Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Мочегаева Н.П.,
судей Пшеничникова Д.В., Аврамовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 ноября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Петуховского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 18 сентября 2013 года, которым постановлено:
удовлетворить иск прокурора Петуховского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильников в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов":
- вблизи огородить забором высотой не менее 2 метров, осевшие насыпи старых могил восстановить высотой кургана не менее 0,5 м, с внутренней стороны забора по всему периметру восстановить траншею глубиной 0,8 - 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра, с устройством вала из вынутого грунта, в соответствии с п.п. 5.6, 6.7 Правил;
- вблизи огородить забором высотой не менее 2 метров, восстановить с внутренней стороны забора по всему периметру траншею глубиной 0,8 - 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра, с устройством вала из вынутого грунта, в соответствии с п. 5.6 Правил;
- у восстановить с внутренней стороны забора по всему периметру траншею глубиной 0,8 - 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра, с устройством вала из вынутого грунта, в соответствии с п. 5.6 Правил.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В., объяснения представителя Правительства Курганской области по доверенности поддержавшей доводы жалобы, мнение прокурора отдела прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Петуховского района Курганской области обратился в суд с иском к Правительству Курганской области о возложении обязанности привести скотомогильники, расположенные на территории Петуховского района Курганской области, в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
В обоснование требований, с учетом изменений искового заявления, указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Курганской области было установлено, что на территории Петуховского района имеются скотомогильники, содержание которых не отвечает требованиям санитарного законодательства.
Так, расположенный вблизи скотомогильник не отвечает требованиям п.п. 5.6, 6.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", а именно: разрушено ограждение, обвалилась траншея, имеются осевшие насыпи старых могил.
Расположенный вблизи скотомогильник не отвечает п. 5.6 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", а именно: по периметру скотомогильника отсутствует ограждение, траншея обвалилась и ее размеры не соответствуют нормам.
Расположенный вблизи скотомогильник не отвечает п. 5.6 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", а именно: обвалилась траншея и ее размеры не соответствуют нормам.
Скотомогильники, предназначенные для захоронения биологических отходов, не отвечают ветеринарно-санитарным требованиям, а их эксплуатация осуществляется с нарушениями ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, вспышек заболеваний сибирской язвой, опасных для животных и человека, может повлечь причинение вреда жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заседании.
Представитель ответчика Правительства Курганской области действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Полагала, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по иску прокурора, так как скотомогильники в его ведении не находятся. Земельные участки, на которых расположены скотомогильники, для указанных целей не отводились.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (Россельхознадзор) , действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора Петуховского района Курганской области поддержал.
Представитель Управления Роспотребнадзора по курганской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск требования прокурора поддерживал.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, в письменных ходатайствах и отзывах на иск просили рассмотреть дело в отсутствие своих .
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указано, что суду не представлено доказательств, подтверждающих статус спорных объектов как скотомогильников, законодательством не предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации по приведению в соответствие с Правилами имеющихся на территории муниципального района мест захоронения биологических отходов, отсутствует правовое основание для возложения на Правительство Курганской области обязательств по проведению конкретных видов работ по строительству на выявленных местах захоронения биологических отходов, а также не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц со стороны Правительства Курганской области. Полагает, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку ст. 115 Устава Курганской области возлагает на орган исполнительной власти обязанность по проведению единой государственной политики в области экологии, что предполагает регулирование правоотношений в указанной сфере путем принятия правовых актов, а не осуществление конкретного вида работ. Кроме того, в силу п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, Правительство Курганской области решения о создании скотомогильников в рамках проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их предупреждению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, не принимало.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Курганской области указало, что надлежащее содержание скотомогильников является мерой по предупреждению эпидемий, болезней животных, а также одной из мер защиты населения от болезней, общих для человека и животных. При этом скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности субъекта.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Курганской области действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель прокурора Петуховского района Курганской области - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. с жалобой не согласилась, полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители Администрации Петуховского района Курганской области, Администрации Новогеоргиевского сельсовета Петуховского района Курганской области, Администрации Троицкого сельсовета Петуховского района Курганской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, Управления ветеринарии Курганской области в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 5.6. "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.
Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли (п.6.7 Ветеринарных правил).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Петуховского района Курганской области совместно со специалистами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области проведены проверки в , , Петуховского района Курганской области для выявления и предупреждения нарушений действующего законодательства Российской Федерации в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, ветеринарии.
Согласно Акту обследования от скотомогильник площадью кв.м, расположенный , не соответствует п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. (далее Ветеринарно-санитарные правила, Правила), а именно: отсутствует ограждение объекта, необходимо восстановление траншеи глубиной 0,8 - 1,4 м с внутренней стороны забора по всему периметру и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.
Согласно Акту обследования от скотомогильник площадью кв.м, расположенный не соответствует п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил, а именно: необходимо восстановление траншеи глубиной 0,8 - 1,4 м с внутренней стороны забора по всему периметру и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.
Согласно Акту обследования от скотомогильник площадью кв.м, расположенный в , не соответствует п.п. 5.6, 6.7 Ветеринарно-санитарных правил, а именно: требуется восстановление насыпи старых могил высотой кургана не менее 0,5 м над поверхностью земли, ограждения, траншеи глубиной 0,8 - 1,4 м с внутренней стороны забора по всему периметру и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.
По справке МКУ "Отдел земельно-имущественных отношений и охраны труда Администрации Петуховского района" скотомогильники, расположенные вблизи , Петуховского района Курганской области на балансе Администрации Петуховского района не состоят.
Согласно сообщениям Администраций Новогеоргиевского сельсовета, Троицкого сельсовета скотомогильники на балансе данных сельсоветов не стоят.
По сведениям ТУ Росимущества в Курганской области расположенный в Петуховского района Курганской области скотомогильник в качестве федерального имущества не зарегистрирован.
Аналогичные сведения представил Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" на Правительство Курганской области верным, основанным на положениях действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
С учетом изложенного, Правительство Курганской области является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором Петуховского района Курганской области требованиям.
Доводы ответчика о том, что указанные в иске скотомогильники находятся в ведении администраций сельсоветов Петуховского района Курганской области не могут быть приняты во внимание, поскольку Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления не предусматривает.
При этом, ответчиком суду не были представлены доказательства, подтверждающие, что соответствующим муниципальным образованиям, в границах территорий которых находятся спорные скотомогильники, в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", передавались полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по надлежащему оборудованию скотомогильников.
Довод апелляционной жалобы о том, что статус указанных в иске прокурора объектов захоронения биологических остатков, как скотомогильников, не подтвержден, поскольку они сооружены на неотведенных для данных целей земельных участках, не приняты в эксплуатацию по акту приемки, не имеют биотермической ямы, в связи с чем у суда, по мнению ответчика, не имелось оснований для удовлетворения иска прокурора, судебная коллегия находит несостоятельным.
В соответствии с п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правил биологические отходы утилизируют следующими способами: путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживания в биотермических ямах, уничтожения сжиганием или в исключительных случаях захораниванием в специально отведенных местах.
Согласно п. 1.7 Ветеринарно-санитарных правил с введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается, и согласно положений п. 4.1.1. захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, указанных в п. п. 1.7.2 и 1.7.3 настоящих Правил: при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, но только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации; и в зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы.
В связи с прямым запретом уничтожения биологических отходов путем захоронения в землю единственно допустимыми способами уничтожения биологических отходов на территории Курганской области являются: обеззараживание в биотермических ямах (скотомогильниках) и уничтожение сжиганием, которое проводится под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка в соответствии с требованиями и порядком, установленным в п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил.
Обустройство указанных в иске объектов на неотведенных для этой цели земельных участках, с нарушением установленных для их обустройства правил (п.п. 5.6, 6.7 Ветеринарно-санитарных правил) тем не менее требует устранения выявленных нарушений с целью эффективного и безопасного уничтожения биологических отходов и не освобождает Правительство Курганской области от возложенной законом обязанности по решению вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Довод жалобы о том, что судом не установлено, какие права неопределенного круга лиц нарушены ответчиком, судебная коллегия считает необоснованным.
Существование на территории Петуховского района Курганской области скотомогильников в условиях, когда за объектами не обеспечивается надлежащий контроль за их использованием и содержанием, само по себе представляет угрозу для жизни и здоровья людей, затрагивает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на их защиту от негативного воздействия.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что спор разрешен судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением требований процессуального законодательства.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, направлены на иное толкование норм материального права и оценку представленных суду доказательств.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном решении, судебная коллегия находит их правильными, соответствующими материалам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.