Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Хатамова М. на постановление судьи Копейского городского суда Челябинской области от 20 ноября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Хатамова М.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Копейского городского суда Челябинской области от 20 ноября 2012г. Хатамов М. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
В жалобе Хатамова М., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
Из материалов дела следует, что Хатамов М., являясь гражданином Республики ***, нарушил режим пребывания на территории Российской Федерации, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения Хатамовым М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, подтвержден протоколом об административном правонарушении, рапортом старшего инспектора ОУФМС в г. Копейске Л.В.В., другими доказательствами, исследованными в судебном заседании, в связи с чем вывод судьи о наличии в действиях Хатамова М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, является правильным.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган
2
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с названным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 21 данного Федерального закона учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Как следует из материалов дела, 20 ноября 2012г. был выявлен сотрудником полиции гражданин Республики *** Хатамов М., проживающий по адресу: г. Копейск, ул. ***, пребывающий в Российской Федерации без постановки на миграционный учет.
По факту обнаруженного административного правонарушения сотрудником отдела УФМС в г. Копейске 20 ноября 2012г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Хатамова М. который, являясь гражданином Республики ***, проживает на территории Российской Федерации с 06 апреля 2012г. без постановки на миграционный учет, без постоянного
места жительства, чем нарушил п.п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". С данным протоколом Хатамов М. ознакомился, в объяснениях к протоколу об административном правонарушении собственноручно указал: "С протоколом согласен" (л.д. 3).
Как видно из материалов дела, а также объяснений Хатамова М., он является гражданином Республики ***, с 30 августа 2012г. проживает в г. Копейске по ул. *** без постановки на миграционный учет, близких родственников на территории РФ не имеет (л.д. 4-6).
В судебном заседании Хатамов М. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, признал, пояснил, что проживает на территории РФ без регистрации с 06 апреля 2012г. (л.д. 30).
Квалификация действий Хатамова М. по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ осуществлена правильно, поскольку Хатамовым М. был нарушен режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, что выразилось в отсутствии документов, подтверждающих его право на пребывание (проживание) на территории РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных КоАП РФ.
В силу ст. ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно материалам дела, Хатамов М. не состоит в зарегистрированном браке с гражданкой РФ, детей, являющихся гражданами РФ, не имеет. Хатамов М. с апреля 2012г. проживает без постановки на миграционный учет, по окончании срока пребывания на территории РФ отклонился от выезда за пределы РФ. Кроме того, Хатамов М. не работает, легальных источников дохода не имеет.
Доказательств о проживании на территории РФ его родственников -матери, отца, сестры, сына или дочери, являющихся гражданами РФ, материалы дела не содержат.
Административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конвенции от 4 ноября 1950 года "О защите
4
прав человека и основных свобод" не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ; при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела, при назначении 20 ноября 2012г. Хатамову М. административного наказания судьей Копейского городского суда Челябинской требования ч. 2 ст. 8 Конвенции от 4 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод" и ст. 4.1 КоАП РФ были соблюдены, учитывался характер административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Так, судьей было принято во внимание, что Хатамов М. длительное время находится на территории РФ без постановки на миграционный учет, однако мер к устранению сложившейся противоправной ситуации не принял.
Кроме того, Хатамов М. не работает, холост, престарелых родителей, нуждающихся в уходе, не имеет, родился вне территории РФ, неоднократно привлекался к уголовной ответственности за совершение на территории РФ преступлений, отбывал наказание в виде лишения свободы.
Следовательно, назначение Хатамову М. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Содержание Хатамова М. в специальном помещении до момента выдворения с учетом вышеизложенного согласуется с положениями ч.5 ст. 32.10, ч.1 ст.27.3 КоАП РФ, п.5 ст. 34 ФЗ от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Доказательства, исследованные судьей городского суда и приведенные в постановлении, являются допустимыми и достаточными для установления вины Хатамова М. в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5,1.6 КоАП РФ соблюдены.
Постановление судьи городского суда отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.10, 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Копейского городского суда Челябинской области от 20 ноября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Хатамова М. оставить без изменения, а жалобу Хатамова М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.