Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Катаева М.Ю.
судей Варлакова В.В., Арзина И.В.,
при секретаре Буториной Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 ноября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Притобольного района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности по организации работы по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 9 сентября 2013 года, которым постановлено:
"исковые требования прокурора Притобольного района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Курганской области о возложении обязанности по организации работы по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами удовлетворить.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" N 13-7-2/469 от 04.12.1995 г. (далее - Правил):
- на территории Ялымского сельсовета, в 3 км. от д.Обрядовка Притобольного района Курганской области, скотомогильник огородить глухим забором высотой 2 м. с въездными воротами, выкопать траншею в соответствии с п. 5.6 Правил, размеры биотермической ямы скотомогильника привести в соответствие с п. 5.7 Правил, стены ямы выложить из водонепроницаемого материала, оборудовать перекрытие ямы, организовать навес над ямой в соответствии с п. 5.8 Правил;
- на территории Притобольного сельсовета в 1,2 км. от с.Притобольное Притобольного района Курганской области скотомогильник огородить глухим забором высотой 2 м. с въездными воротами, выкопать траншею в соответствии с п. 5.6 Правил, с закрытием ямы для захоронения биологических отходов землей с высотой кургана не менее одного метра;
- на территории Плотниковского сельсовета в 1,5 км. от с.Плотниково Притобольного района Курганской области привести размеры биотермической ямы скотомогильника в соответствие с п. 5.7 Правил".
Заслушав доклад судьи Варлакова В.В., объяснения представителя Правительства Курганской области - Столяровой Н.А., поддержавшей доводы жалобы, мнение прокурора отдела прокуратуры Курганской области - Кабаковой О.В., полагавшей решение законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Притобольного района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исками к Правительству Курганской области о возложении обязанности привести скотомогильники, расположенные на территории Притобольного района Курганской области, в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
В обоснование требований указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований ветеринарно-санитарных правил при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Курганской области было установлено, что на территории Притобольного района имеются скотомогильники, содержание которых не отвечает требованиям санитарного законодательства.
Так, расположенный на территории Ялымского сельсовета (д.Обрядовка) Притобольного района Курганской области скотомогильник не отвечает требованиям пунктов 5.6, 5.7, 5.8 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" от 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469 (далее - Правил), а именно: отсутствует глухой забор высотой 2 м. с въездными воротами, траншея, не соответствует Правилам размер и устройство биотермической ямы.
Расположенный на территории Притобольного сельсовета Притобольного района Курганской области скотомогильник не отвечает требованиям пунктов 5.6, 5.7 Правил, а именно: отсутствует глухой забор высотой 2 м. с въездными воротами, траншея, не соответствует Правилам размер биотермической ямы.
Расположенный на территории Плотниковского сельсовета Притобольного района Курганской области скотомогильник не отвечает требованиям пункта 5.7 Правил, а именно: не соответствует Правилам размер биотермической ямы.
Прокурор указал, что скотомогильники, предназначенные для захоронения биологических отходов, эксплуатируются с нарушениями ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, нанести вред окружающей среде.
Определением судьи Курганского городского суда Курганской области от 19 февраля 2013 года гражданские дела объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заседании.
Представитель Правительства Курганской области - Ларионова М.С. с иском не согласилась. Полагала, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком. Указала, что скотомогильники в ведении Правительства Курганской области не находятся. Полагала, что ответственность за состояние скотомогильников должны нести органы местного самоуправления и руководители организаций, в ведении которых эти объекты находятся.
Представители третьего лица - Управления ветеринарии Курганской области - Масленникова Е.П. и Ватагин С.М. с заявленными прокурором требованиями не согласились. Пояснили, что на указанных в исковых заявлениях территориях биотермические ямы отсутствуют.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Россельхознадзор) - Доможиров В.В. полагал требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Курганской области в судебном заседании не участвовал. В отзыве полагал исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представители третьих лиц - Комитета по архитектуре и строительству Курганской области, Плотниковского, Притобольного и Ялымского сельсоветов Притобольного района Курганской области в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, требования прокурора полагали обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что скотомогильник является объектом недвижимого имущества, который представляет собой сложное техническое сооружение, для строительства которого производится выбор и отвод земельного участка по представлению государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Выбор и отвод земельного участка для таких целей осуществляют органы местной администрации.
Полагает, что места захоронения животных, указанные в исковом заявлении прокурора, статусу скотомогильников не отвечают.
Обращает внимание, что скотомогильник на территории Притобольного сельсовета не эксплуатируется, является закрытым.
При указанных обстоятельствах полагает вывод суда о необходимости проведения работ несоответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что Правительство Курганской области собственником скотомогильников не является, не относится к субъектам, на которых распространяется действие Правил.
Поскольку скотомогильники не находятся в ведении Курганской области, полагает, что Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу.
Обращает внимание, что Правительство Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Курганской области, регулирует правоотношения в указанной сфере путем принятия правовых актов и не осуществляет конкретных видов работ по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил.
Считает, что прокурором не представлены доказательства, подтверждающие нарушение прав неопределенного круга лиц.
Обращает внимание, что по данным ветеринарно-санитарных карточек животные, биологические отходы которых находятся в указанных прокурором скотомогильниках, пали не от болезней, а, следовательно, какой-либо угрозы для населения эти скотомогильники не представляют.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Курганской области - Столярова Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала. Пояснила, что на территории скотомогильников нет биотермических ям. Имеются только земляные ямы, которые должны быть просто засыпаны. Полагала, что у суда не имелось оснований для возложения на ответчика обязанности по приведению земляных ям в соответствие с требованиями п. 5.7 Правил. Обращала внимание, что животные, биологические отходы которых находятся в скотомогильниках, пали не от болезней. Полагала, что угрозы для населения не имеется. Настаивала, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям.
Прокурор отдела прокуратуры Курганской области - Кабакова О.В. полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Указала, что Правительство Курганской области является надлежащим ответчиком, который на основании действующего законодательства обязан организовать работы по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
Представители Управления ветеринарии Курганской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что главным государственным ветеринарным инспектором Притобольного района Курганской области в года проведено обследование санитарного состояния скотомогильников, находящихся на территории Притобольного района Курганской области.
Из актов обследования следует, что на территории Ялымского сельсовета (д.Обрядовка) Притобольного района Курганской области скотомогильник не отвечает требованиям пунктов 5.6, 5.7, 5.8 Правил, а именно: отсутствует глухой забор высотой 2 м. с въездными воротами, траншея, не соответствует Правилам размер и устройство биотермической ямы.
Расположенный на территории Притобольного сельсовета Притобольного района Курганской области скотомогильник не отвечает требованиям пунктов 5.6, 5.7 Правил, а именно: отсутствует глухой забор высотой 2 м. с въездными воротами, траншея, не соответствует Правилам размер биотермической ямы.
Расположенный на территории Плотниковского сельсовета Притобольного района Курганской области скотомогильник не отвечает требованиям пункта 5.7 Правил - имеется несоответствие Правилам размера биотермической ямы.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами на Правительство Курганской области.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
С учетом изложенного, Правительство Курганской области является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям.
Доводы ответчика о том, что ответственность за состояние скотомогильников должны нести органы местного самоуправления, не могут быть признаны правильными.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления.
Доказательства, подтверждающие, что соответствующим муниципальным образованиям, в границах территорий которых находятся спорные скотомогильники, в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", передавались полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по надлежащему оборудованию скотомогильников, в деле отсутствуют.
Довод о том, что места захоронения животных, указанные в исковом заявлении прокурора, статусу скотомогильников не отвечают, не может быть принят во внимание. Данному доводу судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не соглашаться с которой у судебной коллегии не имеется.
Согласно п. 1.6 Правил под скотомогильниками понимаются места, отведенные для захоронения биологических отходов.
Из материалов дела видно, что указанные прокурором территории являются местами, отведенными для захоронения биологических отходов.
В соответствии с п. 7.3 Правил все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.
В деле имеются ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильники, расположенные на территории Ялымского сельсовета (д.Обрядовка), Притобольного сельсовета и Плотниковского сельсовета.
Согласно имеющимся в карточках сведениям, скотомогильник на территории Ялымского сельсовета (д.Обрядовка) используется с года, скотомогильник на территории Притобольного сельсовета - с 2004 года, скотомогильник на территории Плотниковского сельсовета - с года. Скотомогильникам присвоены индивидуальные номера, они подвергались периодическим проверкам на соответствие ветеринарно-санитарным правилам.
Довод жалобы о том, что прокурором не представлены доказательства, подтверждающие нарушение прав неопределенного круга лиц, является несостоятельным.
Установленные по делу нарушения ветеринарно-санитарных правил позволяют судить об обоснованности доводов прокурора о наличии угрозы экологическому благополучию граждан и возможности наступления негативных последствий для окружающей среды.
Довод о том, что на момент рассмотрения дела скотомогильник на территории Притобольного сельсовета закрыт, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Из содержания пункта 7.3 Правил следует, что закрытые скотомогильники также должны отвечать требованиям ветеринарно-санитарных правил.
Судебная коллегия считает не основанным на нормах Правил вывод суда о возложении на ответчика обязанности организовать работы по закрытию ямы скотомогильника землей с высотой кургана не менее одного метра.
В соответствии с пунктом 1.5 Правил биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Закрытие траншеи землей с высотой кургана не менее одного метра предусмотрено пунктом 4.1.2 Правил, которым регламентирован порядок захоронения трупов животных в земляные ямы.
Из материалов дела не следует, что на территории скотомогильника в границах Притобольного сельсовета уничтожение биологических отходов производится путем захоронения в земляные ямы.
В Акте обследования данного скотомогильника указано, что на его территории имеется яма с навесом.
Строительство навесов над биотермическими ямами предусмотрено пунктом 5.8 Правил.
Изложенное позволяет сделать вывод, что на территории скотомогильника используется именно биотермическая яма.
Яма на территории скотомогильника обвалилась, что свидетельствует о нарушении пункта 5.7 Правил.
Прокурором было заявлено требование о возложении на Правительство Курганской области обязанности организовать работы по приведению биотермической ямы скотомогильника на территории Притобольного сельсовета в соответствие с п. 5.7 Правил. От указанного требования прокурор не отказался.
Оснований для отказа прокурору в удовлетворении заявленного требования не имеется.
Поскольку суд неправильно применил нормы материального права, решение Курганского городского суда Курганской области от 9 сентября 2013 года в части возложения на Правительство Курганской области обязанности организовать работы на территории Притобольного сельсовета в 1,2 км. от с.Притобольное Притобольного района Курганской области по закрытию ямы для захоронения биологических отходов землей с высотой кургана не менее одного метра подлежит отмене.
На Правительство Курганской области должна быть возложена обязанность организовать работы по приведению биотермической ямы скотомогильника на территории Притобольного сельсовета в 1,2 км. от с.Притобольное Притобольного района Курганской области в соответствие с п. 5.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" N 13-7-2/469 от 4 декабря 1995 года.
В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от 9 сентября 2013 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 9 сентября 2013 года в части возложения на Правительство Курганской области обязанности организовать работы на территории Притобольного сельсовета в 1,2 км. от с.Притобольное Притобольного района Курганской области по закрытию ямы для захоронения биологических отходов землей с высотой кургана не менее одного метра отменить.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность организовать работы по приведению биотермической ямы скотомогильника на территории Притобольного сельсовета в 1,2 км. от с.Притобольное Притобольного района Курганской области в соответствие с п. 5.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" N 13-7-2/469 от 4 декабря 1995 года.
В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от 9 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.