Определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда по делу N 11-7046/12
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шалиевой И.П. судей Терюшовой О.В., Галимовой P.M. при секретаре Куркуляк О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске
10 сентября 2012 года апелляционную жалобу Кучина В.М., Копытько А.П., Скокова С.К. на решение Миасского городского суда Челябинской области от 07 июня 2012 года по гражданскому делу по иску Кучина В.М., Копытько А.П., Скокова С.К. к Гаражному потребительскому кооперативу владельцев индивидуальных гаражей "ГСК-20" о признании решений общих собраний недействительными.
Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Скокова С.К. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кучин В.М., Копытько А.П., Скоков С.К. обратились в суд с иском с учетом уточнения к Гаражному потребительскому кооперативу владельцев индивидуальных гаражей "ГСК-20" (далее ГПК "ГСК-20") о признании недействительными решения и протокола N 1 отчетно-перевыборной конференции членов ГПК "ГСК-20" от 07 февраля 2009 года по избранию председателем правления Гафурова А.Г.; решения общего собрания и протокол N 1 общего собрания ГПК "ГСК-20" от 13 февраля 2010 года по пункту 5; решения общего собрания ГПК "ГСК-20" от 11 февраля 2012 года по п. 2,4,5; об отстранении от исполнения обязанностей председателя ГПК "ГСК-20" Гафурова А.Г. и прекращении с ним трудового договора; о возложении на Гафурова А.Г. обязанности по передаче документации и печать ГПК "ГСК-20" Михольцову Ю.А.; об отстранении от исполнения обязанностей членов правления ГПК "ГСК-20" Гафурова А.Г., Макарова А.А., Воробьева В.Н., Мажара Т.П., Илясова Е.Н., Свиридова И.В. (л.д. 120 -122).
В обоснование исковых требований истцы указали, что в соответствии с Уставом ГПК "ГСК-20" высшим органом управления является Общее собрание членов кооператива, которое созывается ежегодно и вправе
принимать решения по вопросам отнесенным к его компетенции при условии присутствия на общем собрании более 50 процентов членов кооператива. Общая численность членов ГПК "ГСК-20" составляет более 700 человек, на собраниях 2009г., 2010г., 2011г., 2012г. участвовало менее 50% от общего числа членов кооператива, в связи с чем принятые решения не могут считаться законными, иметь юридических последствий для членов кооператива.
В суде первой инстанции истцы Скоков С.К., Кучин В.М., Копытько А.П. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
Представитель ответчика, третье лицо Михольцов Ю.А. в суде первой инстанции исковые требования признал частично, а именно в части: признания недействительными решения отчетно-перевыборной конференции членов ГПК "ГСК-20" от 07 февраля 2009 года по избранию председателем правления Гафурова Альберта Гимяровича; решение общего собрания и протокол N 1 общего собрания ГПК "ГСК-20" от 13 февраля 2010 года по пункту 5; решение общего собрания ГПК "ГСК-20" от 11 февраля 2012 года по пунктам 2,4,5. В остальной части исковые требования не признал, считал их необоснованными, противоречащими Уставу ГПК "ГСК-20" и действующему законодательству.
Суд постановил решение, которым частично удовлетворил исковые требования Кучина В.М., Копытько А.П., Скокова С.К.: признал незаконными решения отчетно-перевыборной конференции членов ГПК "ГСК-20" от 07 февраля 2009 года в части избрания председателем правления Гафурова А.Г., от 13 февраля 2010 года в части избрания членов правления, от 11 февраля 2012 года в части перевыборов членов правления, ревизионной комиссии и председателя ГПК "ГСК-20". Обязал Гафурова А.Г. передать уполномоченному общим собранием ГПК "ГСК-20" лицу документацию и печать в течение 10 дней со дня принятия решения общего собрания членов ГПК "ГСК-20".
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и в части возложения обязанности передать документацию и печать уполномоченному лицу, ссылаясь на несогласие с выводом суда о том, что истцами требований о признании решений отчетно-перевыборной конференции членов ГПК "ГСК-20" не заявлялось, в связи с чем оснований для признания протокола N 1 от 12.02.2011 года не имелось. Также полагают, что суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований об обязании Гафурова А.Г. передать документацию и печать ГПК "ГСК-20" Михольцову Ю.А., как ранее избранному председателю ГПК "ГСК-20". Указывают, что суд нарушил п. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской
2
Федерации, вышел за пределы заявленных требований, обязав Гафурова А.Г. передать уполномоченному общим собранием ГПК "ГСК-20" лицу документацию и печать в течение 10 дней со дня принятия решения общего собрания членов ГПК "ГСК-20".
В суд апелляционной инстанции явился истец Скоков С.К.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав истца Скокова С.К., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части обязания Гафурова А.Г. передать уполномоченному общим собранием Гаражного потребительского кооператива владельцев индивидуальных гаражей "ГСК-20" лицу документацию и печать в течение 10 дней со дня принятия решения общего собрания членов ГПК "ГСК-20" ввиду недоказанности установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда обстоятельствам дела (п.2 ч.1 ст. 330 ГПК РФ), в остальной - законным и обоснованным.
Согласно ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В соответствии с ст. 1,2 Закона РФ от 19.06.1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества. Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества.
Согласно ч. 1 ст. 16 указанного Закона общее собрание пайщиков потребительского общества полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления потребительского общества.
Согласно п. 1 ст. 18, ст. 1 Закона РФ "О потребительской кооперации в Российской Федерации" N 3085-1 от 19 июня 1992 года (в редакции от 21.03.2002 г.) общее собрание общества объявляется правомочным, если на
3
нем присутствует более 50 процентов пайщиков потребительского общества. Решение общего собрания пайщиков потребительского общества считается принятым при условии, если за него проголосовало более 50 процентов пайщиков потребительского общества, присутствующих на общем собрании.
Как следует из материалов дела, 05 февраля 2003 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица Потребительского кооператива владельцев индивидуальных гаражей "ГСК-20" (ГПК "ГСК-20") (л.д. 74).
Согласно п. 7.1 Устава ГПК "ГСК-20" органами управления кооператива являются общее собрание его членов, правление кооператива, председатель его правления (л.д. 82).
В пункте 7.3 Устава определены вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания членов кооператива, к которым в частности относятся: избрание членов правления, председателя правления и досрочное прекращение их полномочий (л.д. 83).
Из пункта 7.4 Устава следует, что общее собрание членов кооператива правомочно, если на нем присутствуют более 50 процентов членов кооператива (л.д. 84).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, общие собрания членов кооператива состоялись 07 февраля 2009 года, 13 февраля 2010 года, 11 февраля 2012 года.
В повестку работы общих собраний членов кооператива включались вопросы по избранию членов правления ГПК "ГСК-20" и председателя правления, так на общем собрании членов кооператива 07 февраля 2009 года, 11 февраля 2012 года, 13 февраля 2010 года председателем был выбран Гафуров А.Г., членами правления (общее собрание от 11 февраля 2012 года) избраны Гафуров А.Г., Макаров А.А., Воробьев В.Н., Мажара Т.П., Илясов Е.Н., Свиридов И.В. (л.д. 105, 48).
Суд первой инстанции установив, что на общем собрании членов кооператива 07 февраля 2009 года присутствовало 48 членов кооператива из 800 членов кооператива, 13 февраля 2010 года 36 членов кооператива из 786 членов кооператива, 13 февраля 2012 года 73 члена кооператива из 778 членов кооператива, пришел к обоснованному выводу о том, что собрания проведены в отсутствии кворума и признал решение отчетно-перевыборной конференции членов ГПК "ГСК-20" от 07 февраля 2009 года по избранию председателем правления Гафурова А.Г., решение общего собрания ГПК "ГСК-20" от 13 февраля 2010 года по избранию членов правления, решение общего собрания ГПК "ГСК-20" от 11 февраля 2012 года в части
4
перевыборов членов правления, ревизионной комиссии и председателя правления незаконными.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, так как они основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценке доказательств, произведенной по правилам ст. 67 ГПК РФ, нормах закона и мотивированы судом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания протокола N 1 отчетно-перевыборной конференции членов ГПК "ГСК-20" от 12.02.2011 года недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что требования о признании решений отчетно-перевыборной конференции членов ГПК "ГСК-20" истицами не заявлялись.
Несогласие истцов в апелляционной жалобе с указанным выводом суда, не является основанием для отмены решения суда в этой части, поскольку утверждения истцов о том, что требования о признании решений общего собрания недействительными заявлялись и указаны в пункте 4 искового заявления, не соответствуют действительности, так как в данном пункте (л.д. 121) истцы просили признать протокол N 1 отчетно-перевыборной конференции членов ГПК "ГСК-20" от 12.02.2011 года недействительным, при этом указанное исковое заявление не содержит сведений о подложности протокола отчетно-перевыборной конференции членов ГПК "ГСК-20" от 12.02.2011 года, и указание на доказательства об этом.
При этом, пунктом 7.4 Устава предусмотрено, что член кооператива вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов, которые нарушают права и законные интересы члена кооператива.
Однако истцами заявлены требования не о признании незаконным решения общего собрания кооператива, а заявлено требование о признании недействительным протокола общего собрания, то есть истицами оспаривается протокол собрания. Такой способ защиты права, как признание недействительным протокола общего собрания, не предусмотрен ни ст. 12 ГК РФ, ни Уставом, ни Законом РФ "О потребительской кооперации в Российской Федерации".
Протокол - документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (ход собрания, процессуальные действия). Протоколом оформляется принятое на собрании членов кооператива решение, в протоколе указывается: кто, когда, где собирался; указание на наличие кворума, в том числе с учетом доверенностей; избрание председательствующего и секретаря собрания; повестка дня; выступающие и
суть их выступлений, голосование по вопросам повестки дня с указанием числа голосов по каждому вопросу, подписи председательствующего и секретаря. Требования истцов сводятся к признанию недействительным протокола общего собрания, истцами выбран ненадлежащий способ защиты права. Сам протокол общего собрания может служить доказательством по делу, признание протокола недействительным прав истцов не восстанавливает, на их права не влияет, юридических последствий не повлечет, поскольку общим собранием членов кооператива были приняты именно решения. Протокол собрания - это не правоустанавливающий документ, он фиксирует ход собрания, возможность оспаривать в суде протокол собрания, не предусмотрена.
В связи с этим, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска о признании недействительным протокола собрания. Требований об оспаривании принятого общим собранием решения истцами заявлено не было. Суд разрешил дело в пределах заявленных требований.
Также являются правильными выводы суда о том, что исковые требования в части отстранения от исполнения обязанностей председателя ГПК "ГСК-20" Гафурова А.Г. и членов правления ГПК "ГСК-20" Гафурова А.Г., Макарова А.А., Воробьева В.Н., Мажара Т.П., Илясова Е.Н., Свиридова И.В. от занимаемых должностей заявлены излишне, поскольку решения общих собраний ГПК "ГСК-20" по избранию членов правления и председателя правления признаны незаконными, что влечет прекращение их полномочий в избранных должностях.
Суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении требований истцов в части расторжения с Гафуровым А.Г. трудового договора, заключенного с ГПК "ГСК-20", так как материалы дела не содержат доказательств о заключении трудового договора с председателем кооператива Гафуровым А.Г., кроме того, Уставом не предусмотрено заключение трудового договора с председателем кооператива, должность которого является выборной.
Установив, что вопрос об избрании нового председателя правления и вопрос о передаче Гафуровым А.Г. документации и печати относится к компетенции общего собрания членов кооператива, суд отказал в удовлетворении исковых требований об обязании Гафурова А.Г. передать документацию и печать ГПК "ГСК-20" Михольцову Ю.А., как ранее избранному председателю ГПК "ГСК-20", и возложил обязанность передать документацию и печать уполномоченному общим собранием кооператива лицу.
Судебная коллегия полагает решение суда отменить в части возложении на Гафурова А.Г. обязанности по передаче уполномоченному общим собранием ГПК "ГСК-20" лицу документацию и печать в течение 10
6
дней со дня принятия решения общего собрания членов ГПК "ГСК-20", поскольку признание судом первой инстанции недействительными решения отчетно-перевыборной конференции членов ГПК "ГСК-20" от 07.02.2009 года в части избрания председателем правления Гафурова А.Г. и от 13.02.2012 года в части избрания членов правления, от 11.02.2012 года в части перевыборов членов правления, ревизионной комиссии и председателя ГПК "ГСК-20" не может являться достаточным основанием для признания действий Гафурова А.Г. создающими какие-либо препятствия, чинимые со стороны Гафурова А.Г. в осуществлении функций избранного председателя ГПК "ГСК-20". Материалы дела не содержат доказательств о виновных действиях Гафурова А.Г. по отказу в передаче документации и печати, при этом, оснований для передачи документации и печати до признания незаконными решений общих собраний членов кооператива у Гафурова А.Г. не имелось; понуждение совершить определенные действия по передачи документации, печати кооператива могут быть поставлены непосредственно при исполнении вышеуказанного решения. Кроме того, истцы, требуя возложить обязанность на Гафурова А.Г. передать документацию и печать, его правовое положение по делу не определили, исковых требований к нему как к ответчику не заявляли.
В этой связи, доводы истцов в апелляционной жалобе о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований об обязании Гафурова А.Г. передать документацию и печать ГПК "ГСК-20" Михольцову Ю.А., как ранее избранному председателю ГПК "ГСК-20", подлежат отклонению.
Каких-либо иных оснований к отмене решения суда апелляционная жалоба истцов не содержит.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 07 июня 2012 года отменить в части обязания Гафурова А.Г. передать уполномоченному общим собранием Гаражного потребительского кооператива владельцев индивидуальных гаражей "ГСК-20" лицу документацию и печать в течение 10 дней со дня принятия решения общего собрания членов ГПК "ГСК-20".
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в части обязания Гафурова А.Г. передать уполномоченному общим собранием Гаражного потребительского кооператива владельцев индивидуальных гаражей "ГСК-20" лицу
7
документацию и печать в течение 10 дней со дня принятия решения общего собрания членов ГПК "ГСК-20" отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Кучина В.М., Копытько А.П., Скокова С.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.