Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 21 ноября 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные сети", Администрации Каргапольского поссовета Каргапольского района Курганской области о признании деятельности по осуществлению сбросов производственных сточных вод с превышением установленных нормативов и лимитов допустимых концентраций загрязняющих веществ незаконной, возложении обязанности разработать и провести мероприятия по очистке сточных вод, обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные сети" на решение Каргапольского районного суда Курганской области от 19 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Курганского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать деятельность общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные сети" по осуществлению сбросов производственных сточных вод в реку Поцелуйку Каргапольского района с превышением установленных нормативов и лимитов допустимых концентраций загрязняющих веществ незаконной.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные сети" и администрацию Каргапольского поселкового совета разработать и провести мероприятия по очистке сточных вод, сбрасываемых в реку Поцелуйку Каргапольского района, обеспечить соблюдение нормативов и лимитов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и разрешительными документами".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика ООО "Коммунальные сети" Банщиковой Н.Н., представителей третьих лиц Управления Росприроднадзора по Курганской области Сагдеевой Т.С. и Управления Роспотребнадзора по Курганской области Шмакова Д.А., мнение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные сети", Администрации Каргапольского поссовета Каргапольского района Курганской области (далее по тексту ООО "Коммунальные сети" и Администрация Каргапольского поссовета) о признании деятельности ООО "Коммунальные сети" по осуществлению сбросов производственных сточных вод в реку Поцелуйку Каргапольского района с превышением установленных нормативов и лимитов допустимых концентраций загрязняющих веществ незаконной, возложении обязанности на ООО "Коммунальные сети", Администрацию Каргапольского поссовета разработать и провести мероприятия по очистке сточных вод, сбрасываемых в реку Поцелуйку Каргапольского района, обеспечить соблюдение нормативов и лимитов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов, загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и разрешительными документами.
В обоснование исковых требований указывал, что в июле 2013 года по результатам прокурорской проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО "Коммунальные сети" установлено, что на основании решения Каргапольской поселковой Думы от 20.10.2010 N 103 и договора от 01.11.2010 Администрация Каргапольского поссовета передала в безвозмездное временное пользование ООО "Сельхозмонтаж" объект муниципальной собственности - незавершенные строительством очистные сооружения. Наименование ООО "Сельхозмонтаж" на основании решения общего собрания участников общества от 15.12.2011 изменено на ООО "Коммунальные сети". ООО "Коммунальные сети" в соответствии с уставной деятельностью, решением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 24.04.2012 о предоставлении водного объекта в пользование осуществляет сброс сточных вод из очистных сооружений через реку Поцелуйку в реку Миасс.
В ходе прокурорской проверки установлено нарушение процесса очистки сточных вод, из которого исключено прохождение вод через аэротенки.
Производственный контроль за качеством сточных вод, сбрасываемых в реку, осуществляет ООО "Коммунальные сети" в соответствии с ежегодно устанавливаемым графиком; производственный лабораторный контроль на основании договора возмездного оказания услуг от 25.12.2012 N 32 осуществляет ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" в г. Шадринске, Шадринском, Каргапольском, Шатровском районах. По данным производственного контроля за 2013 год концентрация загрязняющих веществ в сточных водах при поступлении на очистные сооружения значительно меньше концентрации данных веществ при сбросе в реку.
В результате непринятия Администрацией Каргапольского поссовета, как собственником очистных сооружений, и ООО "Коммунальные сети", как водопользователем, должных мер к организации эффективной очистки сточных вод нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду, защиту жизни и здоровья, что дает прокурору основание для обращения в суд с исковым заявлением.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Каргапольского района Курганской области Корытов Ю.В., действующий по доверенности от имени Курганского межрайонного природоохранного прокурора, на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске, настаивал. Дополнительно указывал, что Администрация Каргапольского поссовета несет ответственность за организацию водоотведения на территории муниципального образования, обязана обеспечивать соблюдение при этом санитарных норм и правил.
Представитель ответчиков ООО "Коммунальные сети", Администрации Каргапольского поссовета Банщикова Н.Н., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признавала, в письменном отзыве указывала, что общество осуществляет деятельность по сбросу хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от населения и предприятий поселка, в связи с чем требования о признании незаконной деятельности по сбросу производственных сточных вод считает неподлежащими удовлетворению. Обращала внимание, что в результате проведения в августе 2012 года работ по очистке биопрудов путем их полного очищения: осушения, выгребания илистых масс, засыпки нового дренажа и постепенного заполнения, ремонта дренажа и перепускных колодцев концентрация загрязняющих веществ снизилась. Несоблюдение нормативов оправдывала ненадлежащим техническим состоянием очистных сооружений, которые находятся в муниципальной собственности.
Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Курганской области, Управления Росприроднадзора по Курганской области участия в рассмотрении дела не принимали. В письменных отзывах доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживали, считали исковые требования обоснованными, просили удовлетворить иск и рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Суд исковые требования удовлетворил, постановив изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "Коммунальные сети" просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что общество сброс производственных вод в реку не осуществляет, в подтверждение чему в материалы дела представлены письменные доказательства. Суд не принял во внимание разработку и осуществление Администрацией Каргапольского поссовета и ООО "Коммунальные сети" мероприятий по очистке сточных вод, в частности разработаны планы водоохранных мероприятий, отчеты по ним, утверждены перечень загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу, а также документы о возведении новых очистных сооружений. Полагает, что заявленные требования в части возложения обязанности выполнить мероприятия по очистке сточных вод не конкретизированы. Обращает внимание на наличие вступившего в законную силу решения по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
В возражения на апелляционную жалобу Курганский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Курганской области в письменном возражении на апелляционную жалобу также считает решение суда законным, обоснованным и неподлежащим отмене, а жалобу - удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ООО "Коммунальные сети" Банщикова Н.Н. на удовлетворении жалобы настаивала.
Представители третьих лиц Управления Росприроднадзора по Курганской области Сагдеева Т.С. и Управления Роспотребнадзора по Курганской области Шмаков Д.А. выражали полное согласие с решением суда, против удовлетворения жалобы возражали.
Представитель соответчика Администрации Каргапольского поссовета в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие соответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии со ст. 39 Водного кодекса РФ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе путем обезвреживания сбросов загрязняющих веществ.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Вопросы водоснабжения и водоотведения поселений, согласования планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений (п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ч. 1 ст. 6, ст. 26 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты предоставляются в пользование, в том числе на основании решения, выдаваемого исполнительным органом государственной власти или органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 21 Водного кодекса РФ), в частности, для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что на территории р.п. Каргаполье Каргапольского района Курганской области (на расстоянии км от поселка, в северной части района) оборудованы незавершенные строительством очистные сооружения, находящиеся в собственности муниципального образования (решение Каргапольской поселковой Думы от 08.02.2006 - л.д. 113).
На основании решения Каргапольской поселковой Думы от 20.10.2010 N 103 "Об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети" и договора от 01.11.2010 Администрация Каргапольского поссовета передала в безвозмездное временное пользование ООО "Сельхозмонтаж" на срок с 01.11.2010 по 01.07.2030 имущество, являющееся муниципальной собственностью, согласно приложению N 1. Данное имущество, в числе которого указаны здания, транспортные средства, канализационные сети, незавершенное строительством очистное сооружение и соответствующее оборудование, предоставлены для оказания жилищно-коммунальных услуг юридическим и физическим лицам (л.д. 22, 91-94). Условия договора сторонами исполнены, о чем свидетельствует представленный в материалы дела акт приема-передачи муниципального имущества от 01.11.2010 (л.д. 23, 24).
Решением внеочередного общего собрания участников ООО "Сельхозмонтаж" от 15.12.2011 наименование юридического лица изменено на ООО "Коммунальные сети", издана и утверждена новая редакция устава. Согласно п. 5.1 устава общество занимается любыми видами деятельности не запрещенными законодательством, в том числе осуществляет удаление и обработку сточных вод (л.д. 26, 15-17).
24.01.2012 Управление Росприроднадзора в Курганской области на основании приказа от 24.01.2012 выдало ООО "Коммунальные сети" разрешение на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в реку Миасс по выпуску с 24.01.2012 по 02.04.2014. Перечень и количество загрязняющих веществ по выпуску сточных вод указаны в приложении к настоящему разрешению и являются его неотъемлемой частью (л.д. 42, 159, 161).
Решением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 24.04.2012 ООО "Коммунальные сети" предоставлен в пользование водный объект для целей сброса сточных и (или) дренажных вод в реку Миасс с использованием водоотводящих сооружений: очистные сооружения канализации р.п. Каргаполье механической и биологической очистки с доочисткой на биопрудах, береговой выпуск сточных вод в сухое русло ручья Поцелуйка, затем в реку Миасс. Одновременно установлены максимальные показатели объема сброса сточных вод и содержания загрязняющих веществ (л.д. 95-99).
Таким образом, ООО "Коммунальные сети" в силу ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ является водопользователем, поэтому на него возложены обязанности, установленные действующим законодательством в области охраны водных объектов.
Согласно экспертной оценке Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в г. Шадринске, Шадринском, Каргапольском, Шатровском районах" от 26.07.2013 , справке Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по результатам выездных мероприятий ООО "Коммунальные сети" от 22.07.2013 выявлено, что концентрация вредных веществ в сточных водах очистных сооружений на выпуске превышает установленные для ООО "Коммунальные сети" допустимые концентрации. Более того, установлено, что концентрация загрязняющих веществ в сточных водах при поступлении на очистку меньше, чем концентрация этих веществ на выпуске в реку Поцелуйку. Вследствие чего сделан вывод, что очистка сточных вод не осуществляется, а происходит вторичное загрязнение стоков (л.д. 13-14, 5-6). В ходе рассмотрения дела данные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что система очистки сточных вод, эксплуатируемая ООО "Коммунальные сети", не обеспечивает очистку этих вод до установленных нормативов, что является нарушением п. 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, обязывающего водопользователя содержать в исправном состоянии эксплуатируемые им очистные сооружения и обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
При таком положении, установив в ходе судебного разбирательства превышение в 2013 году установленных нормативов вредных веществ в сточных водах, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности того факта, что в указанный период ответчиками было допущено нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и пришел к правильному выводу о необходимости проведения Администрацией Каргапольского поссовета и ООО "Коммунальные сети" мероприятий, направленных на повышение эффективности работы очистных сооружений в целях соблюдения установленных нормативов допустимого по качеству сброса сточных вод.
При разрешении спора суд правильно сослался на нормы Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Водного кодекса РФ, запрещающие сброс сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов, а также принял во внимание решение о предоставлении ООО "Коммунальные сети" водного объекта в пользование, выданное Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, одновременно установившее для водопользователя максимальные пределы содержания загрязняющих веществ в сточных водах.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.
Способ защиты нарушенного права путем возложения на нарушителя обязанности по совершению определенных действий не противоречит установленным ст. ст. 10, 11, 12 Гражданского кодекса РФ пределам и способам защиты гражданских прав.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ООО "Коммунальные сети" осуществляет сброс хозяйственно-бытовых, а не производственных сточных вод, не влияет на существо спора и не снимает с ответчика обязанность по надлежащему использованию водного объекта.
Довод жалобы о том, что судом не приняты во внимание разрабатываемые и осуществляемые ответчиками мероприятия по очистке сточных вод, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку на момент рассмотрения спора вышеуказанные мероприятия в запланированном объеме не выполнены, требуемый результат (соблюдение нормативов и лимитов качества окружающей среды) не достигнут.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что заявленные прокурором требования о возложении обязанности выполнить мероприятия по очистке сточных вод не конкретизированы, не может служить основанием для отмены верного судебного решения.
В силу ст. 39, ч. 3 ст. 196 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований и принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Недостаточная полнота или конкретизация исковых требований сама по себе не является основанием для отказа в иске. А неясность принятого по таким требованиям судебного решения может быть восполнена путем разъяснения решения суда (ст. 202 ГПК РФ).
Не может быть принята во внимание и ссылка ответчика на наличие вступившего в законную силу решения по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Абзац 3 ст. 220 ГПК предусматривает недопустимость повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора, то есть спора, в котором совпадают стороны, предмет и основание. При этом предметом иска является конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, возникающее из спорного правоотношения и по поводу которого суд должен вынести решение, а основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает свои материально-правовые требования к ответчику.
Как видно из материалов дела, 09.10.2012 Каргапольским районным судом рассмотрено гражданское дело по иску прокурора Каргапольского района, заявленному в интересах неопределенного круга лиц, к ООО "Коммунальные сети" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить контроль состава сточных вод и качества воды водных объектов. Иск прокурора удовлетворен.
Оспариваемое ответчиком решение вынесено по иску Курганского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Коммунальные сети" и Администрации Каргапольского поссовета о признании деятельности по осуществлению сбросов производственных сточных вод с превышением установленных нормативов и лимитов допустимых концентраций загрязняющих веществ незаконной, возложении обязанности разработать и провести мероприятия по очистке сточных вод, обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Указанные споры различаются по составу сторон и материально-правовым требованиям, то есть не могут считаться тождественными.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каргапольского районного суда Курганской области от 19 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "Коммунальные сети" - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.