Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего судьи Щелокова Ю.Г. судей Чаус И.А., Никитенко Н.В.
при секретаре Абжалиловой А.Ф.
с участием прокурора Минкиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 22 ноября 2012 года по иску прокурора Сосновского района Челябинской области, действующего в интересах Торопова А.М., к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Щелокова Ю.Г. об обстоятельствах дела, объяснения Торопова A.M. и мнение прокурора Минкиной Л.В., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Прокурор Сосновского района Челябинской области, действующий в интересах Торопова A.M., обратился в суд с иском к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о предоставлении Торопова A.M. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в черте Мирненского сельского поселения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, за счет средств бюджета Челябинской области. В обоснование заявленных требований указано на то, что Торопов A.M., **** года рождения, относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отец Торопов М.Н. умер 29 февраля 2000г., мать - Торопова М.Р. умерла 15 марта 2006г. С 03 сентября 2012г. Торопов A.M. состоит на учете для получения жилья. 22 июня 2012г. Торопов A.M. окончил учебное заведение, однако до настоящего времени ему жилье не предоставлено.
Суд постановил решение, которым возложил на администрацию Сосновского муниципального района обязанность предоставить Торопову A.M. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте Мирненского сельского поселения, общей площадью не менее нормы
предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств областного бюджета.
В апелляционной жалобе администрация Сосновского муниципального района просит решение суда изменить, дополнив его обязанностью Правительства Челябинской области выделить администрации Сосновского муниципального района соответствующие денежные средства на приобретение жилого помещения, ссылаясь на неисполнимость решения суда в связи с отсутствием необходимых денежных средств, а также и на то, что предоставления жилья категории лиц, к которой относится истец, не является исходным обязательством администрации района.
Представители ответчика и третьих лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено материалами дела, родители Торопова A.M. - отец Торопов М.Н. умер 29 февраля 2000г., мать Торопова М.Р. умерла 15 марта 2006г., 22 июня 2012г. окончил обучение в ГОУ НПО Профессиональное училище N **** г. Челябинска, с 03 сентября 2012г. состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения. С момента окончания учебного заведения и до настоящего времени Торопову A.M. жилье не предоставлено, своего жилья не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении (л.д. 9), свидетельствами о смерти (л.д. 10-11), постановлением (л.д. 12), копией диплома (л.д. 16), выписками из Единого госреестра (л.д. 14) , ответом администрации (л.д. 13), сведениями ОГУП "Обл. ЦТИ" (л.д. 15) и сторонами в судебном заседании не оспаривались.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по
возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 от 21 декабря 1996 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В статье 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с данным Федеральным законом был принят Закон Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 212-30 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно п. 2 ст. 17 которого, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 марта 2007 г.), органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также и учреждениях всех видов профессионального образования, жилой площадью в установленном законодательством порядке.
Учитывая, что Торопов A.M. относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилье, после окончания учебного заведения жилье ему не было предоставлено, своего жилого помещения не имеет, является нуждающимся в его предоставлении, то суд первой инстанции правильно постановил решение о предоставлении Торопову A.M. благоустроенного жилого помещения вне очереди, возложив обязанность по его предоставлению на администрацию Сосновского муниципального района.
Доводы апелляционной жалобы администрации Сосновского муниципального района на отсутствие выделения денежных средств из бюджета Челябинской области, на которые будет приобретаться жилое помещение для истца, а также возложении данной обязанности на Правительство Челябинской области выделить администрации соответствующие денежные средства несостоятельны, так как отсутствие поступления денежных средств из бюджета Челябинской области на указанные цели, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения и не освобождает администрацию Сосновского муниципального района от обязанности по обеспечению истца жильем во внеочередном порядке. Кроме того, полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления.
Признавая решение суда первой инстанции правильным, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на размер предоставляемого жилого помещения.
Согласно ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением Главы Сосновского муниципального района Челябинской области от 10 февраля 2009г. N 790 "Об утверждении нормы предоставления площади жилых помещений детям-сиротам" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 кв.м. общей площади.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием на размер жилого помещения, предоставляемого истцу во внеочередном порядке по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв.м.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Дополнить резолютивную часть решения Сосновского районного суда Челябинской области от 22 ноября 2012 года указанием на предоставление Торопову А.М. жилого помещения общей площадью не менее **** кв.м.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.