Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 ноября 2013 года гражданское дело по иску Белозеровой И.П. к Администрации г. Кургана о признании помещения жилым и о сохранении жилого помещения в реконструированном виде,
по апелляционной жалобе Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 9 сентября 2013 года, которым постановлено:
измененные исковые требования к Администрации г. Кургана о признании помещения жилым и о сохранении данного помещения в реконструированном виде - удовлетворить.
Признать помещение с пристроем в составе Лит. А, А2, А3, расположенных по адресу: , жилым.
Сохранить жилое помещение в виде квартиры , расположенное по адресу: , общей площадью , в реконструированном виде.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Администрации г. Кургана Голощаповой О.Ю., истца Белозеровой И.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белозерова И.П. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кургана о сохранении в перепланированном виде квартиры , жилой площадью кв.м., общей площадью кв.м. В обоснование иска указывала, что она является нанимателем неблагоустроенного жилого помещения - квартиры , расположенной в доме барачного типа по . Вместе с ней в квартире зарегистрированы и проживают ее дочери Белозерова Е.Л., Казанцева В.Л. и внучка , года рождения. В данную квартиру она была вселена на основании обменного ордера от 4 мая 1989 года. Несмотря на то, что в ордере были указаны лишь две комнаты площадью кв.м. и кв.м., фактически на момент вселения квартира состояла из трех жилых комнат площадью кв.м., кв.м., кв.м., а также кухни площадью кв.м., коридора площадью кв.м. Таким образом, квартира уже имела площадь кв.м. Указанные изменения были выявлены при составлении технического паспорта в 2013 году. Прежними нанимателями была осуществлена перепланировка жилого помещения, за счет переноса печи и перегородки, разделяющей кухню и комнаты, была увеличена площадь квартиры на кв.м. путем изменения ее конфигурации. Данные изменения в технический паспорт жилого помещения не были внесены. Истец указывала, что поскольку перепланировка, в результате которой увеличилась площадь квартиры, была произведена прежними нанимателями, без согласования с органами местного самоуправления, то в настоящее время она не может реализовать свое право на заключение договора социального найма в письменной форме. Истец полагала, что в результате перепланировки не были нарушены строительные, санитарно-гигиенические, экологические и эксплуатационно-технические нормы.
В ходе судебного разбирательства истец заявленные требования изменила, просила суд признать жилым помещение с пристроем в составе Лит.А., А2, А3, расположенное по адресу: , сохранить данное жилое помещение в виде квартиры общей площадью кв.м., жилой - кв.м., вспомогательной - кв.м, в реконструированном виде.
В судебном заседании истец Белозерова И.П. на удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана в судебное заседание не явился, о его месте и времени был извещен надлежащим образом.
Третьи лица Белозерова Е.Л., Казанцева В.Л. в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Курганским городским судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация г. Кургана просит решение суда отменить, в иске Белозеровой Е.Л. отказать. В обоснование жалобы выражает несогласие с выводом суда относительно того, что в квартире была произведена перепланировка. Указывает, что в спорной квартире, которая является муниципальной собственностью, была произведена реконструкция путем возведения самовольного пристроя Лит. А3 (жилой комнаты площадью кв.м., коридора площадью кв.м.), что в свою очередь привело к увеличению общей площади объекта. Разрешающие реконструкцию жилого помещения документы не оформлялись и не выдавались. С учетом изложенного полагает, что у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца со ссылкой на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок осуществления перепланировки.
В представленных возражениях истец полагает решение суда законным и обоснованным.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Администрации г. Кургана Голощапова О.Ю. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда отменить.
Истец Белозерова И.П. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что спорным является жилое помещение, расположенное по адресу: , являющееся объектом муниципальной собственности.
Данное помещение, площадью кв.м., было предоставлено истцу Белозеровой (до регистрации брака - Первухиной) И.П. для заселения на основании обменного ордера от 4 мая 1989 года, выданного Исполкомом Курганского городского Совета народных депутатов (л.д. 4).
В настоящее время в указанном помещении зарегистрированы и проживают истец Белозерова И.П., которая является нанимателем, ее дочери Белозерова Е.Л. и Казанцева В.Л., внучка , что подтверждается справкой МКУ г. Кургана "Жилищная политика", поквартирной карточкой.
Часть 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской устанавливает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правоотношения, связанные с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, регулируются главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, а переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N170.
На основании п. 1.7.1 указанных Правил, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В силу части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения являются самовольными в случае их проведения при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (без получения решения соответствующего органа о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения), или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Часть 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность сохранения жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Согласно техническому паспорту, составленному ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Курганский филиал, квартира, расположенная по адресу: , по состоянию на 16 апреля 1970 года имела общую площадь кв.м. и состояла из двух комнат, площадью кв.м. и кв.м., кухни, площадью кв.м. По состоянию на 5 июля 2013 года общая площадь квартиры составляет кв.м., квартира состоит из трех жилых комнат площадью кв.м., кв.м., кв.м., кухни площадью кв.м., коридора площадью кв.м., в связи с тем, что к Лит. А2 был выполнен теплый пристрой Лит. А3 на месте холодной веранды.
Согласно заключению экспертизы от 9 августа 2013 года , проведенной на основании определения суда ООО "", жилой дом Лит. А, А2, с пристроем Лит. А3 по адресу: , общей площадью кв.м., в том числе жилой кв.м., соответствует действующим строительно-техническим, санитарно-гигиеническим, экологическим и эксплуатационно-техническим нормам и правилам, предъявляемым к жилым помещениям. После выполненной реконструкции жилого дома, заключающейся в возведении теплого пристроя Лит. А3 к основному строению Лит. А, А2, жилой дом в составе Лит. А, А2, А3 требованиям устойчивости и прочности удовлетворяет, пригоден для постоянного проживания. Использование жилого дома в составе Лит. А, А2, А3 в качестве постоянного жилого опасности не представляет, прав и законных интересов других граждан не нарушает.
Принимая решение об удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для сохранения квартиры по адресу: в реконструированном состоянии, сославшись при этом на приведенные выше нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок проведения перепланировки и переустройства жилых помещений.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, в связи со следующим.
Удовлетворяя исковые требования Белозеровой И.П., сохраняя квартиру в реконструированном виде, суд не принял во внимание, что жилищным законодательством предусмотрено сохранение в судебном порядке жилого помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии, однако сохранение в судебном порядке жилого помещения после проведения реконструкции Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Порядок введения в эксплуатацию реконструируемых объектов капитального строительства определен Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких инструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Из пункта 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Согласно пункту 8 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям указанных органов относится проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, осуществление реконструкции жилого помещения не охватывается положениями главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, поэтому сохранение жилого помещения в реконструированном виде на основании статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается.
При таких обстоятельствах заключение экспертов об отсутствии угрозы жизни и здоровью третьих лиц в достаточной степени не свидетельствует о законности произведенных в квартире работ (часть 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Белозеровой И.П. о сохранении помещения в реконструированном виде, по сути нового объекта недвижимости, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене.
Так как исковые требования о признании помещения с пристроем в составе Лит. А, А2, А3, расположенных по адресу: , жилым являются производными от требований о сохранении помещения в реконструированном виде, решение в указанной части также не может быть признано законным.
Указание судом в решении, что стороной ответчика не опровергнут факт того, что пристрой Лит. А3 был возведен в 1983 году, до вселения истца в указанную квартиру, не может быть признано убедительным, поскольку из имеющегося в деле ордера от 4 мая 1989 года, являвшегося на тот момент единственным документом, подтверждающим право на вселение в жилое помещение, следует, что предоставленная истцу на основании договора социального найма квартира состоит из двух комнат, площадью 28 кв.м. При таких обстоятельствах в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно на истце лежало бремя доказывания обстоятельств, опровергающих отраженные в ордере сведения.
Поскольку суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения применил нормы материального права, не подлежащие применению к спорным правоотношениям, что привело к постановке незаконного и необоснованного решения, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Белозеровой И.П. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 9 сентября 2013 года отменить.
В иске к Администрации г. Кургана о сохранении жилого помещения, расположенного по адресу: , в реконструированном виде, признании реконструированного помещения жилым отказать.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.