судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Зеленовой Е.Ф.
судей Аброськиной Е.А., Лутфуллоевой P.P.
при секретаре Бабкиной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Стася Г.В. на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 30 октября 2012 года по иску Стася Г.В. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области о возложении обязанности по перерасчету пенсии, взысканию убытков
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Стася Г.В., представителя ответчика Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области Залесского Д.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стась Г.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области (далее ГУФСИН России по Челябинской области) о возложении обязанности по назначению пенсии и производству её перерасчета, о взыскании убытков, связанных с невыплатой пенсии за период с 13.12.2011 года по 30.09.2012 года в размере Г.В. руб. Г.В. коп., суммы единовременного пособия в размере Г.В. рублей.
В обоснование требований указал, что 12 декабря 2011 года был уволен из ГУФСИН России по Челябинской области. На день увольнения продолжительность стажа по выслуге лет составила 20 лет 10 месяцев 02 дня в календарном исчислении и 24 года 07 месяцев 10 дней в льготном исчислении. Пенсионным органом ответчика ему назначена пенсия за выслугу лет. Однако при назначении пенсии в выслугу лет не был зачтен период службы с 17.05.1999 года по 19.07.2005 года в таможенных органах РФ, в связи с чем, обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера получаемой пенсии с учетом стажа службы в таможенных органах. Ответчик отказал в перерасчете пенсии с учетом службы в таможенных органах. Не согласившись с данным отказом, Стась Г.В. просил обязать ответчика включить в стаж для назначения пенсии по выслуге лет период службы в таможенных органах продолжительностью 06 лет 02 месяца 02 дня, и
2
произвести перерасчет суммы единовременного пособия, путем издания соответствующего приказа, взыскать с ответчика убытки, связанные с невыплатой пенсии за период с 13.12.2011 года по 30.09.2012 года в размере Г.В. руб. 65 коп., а так же суммы единовременного пособия в размере Г.В. рублей.
Истец и его представитель Смирнов В.И. в судебном заседании исковые требования поддержали, подтвердили обстоятельства и доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Клепикова Н.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований истца, ссылаясь на отсутствие законных оснований для их удовлетворения.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований истца отказал.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права, сославшись в обоснование жалобы на то, что выводы суда об отсутствии у него права на включение в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в таможенных органах РФ являются незаконными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения не находит.
Как следует из письменных материалов дела с 17.05.1999 года по 19.07.2005 года Стась Г.В. проходил службу в таможенных органах. С 01.08.2005 г. по 12.12.2011 года служил в органах уголовно-исполнительной системы. 12.12.2011 г. уволен со службы в соответствии с п."б" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утв.Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. N4202-1 (по достижении предельного возраста). На момент увольнения выслуга лет составила 20 лет 10 месяцев 02 дня в календарном исчислении и 24 года 07 месяцев 10 дней в льготном исчислении. Выслуга лет для выплаты единовременного пособия составила 19 лет 00 мес. 19 дней. При расчете стажа по выслуге лет истцу не был зачтен период службы в таможенных органах с 17.05.1999 г. по 19.07.2005 г.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выпиской из приказа об увольнении от 06.12.2011 г. N1116-лс (л.д.6), справкой о прохождении службы в таможенных органах (л.д.8), копией трудовой книжки (л.д. 10-21), расчетом выслуги лет (л.д.67), копией приказа об увольнении со службы в таможенных органах от 29.10.2002 г. N 335-к (л.д.73), копией приказа о приеме на работу в Челябинскую таможню от 30.10.2002 г. N336-к (л.д.74), приказом об увольнении с государственной гражданской службы от 18.06.2005 г. N215-к (л.д.76).
3
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в органах внутренних дел, производится на основании специального закона Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Выслуга лет является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1.
Пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из статьи 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 при достижении установленной законом выслуги.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также иные периоды (часть первая статьи 18). Служба лица, имеющего специальное звание, в таможенных органах, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии.
В соответствии с ч.З ст. 18 вышеуказанного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N941т "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
4
Закрепляя право указанных лиц на получение пенсии за выслугу лет и определяя, какие виды службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает, что Правительство Российской Федерации определяет только порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
Согласно п.1 ст.50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Таким образом, пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов должно осуществляться, как и пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты.
Как следует из положений подп."а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются: а) исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 время службы (работы) в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации; указанное в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном
5
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".
Вышеназванные положения определяют правовой механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников таможенных органов и предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов. Однако, указанные нормы не применимы при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
При вынесении решения суд обоснованно исходил из того, что оснований для зачета в выслугу лет истца времени службы в таможенных органах не имеется, поскольку положениями статьи 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1, не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам уголовно-исполнительной системы времени службы в таможенных органах.
Выводы суда первой инстанции, основаны на правильно установленных по делу обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценке доказательств, произведенной по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мотивированы судом. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что время прохождения службы в таможенных органах подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам уголовно-исполнительной системы, являются необоснованными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат положениям Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Челябинска от 30 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Стася Г.В. - без удовлетворения. л /1
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.