Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
при секретаре Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 14 ноября 2013 года гражданское дело по иску Шумкова к Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании незаконным отказа, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения
по апелляционным жалобам Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от , которым постановлено:
признать незаконным отказ Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений Шумкову
Обязать Главное управление социальной защиты населения Курганской области предоставить Шумкову единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилых помещений.
Взыскать с Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно - коммунального хозяйства Курганской области в пользу Шумкова расходы на оказание юридической помощи в размере руб., в возврат государственную пошлину руб.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области по доверенности Звягинцевой А.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Шумкова А.А. по доверенности Карпова Е.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шумков А.А. обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование требований указал, что обратился в Департамент строительства госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив к заявлению необходимый пакет документов: 1) справку МВД России о прохождении службы в отдельном батальоне патрульно-постовой службы милиции УВД по г. Кургану с по (в период с по служил в Вооруженных Силах, с по проходил службу в должности милиционера-водителя 2 роты отдельного батальона ППСМ УВД, финансирование которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета); 2) выписку из приказа об увольнении в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" по статье 19 пункта "е" по сокращению штатов, то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями; 3) справку о том, что состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с в органе местного самоуправления Администрации города Кургана. им получено уведомление об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, в связи с несоответствием положениям, указанным в статье 1 Закона Курганской области от "О реализации на территории Курганской области отдельных положений Федерального закона от N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федерального закона от N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", а именно: 1) увольнение из органов внутренних дел произведено после - , 2) срок службы на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета составил 8 лет (с по ), 2) увольнение по сокращению штатов из органов внутренних дел с должности, содержащейся за счет средств областного бюджета. С данным отказом он не согласен, поскольку соответствует критериям, установленным законом для предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Статьей 15.1 этого закона устанавливаются нормы предоставления площади жилого помещения. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на граждан, которые до были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет. Полагал, что период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы, поскольку финансирование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета по статье национальная оборона. Таким образом, общая продолжительность его службы в календарном исчислении составляет 10 лет 24 дня. Общая продолжительность службы в органах внутренних дел составляет 26 лет 6 месяцев 27 дней. Считал, что указанные положения закона не содержат условий, ограничивающих право гражданина на обеспечение жилым помещением в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел до и или после . Полагал, что на него распространяются также положения Закона Курганской области от . Указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от (в редакции от ) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" право на получение социальной выплаты также имели следующие категории граждан: сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Просил признать отказ Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, обязать ответчика предоставить указанную выплату, возместить расходы по оплате госпошлины в размере руб., а также на оказание юридической помощи в размере руб.
В судебном заседании представитель истца Шумкова А.А. по доверенности Карпов Е.А. на исковых требованиях настаивал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
Истец Шумков А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области по доверенности Алешина С.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве. Полагала, что истцу правомерно отказано в предоставлении единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку он не имеет необходимой продолжительности службы в календарном исчислении 10 и более лет в органах внутренних дел, финансируемых из средств федерального бюджета, уволен из органов внутренних дел, финансируемых из областного бюджета, после , состоял на учете в органах местного самоуправления до на общих основаниях, а не в связи с наличием права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Кроме того, полагала, что приоритетной формой обеспечения жильем сотрудников органов внутренних дел, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту службы, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от . В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. Также указала, что в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" является Главное управление социальной защиты населения Курганской области, в связи с чем Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Определением Курганского городского суда Курганской области от к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление социальной защиты населения Курганской области.
Представитель соответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области по доверенности Звягинцева A.M. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав позицию ответчика Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, пояснив, что отказ в предоставлении истцу единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является правомерным, поскольку он не относится к категориям граждан, имеющим право на такую выплату. Указала, что в настоящее время Главное Управление социальной защиты населения Курганской области является надлежащим ответчиком по данному делу, однако механизм выплаты таких денежных средств еще не разработан.
Определениями судьи Курганского городского суда Курганской области от и от к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации, Правительство Курганской области, ГУ УПФ России по г. Кургану, УМВД России по г. Кургану.
Представители указанных третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц Правительства Курганской области, Федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" в письменных отзывах с исковые требованиями Шумкова А.А. не согласились.
Представитель третьего лица УМВД России по г. Кургану в письменном отзыве считал исковые требования Шумкова А.А. законными и обоснованными, поскольку истец имеет суммарную продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет в органах внутренних дел, финансируемых за счет средств федерального бюджета, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления до и уволен со службы по сокращению штатов, при этом вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ГУ УПФ России по г. Кургану в письменном отзыве оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Шумкову А.А. отказать. Указывает, что в связи с принятием постановления Правительства Курганской области от , уполномоченным органом по предоставлению единовременных выплат гражданам на приобретение или строительство жилых помещений является Главное управление социальной защиты населения Курганской области, которое является надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, выражает несогласие с принятым решением по существу. Настаивает на том, что истец не имел необходимой продолжительности службы в календарном исчислении в органах внутренних дел, финансируемых за счет средств федерального бюджета, поскольку на момент увольнения продолжительность такой службы истца составила 8 лет. Считает, что период прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации включению в указанный срок не подлежит, поскольку такое включение возможно только в сфере пенсионных правоотношений. Полагает, что с 1997 года истец состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилья в органе местного самоуправления по общим основаниям, а не в качестве лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Настаивает на том, что Шумков А.А. уволен со службы , то есть после , в связи с чем он не относится к категории граждан, указанных в статье 1 Закона Курганской области от "О реализации на территории Курганской области отдельных положений Федерального закона от N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федерального закона от -Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", обеспечение которых жильем является обязанностью исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Полагает, что поскольку увольнение со службы истца произведено после , то он должен обеспечиваться жильем по месту прохождения службы, в связи с чем соответствующая ответственность должна быть возложена на федеральный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. Считает, что истец не имеет права на получение спорной выплаты, поскольку был уволен из органа внутренних дел, финансируемого за счет средств областного бюджета, что не соответствует буквальному толкованию закона. Не соглашается со взысканием судебных расходов, считая размер расходов на оплату услуг представителя, определенный судом в размере руб., завышенным, не соответствующим объему выполненной представителем работы, принципу разумности и справедливости. Полагает неправомерным взыскание с указанного ответчика государственной пошлины в размере ., поскольку исковые требования удовлетворены к двум ответчикам.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление социальной защиты населения Курганской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование указывает, что обеспечение жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, за счет средств федерального бюджета, является государственной гарантией, которая закреплена в Федеральном законе от N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В соответствии с пунктом 2 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после , осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. С Российская Федерация передала полномочия по обеспечению жильем граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, действующим законодательством предусмотрены два различных способа обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, в зависимости от даты их увольнения с военной службы (при финансировании в обоих случаях за счет средств федерального бюджета): 1) при увольнении гражданина после обеспечение производится федеральными органами исполнительной власти (пункт 2 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ); 2) при увольнении гражданина до обеспечение производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ). Для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), уполномоченным органом Курганской области, необходимо одновременное соблюдение условий: гражданин должен быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органами местного самоуправления до ; увольнение гражданина из органа внутренних дел, содержащегося за счет средств федерального бюджета, должно быть произведено до ; увольнение гражданина со службы должно быть осуществлено по основаниям: достижение предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями; общая продолжительность службы гражданина в календарном исчислении должна составлять 10 лет и более. Увольнение истца из органов внутренних дел было осуществлено после из подразделения УВД, финансирование которого осуществлялось за счет средств областного бюджета. В связи с чем полагает, что истец не подпадает под категорию граждан, указанных в пункте 2.1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ, не относится к категории граждан, указанных в статье 1 Закона Курганской области , в связи с чем, порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (через субвенции), предусмотренный указанными законами, на него не распространяется. В связи с этим полагает, что отказ Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, являвшегося уполномоченным органом по решению указанного вопроса на дату обращения истца с заявлением, в предоставлении Шумкову А.А. единовременной денежной выплаты, считает законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области по доверенности Звягинцева А.М. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца Шумкова А.А. по доверенности Карпов Е.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда оставить без изменения.
Истец Шумков А.А., представитель ответчика Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, представители третьих лиц Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации, Правительства Курганской области, ГУ УПФ России по г. Кургану, УМВД России по г. Кургану в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее Федеральный закон "О статусе военнослужащих") в редакции Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2011 года, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
На основании пункта 2.1 этой же статьи обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с по Шумков А.А. проходил службу в рядах Советской Армии, в период с по истец проходил службу в органах внутренних дел 26 лет 6 месяцев 27 дней (трудовая книжка ).
Согласно справке, выданной Врио командира Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции и главным бухгалтером бухгалтерии УМВД России по г. Кургану , Шумков А.А. проходил службу в отдельном батальоне патрульно-постовой службы милиции УВД по г. Кургану с по : в период с . Служба в органах внутренних дел составляет: 26 лет 6 месяцев 27 дней.
Приказом командира ОБППСМ УВД по г. Кургану от лс Шумков А.А. уволен по пункту "е" статьи 19 (сокращение штатов) Закона Российской Федерации от (ред. от , с изм. от ) "О милиции".
Общая продолжительность службы Шумкова А.А. в органах и учреждениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, включая службу в армии, на дату увольнения составила 10 лет 24 дня.
Шумков А.А. с составом семьи 4 человек Администрацией города Кургана принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, общая очередь поскольку проживает с членами семьи женой Шумковой Н.Д. и двумя сыновьями Шумковым А.А., Шумковым Д.А. в занимаемом на праве собственности жилом помещении в в , общей площадью 31,4 кв.м.
За период прохождения службы в органах внутренних дел жилье Шумкову А.А. не предоставлялось, субсидии на строительство жилья не выделялись.
Указанные обстоятельства установлены судом первой инстанции и лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
истец обратился в Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Уведомлением от истцу отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья. Основанием отказа послужило несоответствие Шумкова А.А. категориям граждан, указанным в статье 1 Закона Курганской области от "О реализации на территории Курганской области отдельных положений Федерального закона от N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", выразившееся в том, что увольнение истца из органов внутренних дел произведено после - , срок службы на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, составил 8 лет - с по , увольнение по сокращению штатов из органов внутренних дел произведено с должности, содержащейся за счет средств областного бюджета.
Разрешая спор, принимая во внимание положения Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в предоставлении истцу Шумкову А.А. единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является незаконным.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным, основанным на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" изменен порядок реализации социальных гарантий в жилищной сфере для определенной категории лиц, уволенных с военной службы и принятых до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, - им предоставлена возможность выбора на альтернативной основе следующих форм обеспечения жильем: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (статья 1).
В силу положений пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В статье 3 данного Федерального закона Российская Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона): 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, за счет субвенций, перечисляемых из федерального бюджета на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 4 указанного Федерального закона гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, изъявившим желание получить государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона с 1 января 2011 года выдача указанных сертификатов не производится. Такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона). Граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, получившие государственные жилищные сертификаты до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не обеспеченные жилыми помещениями, имеют право на обеспечение жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона).
В Курганской области отдельные отношения, возникающие при обеспечении жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце 1 пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", регулирует Закон Курганской области от 5 октября 2011 года N 58.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона Курганской области от 5 октября 2011 года N 58 предусмотрено, что настоящий Закон распространяется на категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающих с ними членов их семей.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Курганской области от 30 декабря 2011 года N 654, действующим на момент возникновения спорных правоотношений, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" был определен Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области.
После внесения изменений в указанное постановление постановлением Правительства Курганской области от 29 июля 2013 года N 336, вступившим в силу через десять дней после официального опубликования 6 августа 2013 года в газете "Новый мир", таким уполномоченным органом вместо Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области определено Главное управление социальной защиты населения Курганской области.
Таким образом, и федеральное законодательство и законодательство субъекта Российской Федерации - Курганской области - предполагают возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации уволенных с военной службы граждан при наличии следующих условий: указанные граждане должны быть приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года; должны быть уволены со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями; общая продолжительность службы указанных граждан в календарном исчислении должна составлять не менее 10 лет.
Из материалов дела следует, что истец всем вышеперечисленным критериям соответствует.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Шумкова А.А. о признании незаконным отказа Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения и возложении на Главное управление социальной защиты населения Курганской области обязанности предоставить истцу единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями в порядке пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возможно лишь при условии их увольнения со службы до 1 января 2005 года не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку ни федеральное законодательство, ни законодательство Курганской области такого основания для предоставления единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета не содержат.
Ссылка ответчиков в апелляционных жалобах на пункт 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, не может быть признана состоятельной, поскольку указанная норма регулирует порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Истец Шумков А.А. к указанной категории военнослужащих не относится, является лицом, уволенным с военной службы, обеспечение которого жилым помещением должно производиться в порядке, установленном пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Довод апелляционной жалобы ответчика Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области о том, что суд неправомерно включил в общую продолжительность службы истца в календарном исчислении в органах внутренних дел, финансируемых за счет средств федерального бюджета, период прохождения Шумковым А.А. службы в Вооруженных Силах с по , является необоснованным, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от (в редакции от ) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службы в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" военная служба (в том числе по призыву) засчитывается в выслугу лет в календарном исчислении. Кроме того, суд первой инстанции также правомерно указал в решении о том, что финансирование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета по статье расходов "национальная оборона". При этом в период срочной службы истца в Советской Армии ее содержание также осуществлялось за счет средств государства (СССР).
Ссылка апелляционных жалоб ответчиков на то, что истец был уволен из органа внутренних дел, финансируемого за счет средств областного бюджета, в связи с чем он не имеет права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета, не может быть признана состоятельной судом апелляционной инстанции, поскольку на день увольнения из органов внутренних дел Шумков А.А. имел необходимую суммарную продолжительность службы, финансируемой за счет средств федерального бюджета в размере 10 лет и более, в связи с чем сам по себе факт увольнения истца с должности уже не финансируемой из федерального бюджета, правового значения не имеет, иное толкование правовых норм, регулирующих спорные отношения сторон, привело бы к неоправданным различиям в правах граждан в сфере правового регулирования, которое должно отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые последствия соразмерны им.
Ссылку в апелляционной жалобе ответчика Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области на неправомерное взыскание с указанного ответчика судебных расходов, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку судебные расходы, включающие в себя государственную пошлину и расходы на оплату услуг представителя, определены судом в соответствии с положениями статей 88, 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно взысканы с данного ответчика, незаконные действия которого повлекли нарушение права истца и необходимость обращения за судебной защитой.
Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционных жалобах ответчиков, которые направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств, основаны на неправильном толковании норм права, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 26 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий С.В. Тимофеева
Судьи: Е.С. Голубь
Ж.А. Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.