Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Журавлевой М.П., Кузнецовой Л.А.,
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.,
при секретаре Горнаткиной В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 15 ноября 2012 года по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах Гариповой О.В. к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, заключение прокурора Соколовой Н.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сосновского района Челябинской области обратился в суд с заявлением в интересах Гариповой О.В. к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма в черте Саккуловского сельского поселения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, за счет средств бюджета Челябинской области.
В обоснование заявленных требований указал, что Гарипова О.В. **** года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Нарутдинова Г.М. умерла 25.03.2005, отец Гарипов B.C. лишен родительских прав решением Аргаяшского районного суда Челябинской области от 27.02.2007. Гарипова О.В. состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, во внеочередном порядке. Жилое помещение ей не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора Сосновского района Челябинской области Жаринова А.В., истец Гарипова О.В. на иске настаивали.
Представитель ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, представители третьих лиц администрации Саккуловского сельского поселения Сосновского района Челябинской области, Управления социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение, которым обязал администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области предоставить Гариповой О.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте Саккуловского сельского поселения Сосновского района Челябинской области, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в Сосновском муниципальном районе Челябинской области, за счет средств бюджета Челябинской области.
В апелляционной жалобе администрация Сосновского муниципального района Челябинской области просит решение суда изменить, дополнив его указанием на обязанность Правительства Челябинской области выделить администрации Сосновского муниципального района Челябинской области соответствующие денежные средства на приобретение жилого помещения. Ссылается на то, что предоставление жилья указанной категории лиц не является расходным обязательством администрации Сосновского муниципального района, решение суда неисполнимо в связи с недостаточностью выделяемых для этих целей денежных средств.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Министерство социальных отношений Челябинской области указывает на незаконность доводов о необходимости дополнения решения суда указанием на обязанность Правительства Челябинской области выделить соответствующие денежные средства на приобретение жилого помещения, поскольку муниципальному району были направлены средства областного бюджета (субвенция) на обеспечение жильем указанной категории граждан в размере, установленном Законом Челябинской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании положений ст.ст. 167,327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
2
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Гарипова О.В. 1990 года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Нарутдинова Г.М. умерла 25.03.2005, отец Гарипов B.C. лишен родительских прав решением Аргаяшского районного суда Челябинской области от 27.02.2007 (л.д.9,10,11).
Гарипова О.В. состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, с 01.10.2009 (л.д.12,17), жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма не имеет (л.д.19, 20, 30, 31).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с изменениями, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 названного закона, предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст. ст. 1,17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 N 212-30.
3
В соответствии со ст.З Закона Челябинской области от 22.12.2005 N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями названной категории граждан.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Гарипова О.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, жилое помещение ей не предоставлено, в связи с чем пришел к выводу о том, что она имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, а обязанность по предоставлению жилого помещения Гариповой О.В. должна быть возложена на администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о недостаточности денежных средств, выделяемых из бюджета Челябинской области для приобретения жилья указанной категории граждан, а также о необходимости возложения на Правительство Челябинской области обязанности выделить администрации Сосновского муниципального района Челябинской области соответствующие денежные средства, не являются основанием для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Действующее законодательство не связывает право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение их жилыми помещениями с моментом выделения органам местного самоуправления соответствующих средств на эти цели.
Недостаточность денежных средств, выделяемых из бюджета Челябинской области, отсутствие в решении суда указания на предоставление финансирования не освобождает администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области от возложенной на нее законом обязанности по обеспечению истца жильем во внеочередном порядке.
4
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции. Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Признавая решение суда первой инстанции правильным, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на размер предоставляемого жилого помещения с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
В соответствии с ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 5 0 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Главы Сосновского муниципального района Челябинской области от 10 февраля 2009г. N 790 "Об утверждении нормы предоставления площади жилых помещений детям-сиротам" установлена норма предоставления жилой площади по договору социального найма не менее 18 кв.м общей площади на одного человека.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на размер жилого помещения, предоставляемого истцу во внеочередном порядке по договору социального найма, - общей площадью не менее 18 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 15 ноября 2012 года изменить, дополнив резолютивную часть решения указанием на предоставление Гариповой О.В. жилого помещения общей площадью не менее **** кв.м.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.