Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Скрябиной С.В., Зеленовой Е.Ф.
при секретаре Горнаткиной В.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании 21 января 2013 года в г.Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Кузнецова П.М. на решение Саткинского городского суда Челябинской области от 14 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, объяснения истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов П.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Саткинском районе Челябинской области о перерасчете трудовой пенсии с начислением районного коэффициента 1,15%. В обоснование исковых требований указал, что с 01 июня 1992 года в расчетному размеру его трудовой пенсии применялся районный коэффициент 1,15%. При проведении оценки его пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года расчетный размер трудовой пенсии определен без учета районного коэффициента. Считает такие действия ответчика незаконными.
Суд постановил решение, которым в иске отказал.
В апелляционной жалобе Кузнецов П.М. просит об отмене решения суда по мотивам незаконности и необоснованности, указывая на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что на сегодняшний день отсутствует Федеральный закон, отменивший применение районного коэффициента к трудовой пенсии, а потому на расчетный размер его трудовой пенсии должен быть начислен районный коэффициент.
Ответчик представил возражения на апелляционную жалобу, в которых указал, что считает решение суда законным и обоснованным.
2
В суде апелляционной инстанции истец на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещен, в суд апелляционной инстанции не явился и о причинах неявки не сообщил, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истцу с 23 июня 1980 года была назначена пенсия по старости в соответствии с п.п. "а" пункта 9 Закона СССР от 14 июля 1956 года " О государственных пенсиях".
С 01 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ), который изменил порядок расчета трудовой пенсии. Размер трудовой пенсии по старости в силу статьи 14 данного закона определяется по формуле СЧ + НЧ, из которых СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости, НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости. Для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости имеет значение сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статьи 14 и 29.1 Федерального закона N 173-ФЗ).
В связи с введением в действие вышеназванного Федерального закона N 173-ФЗ осуществлялась оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, под которым понимается учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, являющаяся базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал осуществляется по формуле ПК = (РП-450 рублей) х Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, РП - расчетный размер трудовой пенсии (статья 30 Федерального закона N 173-ФЗ).
3
Расчетный размер трудовой пенсии определяется ( в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП =СК х ЗР/ЗП х СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии, СК - стажевый коэффициент, ЗР/ЗП - отношение среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, СЗП -среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01 июля по 30 сентября 2011 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсии, утвержденная Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
При этом во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
4
Перечнем районов Крайнего Севера и местностей приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983г., Челябинская область не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Постановлением Совета Министров СССР N 591 от 21.05.1987 года "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых эти коэффициенты не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР" с 01 ноября 1987 года введен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих, для которых эти коэффициенты не установлены, на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в Челябинской области. Госкомтруду СССР совместно с ВЦСПС поручено утвердить размеры этих районных коэффициентов и порядок их применения. Распоряжением Совета Министров РСФСР N 795-р от 24.06.1987 года "О мерах по реализации решений, изложенных в Постановлении Совета Министров СССР N 591 от 21.05.1987 года" приняты меры по реализации вышеуказанного постановления. Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам от 02.07.1987 г. N 403.20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР" утвержден размер районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Челябинской области - 1,15, который применяется к месячному заработку без учета вознаграждения за выслугу лет и персональных надбавок.
Поскольку для лиц, проживающих в Челябинской области, установлен районный коэффициент 1,15, то отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации должно учитываться в размере не свыше 1,2.
При расчете размера трудовой пенсии истца по состоянию на 01 января 2002 года отношение его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации составило 2,338. Поскольку статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях" установлен предел отношения заработков не выше 1,2, пенсионный орган снизил указанное отношение с 2,338 до 1,2, применив предусмотренное законом отношение при исчислении расчетного размера трудовой пенсии истца.
Установив, что Кузнецов П.М., проживающий в Челябинской области, является получателем трудовой пенсии по старости, что
5
Челябинская область к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, не отнесена, что при расчете трудовой пенсии истца отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации определено в максимальном для Челябинской области размере, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Доводы апелляционной жалобы Кузнецова П.М. о том, что согласно ст. 112 Закона РФ от 12.11.1990г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" к расчетному размеру трудовой пенсии до 31.12.2001 года применялся районный коэффициент 1,15 являются несостоятельными, поскольку указанный закон утратил силу с 01.01.2002г. в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы заявителя жалобы, что на сегодняшний день отсутствует Федеральный закон, отменивший применение районного коэффициента к трудовой пенсии, а потому на расчетный размер его трудовой пенсии должен быть начислен районный коэффициент, основаны на неправильном толковании норм материального права. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" измени порядок расчета трудовой пенсии и не предусматривает возможности применения районного коэффициента к расчетному размеру трудовой пенсии, поскольку такой коэффициент учитывается при исчислении среднемесячного заработка застрахованного лица.
По настоящему делу суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил закон, представленные доказательства оценил по правилам, установленным в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саткинского городского суда Челябинской области от 14 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова П.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.