Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л. судей Загайновой А.Ф., Смолина А.А. при секретаре Усовой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Каслинского городского суда Челябинской области от 05 октября 2012 года по иску ШИПОШИ О.П. к администрации Каслинского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании отказа в предоставлении жилищной субсидии незаконным, признании незаконным исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шипоша О.П. обратился в суд с иском к администрации Каслинского муниципального района, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании отказа в предоставлении жилищной субсидии незаконным, признании незаконным исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывая, что является ветераном боевых действий, состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий более 22 лет. На основании решения жилищно-бытовой комиссии при администрации района от 1 декабря 2011 года документы в отношении него были направлены в Министерство социальных отношений Челябинской области для предоставления субсидии. Однако, письмом от 24 августа 2012 года в предоставлении субсидии администрацией района было отказано со ссылкой на письмо Министерства социальных отношений Челябинской области от 02 июля 2012 года, требовавшей уточнения ряда вопросов, касающихся постановки его на учет, как участника боевых действий. Просил восстановить его нарушенное право, обязать администрацию района восстановить его в льготный список очередности на улучшение жилищных условий, как ветерана боевых действий с момента подачи заявления, с 22 февраля 2012 года.
2
В последующем истец изменил исковые требования, просил признать незаконным отказ администрации Каслинского муниципального района Челябинской области в предоставлении жилищной субсидии и исключении его из списка очередности на улучшение жилья, обязать ответчика восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории ветеранов, вставших на учет до 01 января 2005 года с датой постановки на учет 02 декабря 1994 года, признать за ним право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения в собственность.
Шипоша О.П. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен, его представитель адвокат Пахтусова И.В. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика - администрации Каслинского муниципального района Забугорнова И.П. решение по иску Шипоши О.П. оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика - Министерства социальных отношений по Челябинской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия.
Суд постановил решение об удовлетворении требований заявителя, признал незаконным отказ администрации Каслинского муниципального района Челябинской области о предоставлении жилищной субсидии и исключении из списка очередности на улучшение жилья; обязал администрацию района восстановить Шипошу О.П. в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года с датой постановки на учет 02 декабря 1994 года; признал за Шипошей О.П. право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения в собственность.
В апелляционной жалобе Министерство социальных отношений Челябинской области просит отменить решение, указывая, что суд неправильно истолковал нормы материального права и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Удостоверение, выданное 15 марта 2005 года на имя Шипоши О.П. и справка от 8 декабря 1997 года, подписанная военкомом г. Касли о том, что Шипоша О.П. принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики со 2 декабря 1994 года по 3 февраля 1995 года, необоснованно положены в основу решения.
3
Указывает, что пунктом 2 Постановления Правительства от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" предписано, что меры социальной поддержки ветерана боевых действий, установленные законодательством, предоставляются на основании удостоверения ветерана боевых действий, либо свидетельства о праве на льготы по образцам, утвержденным до 1 января 1992 года. Поскольку удостоверение ветерана боевых действий выдано 15 марта 2005 года, считают, что статус заявителя, как ветерана боевых действий не подтвержден,. Решение с датой постановки на учет 2 декабря 1994 года не мотивировано.
Не согласны со ссылкой суда на реестр ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, который сам по себе, полагают, не порождает возникновения, либо прекращения прав на меры социальной поддержки.
Считают, что для удовлетворения требований заявителя необходимо три условия в совокупности- наличие статуса ветеран боевых действий до 15 марта 2005 года, факт признания в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 декабря 2011 года (на день заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации района), факт постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. Просят вынести решение об отказе заявителю в удовлетворении требований.
Шипоша О.П. подал возражения на апелляционную жалобу.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда по следующим мотивам.
Из материалов дела следует, что Шипоша О.П. участвовал в боевых действиях в Чеченской Республике в период со 02 декабря 1994 года по 03 февраля 1995 года.
Как участник боевых действий 22 февраля 1995 года решением жилищно-бытовой комиссии при администрации г. Касли и района Шипоша О.П. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет.
4
20 января 2012 года Шипоша О.П. обратился в администрацию Каслинского муниципального района с просьбой включить его в Список на предоставление жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность на территории Челябинской области в соответствии с Законом Челябинской области "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года".
Администрация Каслинского муниципального района письмом от 24 августа 2012 года (со ссылкой на письмо Министерства социальных отношений Челябинской области) сообщило Шипоше О.П. об отсутствии оснований для предоставления ему жилищной субсидии в связи с тем, что представленное удостоверение ветерана боевых действий, выданное 15 марта 2005 года не подтверждает статус ветерана боевых действий, состоящего на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.
Как такового, решения о снятии Шипоша О.П. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не принималось.
Более того, согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации Каслинского муниципального района N 6 от 01 декабря 2011 года, комиссия признала Шипошу О.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий и сохранила его в Списке отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года по дате подачи заявления и за тем же порядковым номером.
Кроме того, из содержания письма следует, что администрация Каслинского муниципального района Челябинской области письмом от 24 августа 2012 года сообщает Шипоше О.П. об отсутствии оснований для предоставления ему жилищной субсидии на основании ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
Между тем, полномочиями по предоставлению истребуемой Шипошаей О.П. субсидии администрация Каслинского муниципального района Челябинской области не обладает.
Согласно п.п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
/ в?
5
Статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 1).
Согласно пункту 11 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным гражданам устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 27 июля 2006 года N 149-П утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области, регулирующий, в том числе, и предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий ветеранов, установленных статьями 14 16, 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со ст. 3 этого Положения, граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, подают в органы местного самоуправления, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее именуются - органы местного самоуправления), заявление о предоставлении им субсидии.
В силу ст. 4 Положения, органы местного самоуправления составляют списки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления Челябинской области на 1 января 2005 года по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области.
6
Списки формируются в той же хронологической последовательности, в которой граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Министерство социальных отношений на основании Списков, полученных от органов местного самоуправления, осуществляет формирование реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года по Челябинской области (далее именуется -областной реестр), и в установленные сроки направляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в Министерство регионального развития Российской Федерации (ст. 5 Положения)
Областной реестр формируется в той же хронологической последовательности, в которой граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 6 Положения, исходя из размера средств федерального бюджета, предусмотренных для Челябинской области на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций, Министерство социальных отношений формирует Список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, на получение субсидий на соответствующий год, а также список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, включенных в резерв на получение субсидий на соответствующий год (далее именуются - списки на получение субсидий) и направляет их для утверждения курирующему заместителю Губернатора Челябинской области.
Уведомления о размере выделенной субсидии вручаются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, Министерством социальных отношений в десятидневный срок через органы местного самоуправления.
Последующие статьи Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в Челябинской области, регулируют процедуру реализации льгот, предоставленных законом на приобретение социальной поддержки со стороны государства.
7
Суд первой инстанции не проанализировал указанное законодательство, не установил обстоятельства, имеющие правовое значение для правильного разрешения дела, оставил без внимания, что Министерство социальных отношений в письме от 02 июля 2012 года об отсутствии оснований для выдачи жилищной субсидии Шипоше О.П. сообщает администрации Каслинского муниципального района Челябинской области. Соответствующего отказа Шипоше О.П. от Министерства социальных отношений не было.
Министерство социальных отношений Челябинской области в своем отзыве на исковые требования Шипоши О.П. указывает, что он по состоянию на 1 июля 2012 года числится в реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005года по Челябинской области с датой постановки на учет 02 декабря 1994 года N 347.
Суд первой инстанции установил, что указанная запись в установленном законом порядке не отменена, недействительной не признана.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Совокупности оснований, предусмотренных ст. 258 ГПК РФ (нарушение требований закона и законных права и интересов заявителя) для удовлетворения требований заявителя не установлено.
Требования Шипоши О.П., как к администрации Каслинского муниципального района, так и к Министерству социальных отношений Челябинской области ничем не обоснованны.
Удовлетворяя исковые требования Шипоши О.П. в части предоставления истцу по его заявлению субсидии для приобретения жилого помещения, суд фактически обязал ответчиков предоставить истцу эту субсидию во внеочередном порядке. Однако, ни Федеральный закон "О ветеранах", ни указанное постановление главы администрации края не содержат указаний о внеочередном порядке предоставления жилого помещения или субсидии для его приобретения данной категории граждан. Напротив, в данном постановлении содержится положение о предоставлении таких мер социальной поддержки в порядке очередности.
8
При тех обстоятельствах, когда Шипоша О.П. не снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, во включении в указанный Список для получения субсидии уполномоченным на то органом не отказано, то оснований полагать, что оспаривается статус ветерана боевых действий и в связи с этим права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", не имеется.
Согласно части первой ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 ГК РФ.
Статьей 11 ГК РФ закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 данного Кодекса способами.
В силу положений ст. 55, ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, исходя из смысла вышеприведенных норм, бремя доказывания нарушения своих прав и свобод принятыми решениями лежит на истце, при обращении в суд истец должен доказать, какие его права и охраняемые интересы нарушены ответчиком.
Указанных требований закона Шипоша О.П. не выполнил. Решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения - об отказе Шипоше О.П. в удовлетворении требований.
Ввиду того, что Шипоша О.П. не снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и из Списка лиц, претендующих на льготы в соответствии с ФЗ "О ветеранах", доводы апелляционной жалобы об
9
оспаривании статуса у него, как ветерана боевых действий, обсуждению не подлежат.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каслинского городского суда Челябинской области от 05 октября 2012 года отменить. Вынести новое решение. ШИПОШЕ О.П. в удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи
Л
/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.