Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.
судей Шигаповой С.В., Смолина А.А.,
при секретаре Усовой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 22 января 2013 года в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Кухоренко В.М. на решение Саткинского городского суда Челябинской области от 09 ноября 2012 года по заявлению Кухоренко В.М. к администрации Саткинского городского поселения о признании незаконным решения жилищной комиссии, о признании незаконным постановления Главы Саткинского городского поселения, о возложении обязанности включить его в список участников подпрограммы.
В суд апелляционной инстанции явились Кухоренко В.М., Кухоренко
А.В.
Представитель администрации Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явился, извещение о времени и месте рассмотрения жалобы получено 14.01.2013 года. Заявлений о причинах неявки и ходатайств не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации в соответствии со ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кухоренко В.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии при администрации Саткинского городского поселения от 11.07.2012 г. и постановления Главы Саткинского городского поселения N 110 от 13.07.2012 г., просил признать эти ненормативные правовые акты городской администрации незаконными и возложить на администрацию городского поселения обязанность включить заявителя и членов его семьи в список участников подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" с даты его обращения. В обоснование заявленных требований заявитель указал на незаконность оспариваемых актов, которыми ему было отказано во включении в список молодых семей - участников названной выше подпрограммы по причине признания семьи не имеющей доходов или иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья по указанной подпрограмме, в связи с несоблюдением положений п.7 Приложения N 2 к
подпрограмме, в части права молодой семьи предоставить дополнительно документы, подтверждающие дополнительные доходы. Решение принято без учета дополнительных доходов, подтверждение которых не было запрошено у заявителя - средства материнского капитала и заемные средства работодателя. Кухоренко В.М. и третье лицо Кухоренко А.В. в судебном заседании требования поддержали.
Представитель администрации Саткинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела был извещен и просил рассмотреть дело без его участия.
Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Кухоренко В.М. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает, что решение суда первой инстанции необоснованное, так как суд не учел, что жилищная комиссия не выполнила обязанность по разъяснению права на предоставление дополнительных документов в подтверждение дополнительных доходов, решение принято без их учета. Указывает, что Кухоренко А.В. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, имеется обязательство ООО "Производственная компания "Неруд Инвест" о предоставлении **** руб. для приобретения жилья. Считает противоречащим ст. 249 ГПК РФ вывод суда об обязанности заявителя предоставить доказательства предъявления сертификата на материнский каптал, так как обязанность доказывания законности действий возлагается на лиц, принявших оспариваемое решение.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права ( п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
3
Из материалов дела следует, что семья Кухоренко В.М., состоящая из 4 человек, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 10 октября 2009 года (л.д.58).
19.06.2012 г. Кухоренко В.М. обратился с заявлением в администрацию Саткинского городского поселения об участии в муниципальной программе, действующей в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, представив справки УСЗН N 475 от 19.06.2012 г., справку формы 2 - НДФЛ о доходах физического лица Кухоренко В.М. за 2011 год N 1 от 19.06.2012 г., справку формы 2 - НДФЛ о доходах физического лица Кухоренко В.М. за 2012 год N 28 от 15.06.2012 г., справку формы 2 - НДФЛ о доходах физического лица Кухоренко А.В. за 2011 год N 710 от 14.06.2012 г., справку формы 2 - НДФЛ о доходах физического лица Кухоренко В.М. за 2012 год N 711 от 14.06.2012 г.
Решением жилищной комиссии при администрации Саткинского городского поселения N 13 от 11.07.2012 г. и постановлением Главы Саткинского городского поселения Морозова А.В. от 13.07.2012 г. N 110 "Об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" заявителю отказано во включении в число участников подпрограммы, так как согласно произведенного расчета доходов семьи, семья не признана имеющей доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья по муниципальной подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции мотивировал свой вывод тем, что жилищная комиссия обоснованно отказала в признании молодой семьи участницей подпрограммы, так как при рассмотрении представленных молодой семьей документов, не было установлено доходов, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер представленной социальной выплаты, в размере **** руб.
Судебная коллегия находит выводы суда противоречащими
4
установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050.
Сторонами не оспаривается, что семья Кухоренко В.М. отвечает условиям, предъявляемым к участникам подпрограммы подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, предусмотренными п.п. "а" и п.п. "б" названных выше Правил, относительно возраста каждого из супругов и признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении.
Подпункт "в" п. 6 Правил предусматривает в качестве обязательного условия для признания молодой семьи участником подпрограммы - наличие у семьи дохода, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п.8 названных Правил порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в рамках подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жильё -гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 годы, утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 г. N 250-П "Об областной целевой программе "Доступное и комфортное жилье -гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы" (приложение N2 к подпрограмме к подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий").
5
В соответствии с п.З Порядка и условий признания молодой семьи имеющей достаточные доходы ... признание молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, осуществляют органы местного самоуправления.
Пунктом 7 названного выше Порядка и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы ... в случае если максимально возможная сумма кредита, указанная в справке кредитной организации или рассчитанная органом местного самоуправления по справкам о заработной плате, менее части расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья, молодая семья вправе предоставить дополнительно следующие документы (один или несколько), в том числе документы, подтверждающие право молодой семьи на использование средств (части средств) материнского (семейного) капитала (п.п.6), и нотариально заверенное обязательство родителей, родственников или других физических и (или) юридических лиц по предоставлению молодой семье денежных средств на приобретение жилья с приложением подтверждающих его документов (п.п.7).
Системный анализ положений Порядка и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы ... позволяет сделать вывод о том, что орган местного самоуправления, в обязанности которого входит организация работы по проверке сведений, содержащихся в документах, представленных молодой семьей, осуществление расчета не вправе принимать решение об отказе в признании молодой семьи имеющей доходы либо иные денежные средства в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплат, без предоставления возможности молодой семье реализовать предоставленное ей п. 7 Порядка права предоставить дополнительно новые документы.
Судебная коллегия полагает, что отсутствие в Порядке и условиях признания молодой семьи имеющей достаточные доходы ... нормы прямо обязывающей орган местного самоуправления до вынесения решения об отказе в признании молодой семьи имеющей доходы для участия в подпрограмме предлагать заявителю представить дополнительные документы, не может ограничивать права заявителя, предусмотренные п. 7 названного Порядка.
Администрацией Саткинского городского поселения в суд не были представлены доказательства соблюдения прав заявителя в части предоставления дополнительных документов.
Между тем из материалов дела следует, что Кухоренко А.В. 18 мая 2012 года выдан государственный сертификат на материнский капитал, а ООО ПФК "Неруд Инвест" согласно предоставить ему денежные средства, о чем 25 октября 2012 года выдало нотариально удостоверенное обязательство о
6
предоставлении Кухоренко В.М. **** рублей (л.д.20,22). Данные документы дополнительно к представленным могли быть заявителем переданы органу местного самоуправления для их оценки при решении вопроса о признании молодой семьи имеющей денежные средства на приобретение жилья с учетом социальной выплаты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оспариваемые заявителем решения об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку заявителю не была предоставлена возможность реализовать свое право на предоставление дополнительных документов. Требований Кухоренко В.М. в этой части подлежат удовлетворению.
Поскольку оценка представленных сведений о доходах и денежных средствах, имеющихся в распоряжении молодой семьи, является компетенцией органа местного самоуправления, а дополнительные документы не были предметом оценки и проверки органом местного самоуправления, то требования Кухоренко В.М. об обязании администрации Саткинского городского поселения включить семью заявителя в список молодых семей -участников подпрограммы обеспечения жильем молодых семей с восстановлением в списках на дату обращения, не могут быть удовлетворены, поскольку суд, исходя из принципа разделения властей, проверяет законность и обоснованность оспариваемых решений органов местного самоуправления, и не может разрешать вопросы, отнесенные к ведению органа местного самоуправления, если этим органом эти вопросы не были разрешены.
Доводы представителя администрации Саткинского городского поселения, изложенные в предварительном судебном заседании, о невозможности включения семьи Кухоренко В.М. в список участников подпрограммы, который формируется до 01 сентября 2012 года, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку формирование списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не предусмотрено в качестве основания для отказа во включении в число участников подпрограммы.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саткинского городского суда Челябинской области от 09 ноября 2012 года отменить. Вынести по делу новое решение. Признать незаконными решение жилищной комиссии при администрации Саткинского городского поселения от 11.07.2012 года и постановление Главы Саткинского городского поселения N ПО от 13.07.2012 года "Об отказе в признании молодой семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых
7
семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Обязать администрацию Саткинского городского поселения повторно рассмотреть заявление Кухоренко В.М. о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". В остальной части в удовлетворении требований Кухаренко В.М. - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.