверенности Зуйков И.Н. в судебном заседании исковые требования истца поддержал.
Представители третьих лиц администрации Кривского сельсовета Далматовского района Курганской области, Главного управления образования в Курганской области в судебное заседание не явились.
Далматовским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе прокурору в иске. Указывает, что в соответствии со вступившими с 1 января 2013 года изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Поскольку решение суда не содержит указание на порядок предоставления жилья, то оно будет осуществлено во внеочередном порядке. Полагает, что это приведет к нарушению действующего законодательства, а также прав других детей-сирот, включенных ранее в сформированный список, у которых также в соответствии с законом возникло право на получение жилого помещения. Также, ответчик полагает, что требование прокурора об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения истцу не подлежало удовлетворению, так как затрагивает межбюджетные отношения, и как следствие разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Указывает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Поскольку нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не применимы к правоотношениям, в которых одной стороной выступает гражданин, то суд не должен был решать вопросы, касающиеся бюджетных отношений. Кроме того, указывает, что возложенная на ответчика оспариваемым решением суда обязанность "по выделению денежных средств на предоставление" не может быть связана с возложенной на администрацию Далматовского района обязанностью "предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения". Полагает, что суд фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.
В представленных возражениях прокурор Далматовского района Курганской области полагал решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Суханов П.П. года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом N 159 от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Родители Суханова П.П. - мать и отец решением Далматовского районного суда Курганской области от 30 ноября 2004 года лишены родительских прав в отношении сына (л.д. 9, 7).
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Далматовского района Курганской области от 14 января 2005 года -к Суханов П.П. был определен в детский дом (л.д. 10 обор.), жилье за Сухановым П.П. не закреплялось.
Судом установлено, что истец зарегистрирован в , расположенной на территории (л.д. 5 обор.).
Постановлением Кривского сельсовета Далматовского района Курганской области от 26 октября 2005 г. Суханов П.П. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д. 10).
Являясь , Суханов П.П. обучался в , в 2011 году ему выдано свидетельство об окончании данного образовательного учреждения. Также, в 2013 году он получил свидетельство об окончании ГБОУ НПО "" (л.д. 6, 32).
Постановлением администрации Далматовского района Курганской области от 8 февраля 2013 года утвержден список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. По состоянию на 1 сентября 2013 года Суханов П.П. значится в данном списке под порядковым номером (л.д. 66-69, 71).
До настоящего времени Суханов П.П. жильем не обеспечен, своего жилья в собственности по сведениям Управления Росреестра по Курганской области он не имеет (л.д. 12).
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Суханова П.П. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Суханова П.П. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26 декабря 2012 года) порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение N 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Материалы дела свидетельствуют, что Суханов П.П. является нуждающимся в жилом помещении, право на получение жилья истец не реализовал, в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и п. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 26 декабря 2012 года N 83") администрацией Далматовского района сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Далматовского района, в который включен истец Суханов П.П. (л.д. 66-69).
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Суханова П.П. требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Кривской сельской Думы от 8 мая 2008 года N 118 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде Кривского сельсовета, установлена в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д. 11).
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Далматовского района обязанность по предоставлению Суханову П.П. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования "Далматовский район" в пределах нормы предоставления - не менее кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Так, в соответствии со ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд первой инстанции при разрешении спора установил, что администрация Далматовского района недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "Далматовский район", суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Суханову П.П., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Суханову П.П. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 9 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.