Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Варлакова В.В., Клепчи С.Н.,
с участием прокурора Остарковой Т.А.,
при секретаре Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 ноября 2013 г. дело по иску прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана о возложении обязанности по устранению нарушения норм санитарного законодательства
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 9 сентября 2013 г., которым постановлено:
удовлетворить исковые требования Прокурора города Кургана.
Обязать Администрацию города Кургана организовать работы по ликвидации несанкционированного скопления твердых бытовых отходов, расположенного в районе пересечения улиц Октябрьская и Пионерская (напротив жилого дома ул. Октябрьская, 4) в г. Кургане.
Заслушав доклад судьи областного суда Катаева М.Ю., объяснения представителя ответчика Администрации горда Кургана Перебаскиной Ю.С., прокурора Остарковой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Кургана обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного скопления твердых бытовых отходов. В обоснование иска указал, что Прокуратурой города проверено соблюдение требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении бытовых и иных отходов от населения на территории г. Кургана. В ходе проверки было установлено, что на территории, расположенной в районе пересечения улиц Октябрьская и Пионерская (напротив жилого дома ул. Октябрьская, 4), неустановленными лицами организованы несанкционированные свалки бытовых отходов. Дальнейшее размещение свалок может привести к возгоранию мусора, что неразрывно связано со значительными выбросами в атмосферу в большом количестве продуктов горения, оказывающих крайне отрицательное воздействие на здоровье населения и окружающую среду, а также возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения города Кургана. Факты нарушения экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства подтверждаются экспертной оценкой объекта, проведенной ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области". Поскольку указанная территория, расположенная на пересечении улиц Октябрьская и Пионерская, относится к землям неразграниченной государственной собственности на землю, то в силу п. 24 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на органы местного самоуправления возложены полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в связи с чем полагал, что органами местного самоуправления указанные полномочия должным образом не реализуются.
На основании изложенного просил возложить на Администрацию города Кургана организовать работы по ликвидации несанкционированного скопления твердых бытовых отходов, расположенного в районе пересечения улиц Октябрьская и Пионерская (напротив жилого дома ул. Октябрьская, 4) в г. Кургане.
В судебном заседании прокурор Поляковская И.В. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Администрации города Кургана Перебаскина Ю.С. с иском не согласилась, пояснила, что в районе жилых районов свалка не обнаружена. Свалка находится на территории под линией тепловых сетей, рядом с забором ОАО "". Полагала, что свалка находится на территории земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, в связи с чем считает, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Кургана просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В жалобе выражает несогласие с выводом суда о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на ответчика в силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 8, 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Считает, что указанные положения законодательства, наделяющие органы местного самоуправления полномочиями только по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не предусматривают исполнение такой обязанности в отношении свалок мусора, расположенных в пределах муниципального образования на земельных участках, имеющих собственников. Также считает, что при вынесении решения судом не были применены нормы Правил благоустройства территории города Кургана, утвержденные Решением Курганской городской Думы N211 от 14.11.2012. Полагает, что надлежащих документальных доказательств того, что несанкционированная свалка расположена на территориях мест общего пользования, прокурором города Кургана не представлено.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации города Кургана Перебаскина Ю.С. на доводах апелляционной жалобы настаивала. Прокурор Остаркова Т.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, полагала, что решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте слушания по делу, не явились. С учетом надлежащего извещения сторон и в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении бытовых и иных отходов от населения на территории г. Кургана, проведенной Прокуратурой города Кургана, было установлено, что на территории, расположенной в районе пересечения улиц Октябрьская и Пионерская (напротив жилого дома ул. Октябрьская, 4), неустановленными лицами организованы несанкционированные свалки бытовых отходов.
Согласно представленной экспертной оценке объекта, подготовленной ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" N1815/1 от 24.05.2013 установлено, что на территории, расположенной в районе перекрестка улиц Октябрьская, 4 / Пионерская, 7 (напротив дома) обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора, контейнерная площадка не оборудована, сбор и удаление твердых бытовых отходов не организован, что противоречит требованиям п.п. 2.1.1; 2.2.2 СанПиН 24-128-4690-88 "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
По данным МКУ города Кургана "Городская инспекция по земельным отношениям" указанный выше земельный участок, на котором расположены скопления твердых бытовых отходов, находится в границах кадастрового квартала - на неразграниченных землях государственной собственности, частично в границах участка с кадастровым номером .
Из акта осмотра от 23.08.2013, составленного специалистами Администрации города Кургана Перебаскиной Ю.С., , следует, что при осмотре и обследовании территории по адресу г. Курган, пересечение улиц Октябрьской и Пионерской в районе жилых домов свалки бытовых отходов не обнаружено. Указано, что свалка расположена под линией тепловых сетей рядом с забором ОАО "" СП "".
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, со ссылками на ст.ст. 7, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 24 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 8, ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора города Кургана.
Суд, проанализировав приведенные правовые положения в их системной взаимосвязи, сделал правильный вывод о том, что на Администрации как на органе местного самоуправления лежит обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане, и данное полномочие должным образом ответчиком не реализуется.
Судебная коллегия находит возможным согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.1.1 и 2.2.2 санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Указанные правила предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии c п. 3 ст. 8, ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статья 3 Решения Курганской городской Думы N105 от 26.06.2013 "Об утверждении Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане" относит к полномочиям Администрации города Кургана организацию сбора, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в городе Кургане; определение уполномоченного органа Администрации города Кургана по организации работ по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории города; разработку, утверждение и реализацию целевых программ в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане; организацию выполнения комплексных мер по обустройству мест сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (в том числе создание условий для привлечения инвестиций в данную сферу деятельности); организацию мероприятий по охране окружающей среды в местах сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Ссылка в апелляционной жалобе на ст. 13 и ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми заявитель считает, что обязанность недопущения загрязнения, захламления, обязанность по ликвидации от захламления земельных участков лежит на собственниках этих земельных участков, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, поскольку организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Из материалов дела следует, и судебном заседании апелляционной инстанции не оспаривалось представителем ответчика, что указанная свалка является скоплением бытовых отходов, т.е. образовалась в результате действий жителей близлежащих районов. Вместе с тем, в поселке Северном, на территории частного сектора, Администрацией города Кургана не организован сбор и вывоз бытовых отходов, что и приводит к возникновению несанкционированных свалок.
Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона. Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 9 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.