Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего судьи Щелокова Ю.Г. судей Чаус И.А., Никитенко Н.В.
при секретаре Абжалиловой А.Ф.
с участием прокурора Минкиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 19 ноября 2012 года по иску прокурора Кунашакского района Челябинской области, действующего в интересах Хамидуллиной С.В., к администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Щелокова Ю.Г. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Минкиной Л.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Прокурор Кунашакского района Челябинской области, действующий в интересах Хамидуллиной С.В., обратился в суд с иском к администрации Кунашакского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению Хамидуллиной С.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее **** кв.м. за счет средств бюджета Челябинской области. В обоснование заявленных требований указал на то, что Хамидуллина С.В. (до вступления в брак -Валеева), **** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать Валеева Л.Я. лишена родительских прав, отец Валеев В.М. умер 17 ноября 1996г., с 31 марта 2005г. Хамидуллина С.В. определена в детское учреждение на полное государственное обеспечение, с 14 сентября 2005г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени Хамидуллина С.В. своего жилья для постоянного проживания не имеет, имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения, однако жильем не обеспечена.
Суд постановил решение, которым обязал администрацию Кунашакского муниципального района Челябинской области предоставить
1
вне очереди Хамидуллиной С.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 12 кв.м. за счет средств бюджета Челябинской области.
В апелляционной жалобе администрация Кунашакского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не было учтено отсутствие у администрации финансовой возможности для приобретения жилья, не исследован вопрос исполнения данного решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, истец просила рассмотреть дело в ее отсутствие, остальные участники процесса причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено материалами дела, родители Хамидуллиной С.В. (до замужества Валеева) - отец Валеев В.М. умер 17 ноября 1996г., мать Валеева Л.Я. по решению суда от 21 января 2005 года лишена родительских прав. Постановлением Главы Кунашакского муниципального района от 31 марта 2005 года Хамидуллина С.В. определена в детское учреждение на полное государственное обеспечение. Постановлением Главы Кунашакского сельского поселения от 14 сентября 2005г. истец принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы Кунашакского муниципального района от 20 марта 2008г. истец передана на воспитание в приемную семью. В июне 2011г. окончила МОУ "Кунашакская вечерняя общеобразовательная школа", в апреле 2011г. вступила в брак с Хамидуллиным В.Р.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон и имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по
2
окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 от 21 декабря 1996 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В статье 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с данным Федеральным законом был принят Закон Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно п. 2 ст. 17 которого, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) однократно
3
обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
В соответствии со ст. 3 п. 5 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 марта 2007 г.), органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также и учреждениях всех видов профессионального образования, жилой площадью в установленном законодательством порядке.
Учитывая, что Хамидуллина С.В. относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья, на полном государственном обеспечении не находится, по окончании учебы жилье ей не предоставлялось, является нуждающейся в предоставлении жилого помещения, то суд первой инстанции правильно постановил решение об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения, и не освобождает администрацию Кунашакского муниципального района от обязанности по обеспечению истца жильем во внеочередном порядке.
Каких-либо иных доводов, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда апелляционная жалоба, не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Председжательствующий
Судьи
4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.