Судья Челябинского областного суда Туркова Г.Л., при секретаре Садыкове P.P., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. КоАП РФ в отношении Главы Ашинского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинкой области Данилова Ю.И., по жалобе Главы Ашинского городского поселения Ашинского муниципального района Челябинкой области Данилова Ю.И. на решение судьи Ашинского городского суда Челябинской области от 10 января 2013 года и
УСТАНОВИЛА:
Постановлением государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды М.И.Н. от 26.09.2012 г., отношении глава Ашинского городского поселения Челябинской области Данилов Ю.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Решением судьи Ашинского городского суда Челябинской области от 10 января 2013 года, принятого по жалобе главы Ашинского городского поселения Челябинской области Данилов Ю.И., постановление государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды М.И.Н. от 26.09.2012 г. оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, глава Ашинского городского поселения Челябинской области Данилов Ю.И. просит об отмене судебного решения от 10 января 2013 года. Полагая, что администрация Ашинского городского поселения не вправе осуществлять за счет местного бюджета мероприятия по охране, содержанию и использованию памятника природы регионального значения " ***", вследствие чего оснований для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2. КоАП РФ в отношении главы Ашинского поселения не имеется.
В Челябинский областной суд Данилов Ю.И., представитель Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области не явились, извещены о дате, месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ.
Защитник Данилова Ю.И. - Усиркова И.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2013 года, с доводы, изложенными в жалобе, поддержала в полном объеме, просит решения суда отменить, а дело направить на новое рассмотрение.
1
Изучив доводы жалобы Данилова Ю.И., выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, судья областного суда находит решение судьи от 10 января 2013 года и постановление по делу об административном правонарушении от 26 сентября 2012 года подлежащими отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.
В соответствии с статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно протокола об административном правонарушении специалистами областного государственного учреждения "Особо охраняемые природные территории Челябинской области" 11 мая 2012 года в 11:30 обнаружена свалка твердых бытовых отходов общей площадью 25-30 м2 в границах памятника природа Челябинской области ***. Памятник природы *** располагается на территории Ашинского муниципального района, на административной территории г. Аша, на левом берегу реки Сим.
В соответствии с п. 5 ч. 13 гл.У положения о памятнике природы Челябинской области ***, принятого Постановлением Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 года N 219-П, в границах памятника природы запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих веществ, удобрений, а так же их складирование.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использовании, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
2
Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Делая вывод о нарушении главой Ашинского городского поселения Данилова Ю.И. ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7 "Об охране окружающей среды", государственный инспектор Челябинской области в области охраны окружающей среды и судья городского суда, исходили из того, что администрация Ашинского городского поселения в соответствии с положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обязана проводить очистку территории муниципального образования от отходов, принимать меры к ликвидации выявленных несанкционированных свалок.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Законность постановления по делу подразумевает, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении данного правонарушения, подвергнутого административному наказанию. Решение судьи должно быть мотивированным, а оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Однако указанные требования закона судьей при рассмотрении жалобы не выполнены.
В качестве доказательств виновности Данилова Ю.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ, судья городского суда указал на сообщение ОГУ ООПТ N6/3 от 11 мая 2012 года с фотоматериалами; предписание по устранению нарушения законодательства в области окружающей среды N 14 от 04 июня 2012 года; протокол от 12 мая 2012 года N 13 (12)/Аша, копию решения избирательной комиссии Ашинского городского поселения о назначении Данилова Ю.И., на должность главы Ашинского городского поселения.
Вместе с тем, указанные письменные документы не доказывают вину Данилова Ю.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц -от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего
3
отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образования осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 6.1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на территории муниципального образования.
Из материалов дела следует, что согласно п. 2 Постановления Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 года N 219-П "О положениях о памятниках природы Челябинской области", *** отнесена к памятникам природа областного значения решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 21 января 1969 года N 29 "Об охране памятников природы в области".
В соответствии с п. 5 ст.3 Закона Челябинской области от 25 апреля 2002 года N81-30 "Об особо охраняемых территориях Челябинской области" паспорт, охранные обязательства и иные документы памятника природы, утверждаются в течении 3-х месяцев со дня объявления его памятником природы. В материалах дела отсутствуют документы подтверждающие факт передачи полномочий по охране, содержанию и использованию особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения *** Администрации Ашинского городского поселения.
Согласно п. 2 раздела IV Постановления Правительства Челябинской области от 27 октября 2010 года N 219-П "О положениях о памятниках природы Челябинской области", охрану памятника природы *** организует и осуществляет Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области при содействии государственного учреждения "Особо охраняемые природные территории Челябинской области".
В соответствии с п.п. 15, 16 раздела VI указанного Постановления собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах памятника природы *** принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны и должны обеспечивать надлежащее санитарное и экологическое состояние памятника природы.
4
Таким образом, судья районного суда ошибочно пришел к выводу, что принадлежность указанного памятника природы не муниципальному образованию, а иному юридическому лицу не означает, что полномочия органов местного самоуправления по организации и сбору мусора не распространяются на такие территории и не снимает с указанных органов ответственность за выполнение этих обязанностей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13 Закона об отходах).
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором был обнаружен земельный участок на территории памятника природы Челябинской области ***.
Материалы дела не содержат доказательств того, что главой городского поселения Даниловым Ю.И., который является ответственным за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с подведомственной территории, организована свалка твердых бытовых отходов и что на него возложена ответственность ликвидацию этой свалки.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что данная свалка ликвидирована путем проведения субботника, организованного совместными усилиями муниципального органа и сотрудниками памятника природы.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
Решение Ашинского городского суда Челябинской области от 10 января 2013 года и постановление государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды от 26 сентября 2012 года по делу об административном правонарушении N13(12)Аша, возбужденного в отношении главы Ашинского городского поселения Данилова Ю.И. отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Туркова Г.Л.
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.