Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 26 ноября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Куртамышского района в интересах к Администрации Куртамшыского района Курганской области, Правительству Курганской области об обязанности предоставления жилья,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 25 сентября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Куртамышского района в интересах удовлетворить.
Обязать Администрацию Куртамышского района Курганской области предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в с. Песьяное Куртамышского района Курганской области в пределах нормы - не менее 15 кв.м общей площади, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Возложить обязанность по финансированию расходов Администрации Куртамышского района Курганской области на предоставление жилого помещения на Правительство Курганской области.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора отдела прокуратуры Курганской области Богомазовой Л.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куртамышского района Курганской области в интересах Ковалева Д.И. обратился в суд с иском к Администрации Куртамышского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, профинансировать предоставление жилого помещения.
В обоснование исковых требований указывал, что Ковалев Д.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать решением суда лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Постановлением Администрации Песьяновского сельсовета Ковалев Д.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, распоряжением Главы Администрации Куртамышского района включен в список лиц, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Куртамышского района. Жилым помещением не обеспечен. Просил суд обязать Администрацию Куртамышского района Курганской области предоставить Ковалеву Д.И. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещения, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории с. Песьяное Куртамышского района Курганской области общей площадью не менее 15 кв.м, возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Куртамышского района Курганской области жилого помещения Ковалеву Д.И.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Куртамышского района Курганской области на удовлетворении иска настаивала, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Ковалев Д.И. заявленные исковые требования поддерживал, дополнительно пояснял, что своего жилья не имеет, проживает в доме бабушки, в закончил Песьяновскую среднюю общеобразовательную школу, в настоящее время работает.
Представитель ответчика Администрации Куртамышского района Курганской области , действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не соглашалась, поясняла, что истец, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение жилым помещением. Предоставить жилье истцу Администрация Куртамышского района Курганской области не имеет возможности в силу отсутствия свободных жилых помещений и субвенций из средств областного бюджета на их приобретение. Денежные средства на приобретение жилья для Ковалева Д.И. не выделены, в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением на территории Куртамышского района, он значится под номером .
Представитель ответчика Правительства Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, в письменных возражениях на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование возражений указывал, что действующее законодательство не предусматривает внеочередное обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда указанной категории лиц переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления этих полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013. Ссылаясь на положения ст. 1 и ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), считал, что финансовое обеспечение вышеуказанных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагал, что заявленные требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Кроме того, в иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда.
Представитель третьего лица сектора опеки и попечительства муниципального органа управления образованием "Отдел образования Администрации Куртамышского района Курганской области" (далее - МОУО "Отдел образования Администрации Куртамышского района Курганской области") , действующая на основании доверенности, исковые требования поддерживала. Поясняла, что истец является ребенком-сиротой и имеет право на внеочередное предоставление жилья, состоит на очереди на предоставление жилья. Обязанность по предоставлению жилья Ковалеву Д.И., как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, лежит на Администрации Куртамышского района, как органе местного самоуправления, наделенном данными полномочиями. По закону Курганской области Администрации Куртамышского района выделяются субъектом денежные средства на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области указывает, что в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам специализированного найма подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, кроме того, предоставление жилья детям-сиротам по договору специализированного найма поставлено в зависимость от ряда условий, в том числе от наличия или отсутствия лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Считает, что требования прокурора не подлежали разбирательству, поскольку затрагивают межбюджетные отношения и разрешение спора не относится к подведомственности судов общей юрисдикции. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники такого финансирования. Суд фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня. Полагает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу, поскольку указанное не относится к подведомственности судов общей юрисдикции. Просило решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Куртамышского района Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В письменном ходатайстве Правительство Курганской области просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя, на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивало.
Прокурор отдела прокуратуры Курганской области Богомазова Л.В. против доводов апелляционной жалобы возражала.
Истец Ковалев Д.И., представитель ответчика Администрации Куртамышского района Курганской области, представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области, представитель третьего лица МОУО "Отдел образования Администрации Куртамышского района Курганской области" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате и времени извещены надлежаще, о причине неявки суд не уведомили.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Ковалев Д.И. родился в (л.д. 7). Его мать Ковалева (Шумкова) Л.А. решением Куртамышского районного суда Курганской области от лишена родительских прав (л.д. 10-11), сведения об его отце Ковалеве И.Т. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д. 12).
истец окончил муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куртамышского района "Песьяновская средняя общеобразовательная школа" с. Песьяное Куртамышского района Курганской области (л.д. 8).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области от и справке Куртамышского филиала Государственного унитарного предприятия "Кургантехинвентаризация" от Ковалев Д.И. в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 13. 14).
Жилым помещением по договору социального найма на территории Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области Ковалев Д.И. не обеспечен (справка Администрации Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области от (л.д. 12).
Постановлением Главы Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области от Ковалев Д.И. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 9).
Распоряжением Администрации Куртамышского района Курганской области от истец включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Куртамышского района Курганской области под номером (л.д. 15-18).
На момент рассмотрения спора жилое помещение Ковалеву Д.И. не предоставлено.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Ковалева Д.И. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Ковалев Д.И. является нуждающимся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией Песьянского сельсовета Куртамышского района Курганской области при постановке истца на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, и при включении его в список лиц, подлежащих обеспечению специализированным жильем, сформированным в соответствии с п. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству".
Право на получение жилья истец не реализовал, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Это нарушает его жилищные права и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав Ковалева Д.И. в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
С 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Представление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у Ковалева Д.И. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, и признания его нуждающимся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья истцу не состоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Ковалеву Д.И. по договору специализированного найма, судом первой инстанции верно применены положения ст. 50 ЖК РФ и решение Песьянской сельской Думы Куртамышского района Курганской области от 30.12.2005 N 28 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", установившее норму предоставления площади жилого помещения на территории с. Песьяное Куртамышского района Курганской области в размере 15 кв.м на одного человека (л.д. 44).
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
При разрешении спора суд первой инстанции установил, что Администрация Куртамышского района Курганской области недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому он правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является, по мнению судебной коллегии, вторжением суда в бюджетные отношения ответчиков, к которым в силу ст. 1 БК РФ отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполнения в разумные сроки судебного решения о предоставлении жилья Ковалеву Д.И.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19.03.1997; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 07.05.2002; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18.06.2002).
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
С учетом изложенного судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения и разрешении судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу).
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куртамышского районного суда Курганской области от 25 сентября 2013 года по иску прокурора Куртамышского района в интересах к Администрации Куртамшыского района Курганской области, Правительству Курганской области об обязанности предоставления жилья оставить без изменения,
апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Бурматова
Судьи: Н.А. Чернова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.