Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу главы Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролова А.С. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Пласта Челябинской области от 18 сентября 2012г. и решение судьи Пластского городского суда Челябинской области от 20 ноября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении главы Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролова А.С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 г. Пласта Челябинской области от 18 сентября 2012г. глава Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию виде штрафа в размере 10 000, 00 рублей.
Решением судьи Пластского городского суда Челябинской области от 20 ноября 2012г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе главы Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролова А.С, поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не нахожу.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 06 по 07 августа 2012г. начальником ОНД N 11 (главным государственным инспектором ОНД 11 по пожарному надзору) с целью исполнения Указа Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае, поручения Председателя Правительства РФ от 18 июля 2012г. N ДМ-П4-4073 проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением администрацией Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области, расположенной по адресу: Челябинская область, с. ***
***, требований законодательства в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При проведении проверки установлено, что глава администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролов А.С. не выполнил, предусмотренные законодательством, обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Поскольку факт совершения административного правонарушения главой администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фроловым А.С. подтвержден протоколом об административном правонарушении от 07 августа 2012г., актом проверки N 339 от 07 августа 2012г., распоряжением N 339 от 31 июля 2012г., другими доказательствами, вывод мирового судьи о наличии в действиях главы Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролова А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, является правильным.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Довод надзорной жалобы об отсутствии в действиях главы Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролова А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании распоряжения начальника ОНД N 11 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области N 339 от 31 июля 2012г. главным государственным инспектором ОНД 11 по пожарному надзору в период с 06 августа 2012г. по 07 августа 2012г. в отношении администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения Указа Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия-наводнения в Краснодарском крае", поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 18 июля 2012г. N ДМ-П-4-4073 (л.д. 2-4,11-12).
В ходе указанной, проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера были выявлены следующие нарушения:
1. положение о постоянно действующем органе управления единой системы РСЧС; отсутствует штатное расписание, функциональные обязанности уполномоченного работника в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны (Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 10 абзац 7; Приказ МЧС РФ N 687 от 14.11.2008г., пункт 12- зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008г N 12740).
2. отсутствуют планы работы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности на год; отсутствуют отчетные документы (протоколы, решения) заседаний КЧС и ОПБ (Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 8, абзац 1).
3. отсутствует паспорт безопасности муниципального образования (Решение совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного Совета РФ от 13.11.2003 года, протокол N 4; Приказ МЧС РФ N 484 от 25.10.2004 года - зарегистрирован в Минюсте РФ 23.11.2004 N 6144).
4. отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации ЧС (Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 23).
5. отсутствуют планы основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на год. (Приказ МЧС Р.Ф. N 687 от 14.11.2008г., пункт 4 - зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008г. N 12740).
6. отсутствует план звеньев территориальной подсистемы РСЧС (Приказ МЧС РФ от 28.12.2004 года N 621 - зарегистрирован в Минюсте РФ 14 апреля 2005 года 6514).
7. отсутствуют постановления, распоряжения главы органа местного самоуправления о создании комиссии по поддержанию устойчивого функционирования (ПУФ), не разработано положение о комиссии по ПУФ, план работы комиссии по ПУФ и отчетные документы о заседании комиссии по ПУФ (Федеральный закон N 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 5; Федеральный закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "ж").
8. отсутствуют удостоверения о прохождении обучения (повышения квалификации не менее 72 часа) членами КЧС и ПБ (Постановление Правительства РФ N 547 от 04.09.2003 года, пункт 2, п.п. "д", пункт 4, пункт 5, пункт 6, п.п. "в"; Приложение к Приказу МЧС РФ от 19.01.2004 года N19, пункт 8, - зарегистрирован в Минюсте РФ от 17.02.2004 года N 5553).
9. отсутствует удостоверение о прохождении обучения (повышение квалификации не менее 72 часа) руководителем и специалистами ЕДДС (Постановление Правительства РФ N 547 от 04.09.2003 года, пункт 2, п.п. "д", пункт 4, п.п "д", пункт 5, пункт 6, п.п. "в"; Постановление Правительства РФ N 841 от 02.11.2000г., пункт 3, п.п. "б", пункт 4;
4
Приложение к Приказу МЧС РФ от 19.01.2004 года N19, пункт 27, -зарегистрирован в Минюсте РФ от 17.02.2004 года N 5553).
10. отсутствует постановление главы об организации обучения в 2012г. (учебные группы 20-25 чел., руководители учебных групп, состав групп); отсутствует программа обучения и тематический план занятий (наименование тем, виды занятий и количество часов); отсутствует расписание занятий, конспекты проведения занятий, журналы учета занятий; отсутствуют отчетные документы проведения учений и тренировок (Федеральный Закон N 68 - ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "а"; Федеральный Закон N 28 - ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 2; Постановление Правительства РФ N 547 от 04.09.2003 года; Постановление Правительства РФ N 547 от 04.09.2003г. Постановление Правительства РФ N 841 от 02.11.2000г.)
11. отсутствует постановление главы об организации обучения в 2012 году; не организовано проведение бесед, лекций, просмотров учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций; в журнале учета проведенных мероприятий отсутствуют отметки о выполнении мероприятий; отсутствуют отчетные документы проведения учений и тренировок (Федеральный закон N 68 - ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "а"; Федеральный закон N 28 -ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 2; Постановление Правительства РФ N 841 от 02.11.2000 года).
12. не представлены отчетные документы о проведении командно штабного учения (штабной тренировке) по действиям при возникновении ЧС (Постановление Правительства РФ N 547 от 04.09.2003г., пункт 8).
13. не представлены отчетные документы о проведении тактико -специального учения (Постановление Правительства РФ N 547 от 04.09.2003г., пункт 9).
14. не представлены отчетные документы о проведении комплексного учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС (1 раз в три года в муниципальных образованиях) (Постановление Правительства РФ N 547 от 04.09.2003г., пункт 10).
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Глава Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района является высшим должностным лицом Борисовского сельского поселения и наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым в силу п. 23 ч.1 ст.5 Устава отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Кроме того, согласно ст. 25 Устава являясь главой администрации Борисовского поселения, глава поселения Фролов А.С. также обеспечивает на территории Борисовского поселения исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, совершенное главой администрации Борисовского поселения Фроловым А.С. деяние правильно квалифицировано по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что передача полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от администрации Борисовского сельского поселения в администрацию Пластовского муниципального района исключает возможность привлечения главы Борисовского сельского поселения Фролова А.С. к административной ответственности, являлись предметом рассмотрения судей, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебных постановлениях.
В силу п. 7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с абзацами 1, 3 ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Соглашение N 2 от 14 октября 2011г., N9 от 28 ноября 2011г., заключенное между администрацией Борисовского сельского поселения и администрацией Пластовского муниципального района о передаче полномочий, не содержит порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий (л.д. 33-34).
6
Постановление администрации Борисовского сельского поселения N 56 "Об утверждении методики расчета субвенций, предоставляемой бюджету Борисовского сельского поселения" на осуществление полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций издано 17 сентября 2012г., то есть после выявления нарушений, изложенных в протоколе (л.д. 42-43).
Перечисление администрацией Борисовского сельского поселения администрации Пластовского муниципального района денежных средств в размере 1000 руб. платежным поручением N 2470 состоялось лишь 13 сентября 2012г. (л.д. 49).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций, указанные в соглашении N 2 от 14 октября 2011г., N9 от 28 ноября 2011г., администрацией Борисовского сельского поселения в администрацию Пластовского муниципального района переданы не были.
Утверждения в жалобе о незаконности проведения проверки, не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294 - ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая проверка может быть проведена на основании приказа (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Внеплановая выездная проверка проводилась на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности N 11 Главного управления МЧС России по Челябинской области от 31 июля 2012г. N 339.
Основанием для принятия Распоряжения N 442 от 31.07.2012г., послужили следующие обстоятельства.
Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", в том числе Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) поручено во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории РФ в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
18 июля 2012г. Председателем Правительства Российской Федерации издано поручение N ДМ -П-4073, которым, в том числе МЧС России поручено обеспечить реализацию названного Указа Президента РФ.
Приказом МЧС России от 18 июля 2012г. N 427 о мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 июля 2012г. N 1015 "О
7
мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае" департаменту надзорной деятельности приказано в срок до 30 июля 2012 года осуществить меры по проверке готовности систем оповещения населения.
Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам главных управлений МЧС России по субъектам РФ до 30 июля 2012г. совместно с органами местного самоуправления, в том числе:
- осуществить меры по проверке готовности системы оповещения населения;
- проверить в установленном порядке готовность сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС к выполнению задач по оповещению и эвакуации населения в случае возникновения ЧС.
Распоряжение на проведение проверки издано в рамках предмета и задач проверок, установленных вышеназванными документами.
Предметом проверки, согласно Указу Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 стали наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий, ликвидации ЧС. Эвакуационные мероприятия в области ЧС разрабатываются органами местного самоуправления на основании Руководства по эвакуации населения в ЧС, разработанном МЧС России. На территории РФ в целях предупреждения и ликвидации ЧС существует единая система предупреждения и ликвидации ЧС. Ее составными частями (п.6 постановления правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003 г.) на каждом уровне системы (Федеральном, субъектовом, муниципальном, объектовом) являются: органы управления -координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления; силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Основой обеспечения надежной защиты населения и территорий от ЧС является, прежде всего, надлежащая готовность сил и средств к предупреждению и ликвидации ЧС, включая своевременное оповещение о ней, в сочетании с должной подготовкой населения к действиям в указанных ситуациях.
Таким образом, для оценки готовности к ликвидации ЧС административным органом были проведены мероприятия, направленные на проверку всех элементов единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и мероприятия ГО.
Ссылки в жалобе на то, что проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно проведена без согласования с органами прокуратуры, необоснованны.
8
Статья 10 указанного Федерального закона не содержит требования о согласовании с органами прокуратуры проведение внеплановой проверки на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Утверждения в жалобе о том, что территория Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области не указана в перечне безопасных районов для возможной эвакуации населения в случае возникновения гидродинамических аварий с образованием зон катастрофического затопления, утвержденном Постановлением Губернатора Челябинской области N 263 от 12 октября 2009г., как зона катастрофического затопления, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного наводнения в Краснодарском крае" Президент постановил Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
В силу пунктов 3.3.9, 3.3.10, 3.3.11, 3.3.12, 3.3.13 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97 /ГОСТ Р 22.0.03-95" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 N 267) опасными гидрологическими явлениями и процессами являются следующие.
Затопление: Покрытие территории водой в период половодья или паводков.
Подтопление: Повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов.
Зона затопления: Территория, покрываемая водой в результате превышения притока воды.
Зона вероятного затопления: Территория, в пределах которой возможно или прогнозируется образование зоны затопления.
Зона катастрофического затопления: Зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.
То обстоятельство, что территория Борисовского сельского поселения не является зоной катастрофического затопления, не свидетельствует о том, что данная территория не является зоной возможного подтопления, затопления например: в период весеннего полноводья и (или) дождевого паводка.
9
Кроме того, согласно перечню напорных гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ на территории Челябинской области на 01 февраля 2012г. на территории Борисовского сельского поселения имеются гидротехнические сооружения (пруд Санарский на р. Санарка, пруд Борисовский Нижний на р. Каменка, пруд Светлинский на логу).
Доводы о том, что незаконное привлечение должностного лица составившего протокол об административном правонарушении к участию в деле повлекло за собой ущемление права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, несостоятельны.
Вызов в суд государственного инспектора ОНД N 11 по пожарному надзору К.А.И., составившего протокол об административном правонарушении, для выяснения вопросов, связанных с проведением внеплановой проверки, не нарушает прав администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области и не противоречит п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В силу п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов.
Иные доводы надзорной жалобы не опровергают наличие в действиях главы Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролова А.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины главы Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролова А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ. Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ не нарушены.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. При этом мировой судья учел хараюер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются
10
общественный порядок и общественная безопасность, а также отсутствие обстоятельств, указанных в ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 КоАП
РФ,
ПОСТАНОВИЛ
постановление мирового судьи судебного участка N 1 г.Пласта Челябинской области от 18 сентября 2012г. и решение судьи Пластского городского суда Челябинской области от 20 ноября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении главы Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролова А.С. оставить без изменения, а жалобу главы Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролова А.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.