Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Журавлевой М.П., Кузнецовой Л.А.,
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.,
при секретаре Горнаткиной В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Челябинска на решение Советского районного суда г.Челябинска от 29 августа 2012 года по иску прокурора Ленинского района г.Челябинска в интересах Маркиной И.Ю. к администрации города Челябинска о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителя Маркиной И.Ю. - Маркиной О.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Соколовой Н.Ф., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Челябинска в интересах Маркиной И.Ю. обратился в суд с иском к администрации города Челябинска о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м, соответствующей санитарным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований указал, что Маркина И.Ю. с 2002 года состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации Ленинского района г.Челябинска; страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди, однако до настоящего времени жилое помещение Маркиной И.Ю. не предоставлено.
В судебном заседании прокурор, представитель истца Маркиной И.Ю. - Маркина О.В. на иске настаивали.
Представитель ответчика администрации города Челябинска, представители третьих лиц администрации Ленинского района г.Челябинска, Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области в судебном заседании не присутствовали.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе администрация города Челябинска просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что Маркина И.Ю. состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений с 2002 года и имеет право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Администрация города Челябинска как орган местного самоуправления не наделена государственными полномочиями по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание с ними в одной квартире. В соответствии с Законом Челябинской области от 24.11.2005 N 430-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, в форме предоставления жилых помещений по договору социального найма. Осуществление названных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций. Денежные средства из областного фонда компенсаций в бюджет органа местного самоуправления для исполнения переданных полномочий по обеспечению жильем Маркиной И.Ю. не поступали.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители администрации города Челябинска, администрации Ленинского района г.Челябинска, Правительства Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, Маркина И.Ю. не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167,327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Маркина И.Ю. 1994 года рождения является инвалидом второй группы с детства,
2
страдает хроническим заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (л.д. 19,20).
Маркина И.Ю. с матерью Маркиной О.В. и сестрой Юлдашевой В.М. 2006 года рождения проживают и имеют регистрацию по месту жительства в комнате по адресу г.Челябинск, ул. ***,д.42, кв.1, к.З общей площадью 24,5 кв.м (л.д.21,85).
Указанная квартира зарегистрирована на праве собственности за Маркиной О.В., Маркиной И.Ю., Юлдашевой В.М. в 1/3 доле в праве собственности за каждой на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в коммунальной квартире в собственность граждан от 11.02.2010 N 4973 (л.д.31-33,86-87).
Маркина И.Ю. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Ленинского района г.Челябинска с 16 августа 2002 года (л.д. 18).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 настоящего Федерального закона, которая предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Закона Челябинской области от 28.01.2010 N528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанных категорий граждан предоставляются в форме предоставления жилых помещений по договору социального найма и в форме предоставления жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность.
3
Вместе с тем, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу положений ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1,3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Следовательно, за гражданами, не реализовавшими до 01 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, после указанной даты это право сохраняется.
Из ст.31 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с положениями п.З ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции исходил из того, что Маркина И.Ю. страдает тяжелой формой хронического
4
If
заболевания, при котором совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, и наличие которого предусмотрено в качестве основания для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, и пришел к выводу о том, что она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, а обязанность по предоставлению жилого помещения Маркиной И.Ю. должна быть возложена на администрацию города Челябинска.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Челябинска о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, истец может быть обеспечена жильем за счет средств федерального бюджета путем получения жилищной субсидии либо в соответствии с Законом Челябинской области от 24.11.2005 N 430-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" в случае предоставления местному бюджету субвенций из областного фонда компенсаций, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку в соответствии с заявленными требованиями Маркина И.Ю. имеет право и должна быть обеспечена жилым помещением в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, а не в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 49 ЖК РФ и ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При этом по смыслу ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" на граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, то есть по ранее действовавшему законодательству, не распространяются требования Жилищного кодекса Российской Федерации об обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
5
IP
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Челябинска от 29 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Челябинска - без удовлетворения.
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.