Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Журавлевой М.П., Кузнецовой Л.А.,
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.,
при секретаре Горнаткиной В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Челябинска на решение Калининского районного суда г.Челябинска от 13 ноября 2012 года по иску прокурора Калининского района г.Челябинска в интересах Могиш И.А. к администрации Калининского района г.Челябинска, администрации города Челябинска, Правительству Челябинской области о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, заключение прокурора Соколовой Н.Ф., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калининского района г.Челябинска обратился в суд с иском в интересах Могиш И.А. к администрации Калининского района г.Челябинска, администрации города Челябинска, Правительству Челябинской области, в котором просил обязать ответчиков принять Могиш И.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований указал, что Могиш И.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством имеет право на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма, однако до настоящего времени жилье не предоставлено.
В судебном заседании прокурор, Могиш И.А. на иске
настаивали.
Представитель ответчиков администрации города Челябинска, администрации Калининского района г.Челябинска - Францева Н.А. иск не признала, ссылаясь на то, что права Могиш И.А. не нарушены, она принята на учет для получения жилья и будет обеспечена жилым помещением.
Представители Правительства Челябинской области, УСЗН администрации Калининского района г.Челябинска в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично: обязал администрацию города Челябинска за счет средств бюджета Челябинской области предоставить Могиш И.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение в г.Челябинске, общей площадью не менее 18 кв.м, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. В удовлетворении остальной части иска отказал.
В апелляционной жалобе администрация города Челябинска просит решение суда в части удовлетворения исковых требований о предоставлении Могиш И.А. жилого помещения отменить. Ссылается на отсутствие финансовой возможности для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с недостаточностью денежных средств, выделяемых на эти цели из областного бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Калининского района г.Челябинска ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении, указал, что установленная законом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета области.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании положений ст.ст. 167,327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Могиш (Лущилина) И.А. *** года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете лиц,
, г *
I-'
нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 23.05.2012, жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма не имеет (л.д.7-14,17,24-31).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с изменениями, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 названного закона, предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст.ст. 1,17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 N 212-30.
В соответствии со ст.З Закона Челябинской области от 22.12.2005 N442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями названной категории граждан.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых
3
местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Могиш И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, жилое помещение ей не предоставлено, в связи с чем пришел к выводу о том, что она имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, а обязанность по предоставлению жилого помещения Могиш И.А. должна быть возложена на администрацию города Челябинска за счет средств бюджета Челябинской области.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Челябинска об отсутствии финансовой возможности для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с недостаточностью денежных средств, выделяемых на эти цели из областного бюджета, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Гарантированное законом право Могиш И.А. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от момента выделения органам местного самоуправления соответствующих денежных средств на эти цели.
Недостаточность денежных средств, поступающих из бюджета Челябинской области, не освобождает администрацию города Челябинска от возложенной на нее законом обязанности по обеспечению истца жильем во внеочередном порядке.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
4
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда г.Челябинска от 13 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Челябинска - без удовлетворения.
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.