Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Арзина И.В. и Варлакова В.В.,
при секретаре Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 ноября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Далматовского района в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 17 сентября 2013 года, которым постановлено:
иск прокурора Далматовского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильников в соответствии с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов":
- организовать работы по ограждению территории скотомогильника, расположенного в 1000 м от с. Тамакульское Далматовского района Курганской области, глухим забором высотой 2 метра с въездными воротами, оканавливанию территории скотомогильника в соответствии с п. 5.6 Правил, строительству навеса на высоте 2,5 метра над ямой, длиной 6 метров, шириной 3 метра в соответствии с п. 5.8 Правил;
- на территории, расположенного в 5 км от с. Белоярка-1 Далматовского района Курганской области организовать работы по выкапыванию траншеи в соответствии с п. 5.6 Правил, закрытию земляной ямы для захоронения биоотходов с насыпью кургана не менее 0, 5 метра над поверхностью земли в соответствии с п. 6.7 Правил.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Арзина И.В., мнение прокурора Остарковой Т.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Курганской области о возложении обязанности привести скотомогильники, расположенные на территории Тамакульского и Белоярского сельсоветов Далматовского района Курганской области в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Далматовского района Курганской области было установлено, что на территории Тамакульского и Белоярского сельсоветов Далматовского района Курганской области имеются скотомогильники, содержание которых не отвечает требованиям санитарного законодательства.
Так, скотомогильник, расположенный на территории Тамакульского сельсовета, в нарушение п. 5.6 Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов не огражден глухим забором, отсутствуют въездные ворота, с внутренней стороны забора отсутствует траншея; вопреки п. 5.8 Правил над ямой отсутствует навес.
Расположенный на территории Белоярского сельсовета скотомогильник также не соответствует требованиям пунктов 5.6 и 5.8 Правил, а именно, с внутренней стороны забора скотомогильника отсутствует траншея, над ямой скотомогильника отсутствует навес.
Данные скотомогильники на балансе указанных сельсоветов не числятся.
С учетом измененных исковых требований просил возложить обязанность на Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильников расположенных на территории Далматовского района в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: на территории Тамакульского сельсовета Далматовского района Курганской области организовать работы по созданию ограждения территории скотомогильника глухим забором, созданию въездных ворот, выкапыванию траншеи, организации навеса над ямой; на территории Белоярского сельсовета Далматовского района Курганской области организовать работы по созданию навеса над ямой скотомогильника, организовать работы по выкапыванию траншеи.
В судебном заседании представитель истца Поляковская И.В. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности Столярова Н.А. с иском не согласилась. Полагала, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком, так как скотомогильники в его собственности не находятся.
Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по доверенности Востриков А.В. исковые требования поддержал, полагал их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Управления ветеринарии Курганской области по доверенности Масленникова Е.П. с иском не согласилась, доводы ответчика считала обоснованными. Пояснила, что скотомогильник на территории Тамакульского сельсовета огорожен забором, который частично поврежден. Траншея имеется, но не по всему периметру скотомогильника. Яма представляет из себя железобетонную емкость размерами 4x4x4 с деревянной крышкой. Скотомогильник используется населением. На территории Белоярского сельсовета скотомогильник представлен в виде земляной ямы, частично имеется траншея.
Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Курганской области, Администрации Тамакульского и Белоярского сельсоветов Долматовского района Курганской области, Администрации Далматовского района Курганской области, СПК "Белоярское" Далматовского района Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежаще, просили дело рассмотреть без его участия.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить и в удовлетворении исковых требований отказать в связи с неправильным толкованием норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считает, что Правительство Курганской области не имеет права владения, пользования и распоряжения спорными скотомогильниками. Спорные объекты не находятся в ведении Правительства Курганской области, следовательно, основания для возложения обязанности по организации работ по устройству и оборудованию скотомогильника на Правительство Курганской области у суда отсутствовали. Таким образом, вывод суда о том, что обязанность по приведению созданных мест захоронения биологических отходов в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил отнесена действующим законодательством к компетенции Правительства Курганской области, является необоснованным. Кроме того, судом не установлено, какие права неопределенного круга лиц, в защиту которых выступил прокурор, нарушены Правительством Курганской области. Доказательств, подтверждающих как наступление вреда в настоящее время, так и реальность опасности причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем в результате не приведения скотомогильников в соответствии с указанными Правилами, не представлено.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор Далматовского района, Управление Роспотребнадзора по Курганской области выражают согласие с решением суда и просят оставить его без изменения.
В заседании судебной коллегии представитель Правительства Курганской области - Столярова Н.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на отмене судебного решения.
Прокурор Остаркова Т.А. просила об оставлении решения суда без изменения.
Представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, Управления ветеринарии по Курганской области, Администрации Далматовского района Курганской области, Администрации Тамакульского сельсовета Далматовского района Курганской области, Администрации Белоярского сельсовета Далматовского района Курганской области извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Далматовского района совместно со специалистами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Далматовского района Курганской области.
Согласно актам обследования Управления ветеринарии Курганской области N 10 от 18.04.2013 г., N 2 от 16.04.2013 г., санитарно - ветеринарным карточкам N 20 и N 01а на территории Тамакульского сельсовета Далматовского района Курганской области в 1000 м от с. Тамакульское, расположен скотомогильник площадью 100 кв.м., огражденный жердями. Яма представляет из себя железобетонную емкость размерами 4x4x4 с деревянной крышкой. Скотомогильник эксплуатируется населением сельсовета. На территории Белоярского сельсовета Далматовского района Курганской области в 5 км от с. Белоярка-1 Далматовского района Курганской области расположен скотомогильник площадью 100 кв.м., имеет ограждение в виде забора высотой 2 метра, по периметру ограждения расположена траншея шириной 70 см, глубиной 1 метр.
По результатам проведенной проверки установлено, что скотомогильник, расположенный на территории Тамакульского сельсовета, в нарушение п. 5.6 Правил "Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" не огражден глухим забором, отсутствуют въездные ворота, с внутренней стороны забора отсутствует траншея; вопреки п. 5.8 Правил над ямой отсутствует навес.
Расположенный на территории Белоярского сельсовета скотомогильник также не соответствует требованиям пунктов 5.6 и 5.8 Правил, а именно, с внутренней стороны забора скотомогильника отсутствует траншея, над ямой скотомогильника отсутствует навес.
Согласно имеющимся в материалах дела справкам Администрации Тамакульского сельсовета Далматовского района Курганской области от 05.08.2013г. и Администрации Белоярского сельсовета от 08.08.2013 г., скотомогильники, находящиеся на территориях данных сельсоветов в реестре муниципальной собственности, не значатся, финансирование на их содержание не выделялось.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" на Правительство Курганской области верным, основанным на положениях действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не предусматривает.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Суду первой инстанции не представлено доказательств передачи муниципальным образованиям, на территории которых находятся скотомогильники, полномочий и денежных средств в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников.
Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 210 устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Курганской области, в связи с чем обязанность по привидению скотомогильников в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" обоснованно возложена на Правительство Курганской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что статус объектов захоронения биологических остатков как скотомогильников не подтвержден, поскольку сооружены на не отведенном для данных целей земельных участках, не приняты в эксплуатацию по акту приемки, в связи с чем у суда не было оснований для удовлетворения иска прокурора, судебная коллегия находит несостоятельным.
В соответствии с п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правил биологические отходы утилизируют следующими способами: путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживания в биотермических ямах, уничтожения сжиганием или в исключительных случаях захораниванием в специально отведенных местах.
Согласно п. 1.7 Ветеринарно-санитарных правил с введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается, и согласно положений п. 4.1.1. захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, указанных в п. п. 1.7.2 и 1.7.3 настоящих Правил: при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, но только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации; и в зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы.
В связи с прямым запретом уничтожения биологических отходов путем захоронения в землю единственно допустимыми способами уничтожения биологических отходов на территории Курганской области являются: обеззараживание в биотермических ямах (скотомогильниках) и уничтожение сжиганием, которое проводится под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка в соответствии с требованиями и порядком, установленным в п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил.
Материалами дела подтверждено обустройство указанных в иске объектов именно как биотермических ям (скотомогильников), но с нарушением установленных для его обустройства правил (п.п. 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил). Выявленные нарушения требуют устранения с целью эффективного и безопасного уничтожения биологических отходов.
То обстоятельство, что скотомогильники обустроены на не отведенной для этой цели земельных участках, не освобождает Правительство Курганской области от возложенной законом обязанности по решению вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Довод жалобы о том, что судом не установлено, какие права неопределенного круга лиц нарушены ответчиком, судебная коллегия считает необоснованным. Существование на территориях Тамакульского и Белоярского сельсоветов Далматовского района Курганской области скотомогильников в условиях, когда они не находятся на чьем-либо балансе, никто не обеспечивает их надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни и здоровья людей, лишает их права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Решение суда в части возложения обязанности на Правительство Курганской области по организации работ на территории Белоярского сельсовета в 5 км. от с. Белоярка-1 Далматовского района Курганской области по закрытию ямы для захоронения биоотходов землей с высотой кургана не менее 0,5 м., судебная коллегия находит подлежащим отмене по следующим основаниям.
Принимая такое решение и одновременно отказывая прокурору в иске о возложении обязанности по строительству навеса над данной ямой, суд первой инстанции исходил из того, что данная яма не соответствует п. 5.7. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, потому её следует закрыть.
При этом суд без приведения каких-либо мотивов счёл возможным выйти за пределы заявленных требований.
Однако с такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может.
Из дела видно, что на территории данного скотомогильника имеется закопанная в землю металлическая емкость, которая используется для сбора биологических отходов.
Обращаясь в суд с иском, прокурор просил обязать ответчика построить забор, навес над ямой и выкопать траншею по периметру забора.
С требованием о закрытии ямы прокурор не обращался.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Между тем таких оснований из дела не усматривается и судом в решении не указано.
Исковые требования прокурора были направлены на устранение недостатков существующего и действующего скотомогильника, именно такой способ защиты прав неопределенного круга лиц был избран прокурором при обращении в суд.
Вместе с тем, суд, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по организации работ по закрытию земляной ямы для захоронения биоотходов, применил совершенно иной способ защиты прав неопределенного круга лиц, выполнив таким образом не свойственную ему функцию.
Кроме того, суд в резолютивной части решения указал на закрытие ямы в соответствии с пунктом 6.7. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, из буквального содержания которого следует, что осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению с высотой кургана не менее 0,5 м. над поверхностью земли. Однако из материалов дела не следует, что на территории скотомогильника в границах Белоярского сельсовета уничтожение биологических отходов производится путем захоронения в земляные ямы. Каких-либо доказательств, того, что используемая на территории данного скотомогильника яма является осевшей могилой, в материалах дела не имеется и в решении суда не приведено.
Вывод суда о закрытии ямы противоречит его же выводам о возложении обязанности на ответчика построить забор и выкопать траншею. Удовлетворяя исковые требования в данной части суд согласился с доводами прокурора о том, что скотомогильник действует и его необходимо привести в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения обязанности на Правительство Курганской области по организации работ по закрытию землей ямы для захоронения биоотходов, не может быть признано законным и обоснованным потому подлежит отмене.
Что же касается исковых требований прокурора о возложении обязанности по созданию навеса над ямой скотомогильника, то судебная коллегия отмечает следующее.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска в данной части прокурору отказано.
В апелляционном порядке решение суда в данной части прокурором не обжаловано, напротив прокурором поданы возражения, в которых он считает решение законным. Поводом для рассмотрения дела в апелляционном порядке является апелляционная жалоба ответчика, который оспаривает свою обязанность по приведению скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, будучи ограниченной положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не усматривает оснований для проверки данного вывода суда и его отмены или изменения.
В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от 17 сентября 2013 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 17 сентября 2013 года в части возложения на Правительство Курганской области обязанности организовать работы на территории Белоярского сельсовета в 5 км. от с. Белоярка-1 Далматовского района Курганской области по закрытию ямы для захоронения биологических отходов землей с высотой кургана не менее 0,5 метра отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.