Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Мочегаева Н.П.,
судей Пшеничникова Д.В., Аврамовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 ноября 2013 года гражданское дело по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 9 сентября 2013 года, которым постановлено:
иск прокурора Лебяжьевского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Правительство Курганской области организовать работы по приведению скотомогильника, расположенного на территории поселкового совета Лебяжьевского района Курганской области в м. от , м. от , удаление от пастбища составляет м., м. от автодорог, в соответствие с требованиями п. 5.6., 6.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" огородить территорию скотомогильника глухим забором, засыпать земляную яму для захоронения животных с насыпью кургана не менее 0.5 метра над поверхностью земли.
В части иска о создании перекрытия ямы для захоронения биоотходов с плотно закрываемой крышкой, прокурору Лебяжьевского района Курганской области отказать.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В., объяснения представителя Правительства Курганской области по доверенности ., поддержавшей доводы жалобы, мнение прокурора отдела прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Лебяжьевского района Курганской области обратился в суд с иском к Правительству Курганской области о возложении обязанности привести скотомогильники, расположенные на территории Курганской области, в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами.
В обоснование иска указал, что в результате проведенной проверки соблюдения требований экологического и ветеринарно-санитарного законодательства при осуществлении сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Курганской области было установлено, что на территории Лебяжьевского района имеются скотомогильники, содержание которых не отвечает требованиям санитарного законодательства. Так, расположенный на территории скотомогильник не отвечает требованиям п.п. 5.3, 5.6, 5.7, 5.8 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", а именно: территория скотомогильника не огорожена глухим забором с въездными воротами, ширина траншеи менее 1,5 м, площадь скотомогильника не соответствует правилам, отсутствует перекрытие биотермической ямы и навес над ямой, разрушено ограждение, обвалилась траншея, имеются осевшие насыпи старых могил.
Расположенный на территории скотомогильник не отвечает п. 5.6, 5.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", а именно: частично отсутствует ограждение, отсутствует надлежащее перекрытие биотермической ямы.
Скотомогильники, предназначенные для захоронения биологических отходов, не отвечают ветеринарно-санитарным требованиям, а их эксплуатация осуществляется с нарушениями ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, вспышек заболеваний сибирской язвой, опасных для животных и человека, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, нанести вред окружающей среде, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
Определением Курганского городского суда Курганской области от по ходатайству прокурора производство по делу по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Курганской области о возложении обязанности по приведению скотомогильника расположенного на территории Черемушкинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области было прекращено в связи с имеющимся вступившим в законную силу и принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решением суда.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования в части возложения на Правительство Курганской области обязанности производства работ на скотомогильнике в р.п.Лебяжье поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Правительства Курганской области действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Полагала, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по иску прокурора, так как скотомогильники в его ведении не находятся. Земельные участки, на которых расположены скотомогильники, для указанных целей не отводились.
Представитель Администрации Лебяжьевского района Курганской области ., действующий по доверенности, исковые требования поддержал. Пояснил, что скотомогильник расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Земельный участок и расположенный на нем скотомогильник в реестре муниципальной собственности не значатся. Считал, что имеется необходимость поддержания скотомогильника в надлежащем состоянии, поскольку население обладает подсобным хозяйством.
Представитель третьего лица Управления ветеринарии по Курганской области действующая на основании доверенности, с иском прокурора не согласилась, пояснив, что акт приемки скотомогильника в эксплуатацию на территории отсутствует.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указано, что суду не представлено доказательств, подтверждающих статус спорных объектов как скотомогильников, законодательством не предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации по приведению в соответствие с Правилами имеющихся на территории муниципального района мест захоронения биологических отходов, отсутствует правовое основание для возложения на Правительство Курганской области обязательств по проведению конкретных видов работ по строительству на выявленных местах захоронения биологических отходов, а также не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц со стороны Правительства Курганской области. Полагает, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку ст. 115 Устава Курганской области возлагает на орган исполнительной власти обязанность по проведению единой государственной политики в области экологии, что предполагает регулирование правоотношений в указанной сфере путем принятия правовых актов, а не осуществление конкретного вида работ. Кроме того, в силу п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, Правительство Курганской области решения о создании скотомогильников в рамках проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их предупреждению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, не принимало. Кроме того, скотомогильник в настоящее время не эксплуатируется, что подтверждается актом о закрытии скотомогильника.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Курганской области действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель прокурора Петуховского района Курганской области - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. с жалобой не согласилась, полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители Администрации Лебяжьевского района Курганской области, Администрации Лебяжьевского поссовета Лебяжьевского района Курганской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, Управления ветеринарии Курганской области в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части возложенных на ответчика обязанностей.
В соответствии с пунктом 5.6. "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.
Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли (п.6.7 Ветеринарных правил).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Лебяжьевского района Курганской области совместно со специалистами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области проведены проверки в с целью выявления и предупреждения нарушений действующего законодательства Российской Федерации в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, ветеринарии.
Согласно Акту обследования от скотомогильник площадью кв.м., расположенный в м. от , м. от , удаление от пастбища составляет м., м. от автодорог, не соответствует Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г., а именно: у скотомогильника отсутствует часть ограждения, обвалилось железобетонное перекрытие земляной ямы.
По справке Администрации Лебяжьевского поссовета Лебяжьевского района Курганской области от скотомогильник, расположенный на территории , в реестре муниципальной собственности Лебяжьевского поссовета Лебяжьевского района Курганской области не значится.
Согласно сведениям финансового отдела Администрации Лебяжьевского района Курганской области в бюджет Лебяжьевского района в 2013 г. средства на поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия (в том числе на содержание скотомогильников) из областного бюджета не поступали.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Лебяжьевского района от , оформленного протоколом , в целях оптимизации количества мест уничтожения биологических отходов на территории района принято решение закрыть 4 скотомогильника, включая поселковый (в ), территорию закрытых скотомогильников считать местом для сжигания трупов (животных) в соответствующих сельсоветах, дальнейшая эксплуатация указанных скотомогильников запрещена; гражданам, отказавшимся от сжигания павшего животного, рекомендовано воспользоваться действующими скотомогильниками в соответствии с закрепленными за сельскми советами зонами (п.п. 2-4 решения).
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по приведению скотомогильника в соответствие с "Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" верным, основанным на положениях действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
С учетом изложенного, Правительство Курганской области является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором Лебяжьевского района Курганской области требованиям.
Доводы ответчика о том, что указанный скотомогильник находится в ведении местной администрации не могут быть приняты во внимание, поскольку Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления не предусматривает.
При этом, ответчиком суду не были представлены доказательства, подтверждающие, что соответствующему муниципальному образованию, в границах территории которого находится спорный скотомогильник, в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", передавались полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по надлежащему оборудованию скотомогильника.
Утверждение ответчика со ссылкой на акт закрытия скотомогильника о том, что скотомогильник на территории Лебяжьевского сельсовета не эксплуатируется, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку по изложенным выше мотивам органом, компетентным в области организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, является уполномоченный орган власти субъекта Российской Федерации.
Доказательств принятия Правительством Курганской области либо уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта решения о ликвидации (закрытии) соответствующих скотомогильников на территории Лебяжьевского района Курганской области ответчиком в материалы дела не представлено; доказательства передачи районной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Лебяжьевского района полномочий на принятие решения по вопросу, отнесенным действующим федеральным законодательством к компетенции субъекта Российской Федерации, также не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что статус указанного в иске прокурора объекта захоронения биологических остатков, как скотомогильника, не подтвержден доказательствами по делу, в связи с чем у суда, по мнению ответчика, не имелось оснований для удовлетворения иска прокурора, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку нахождение спорного скотомогильника на территории подтверждается оформленной ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник (биотермическую яму), актом обследования скотомогильника органом государственного контроля (надзора) от , иными письменными материалам дела (л.д. 6, 7, 43).
Довод жалобы о том, что судом не установлено, какие права неопределенного круга лиц нарушены ответчиком, судебная коллегия также находит необоснованным.
Существование на территории Лебяжьевского района Курганской области скотомогильника в условиях, когда за объектом не обеспечивается надлежащий контроль за его использованием и содержанием, само по себе представляет угрозу для жизни и здоровья людей, затрагивает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, на их защиту от негативного воздействия.
Вместе с тем, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части возложения на Правительство Курганской области обязанности засыпать земляную яму для захоронения животных с насыпью кургана не менее 0,5 метра над поверхностью земли в связи с допущенным судом при вынесении решения в данной части существенным нарушением норм процессуального права (п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Обращаясь с настоящим иском, прокурор Лебяжьевского района просил суд возложить на Правительство Курганской области обязанность по приведению скотомогильника, расположенного на территории Лебяжьевского района Курганской области, в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил путем огораживания территории скотомогильника глухим забором в соответствии с п. 5.6 Правил и создании перекрытия ямы с плотно закрываемой крышкой в соответствии с п. 5.7 Правил.
Отказывая в удовлетворении иска прокурора в части создания перекрытия ямы, суд пришел к выводу, что вместо биотермической на территории скотомогильника расположена земляная яма, в связи с чем в удовлетворении части требований прокурору отказал, при этом возложил на Правительство области обязанность по засыпке земляной ямы грунтом с устройством насыпи кургана не менее 0,5 метра.
Таким образом, отказав в удовлетворении части требований прокурора, суд по собственной инициативе вышел за пределы заявленных требований, возложив на ответчика обязанность, требований по которым прокурором Лебяжьевского района Курганской области суду не заявлялось.
Законные основания для выхода за пределы заявленных прокурором исковых требований у суда отсутствовали.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что прокурором апелляционное представление на решение суда в части отказа в иске принесено не было, решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по организации работ по засыпке земляной ямы для захоронения животных с насыпью кургана не менее 0,5 метра над поверхностью земли подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 9 сентября 2013 года в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по организации работ по засыпке земляной ямы для захоронения животных с насыпью кургана не менее 0,5 метра над поверхностью земли - отменить.
В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от 9 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.