Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица ? администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролова А.С. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Пласта Челябинской области от 18 сентября 2012г. и решение судьи Пластского городского суда Челябинской области от 20 ноября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 г. Пласта Челябинской области от 18 сентября 2012г. администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию виде штрафа в размере 100 000, 0 рублей.
Решением судьи Пластского городского суда Челябинской области от 20 ноября 2012г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя юридического лица - администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролова А.С, поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не нахожу.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 06 по 07 августа 2012г. начальником ОНД N 11 (главным государственным инспектором ОНД 11 по пожарному надзору) с целью исполнения Указа Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае, поручения Председателя Правительства РФ от 18 июля 2012г. N ДМ-П4-4073 проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением администрацией Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области, расположенной по адресу:
2
Челябинская область, с. ***, требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных,
, ситуаций природного и техногенного характера на территории Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской,
?офтсти.
При проведении проверки установлено, что юридическое лицо -администрация Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области не выполнило предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Поскольку факт совершения административного правонарушения администрацией Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области подтвержден протоколом об административном правонарушении от 07 августа 2012г., актом проверки N 339 от 07 августа 2012г., распоряжением N 339 от 31 июля 2012г., другими доказательствами, вывод мирового судьи о наличии в действиях юридического лица - администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, является правильным.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных
законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Довод надзорной жалобы об отсутствии в действиях юридического лица -администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании распоряжения начальника ОНД N 11 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области N 339 от 31 июля 2012г. главным государственным инспектором ОНД N11 по пожарному надзору в период с 06 августа 2012г. по 07 августа 2012г. в отношении администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения Указа Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия-наводнения в Краснодарском крае", поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 18 июля 2012г. N ДМ-П-4-4073 (л.д.2-4, 11-12).
3
В ходе указанной проверки были выявлены нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
1. отсутствует положение о постоянно действующем органе управления единой системы РСЧС; отсутствует штатное расписание, функциональные обязанности уполномоченного работника в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны (Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 10 абзац 7; Приказ МЧС РФ N 687 от 14.11.2008г., пункт 12- зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008г. N 12740).
2. отсутствует постановление (распоряжение) главы органа местного самоуправления о создании Единой диспетчерской службы (ЕДДС) сельского поселения, определяющего состав и положение ЕДДС (Федеральный Закон
N2 68 - ФЗ от 21.12.1994г. статья 11, пункт 2, п.п. "в"; Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 11, абзац 4; ГОСТ Р 22.7.01-99 Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 09 ноября 1999г. N400-ст).
3. отсутствует постановление (распоряжение) главы органа местного самоуправления на осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
отсутствует документация, определяющая порядок оповещения населения, и работу систем оповещения, в том числе:
договоры с организациями, имеющими на балансе и (или) эксплуатирующими, обслуживающими системы оповещения населения;
- инструкции о порядке оповещения населения;
- инструкция по порядку задействования системы оповещения, ее соответствие требованиям руководящих документов;
- соглашения и инструкции о порядке взаимодействия со средствами массовой информации и с компаниями, предоставляющими услуги связи, включая: интернет, сотовую, мобильную и электросвязь;
- инструкции о взаимодействии с ЕДДС главного управления МЧС России субъекта РФ;
подтверждающие документы эксплуатационно - технического обслуживания технических средств системы оповещения;
- методические рекомендации по работе систем оповещения;
- не организована регулярная проверка работоспособности систем оповещения населения;
- не представлены результаты проведенных ранее учений по оповещению населения;
- отсутствует круглосуточный дежурный персонал по оповещению населения;
4
не определены меры по исключению несанкционированного задействования системы оповещения;
- отсутствуют технические средства систем оповещения, в том числе электросирены и другие средства оповещения;
отсутствует прямая телефонная связь или радиосвязь дежурного персонала:
- с оперативной дежурной сменой (ЕДДС) органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципального образования);
- с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно - спасательных служб потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения;
- со средствами массовой информации и с компаниями, предоставляющими услуги связи включая: интернет, сотовую, мобильную и электросвязь;
- отсутствует управление системой оповещения и пультов управления, расположенных на основном и запасном пунктах управления;
- отсутствует прямая телефонная связь или радиосвязь дежурного диспетчера ЕДДС сельского поселения с оперативными дежурными службами органов исполнительной власти муниципального района;
- отсутствуют источники резервного энергоснабжения системы оповещения (Федеральный Закон N 68 - ФЗ от 21.12.1994г. статья 11, пункт 2, п.п. "в"; Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 11, абзац 4; ГОСТ Р 22.7.01-99 Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 09 ноября 1999г. Л1" 400-ст).
4. не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (Федеральный закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "д"; Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20).
5. не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (Федеральный закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "д"; Федеральный закон N 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 6; Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20; Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.1996г. N 1340; Постановление Правительства РФ от 27.04.2000г. N 379).
6. отсутствует инвентаризационная ведомость имущества гражданской обороны; отсутствует план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки (Федеральный закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "д"; Федеральный закон N 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 6; Приказ МЧС РФ N 993 от 21.12.2005г., раздел 2, пункт 4, абзац 3, пункт 8; Приказ МЧС РФ N 285 от 27.05.2003г. -зарегистрирован в Минюсте 29.07.2003 года N 4934).
7. отсутствует график (план) накопления, освежения средств индивидуальной защиты (Приказ МЧС РФ N 993 от 21.12.2005г., -зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006 года N 7384; Приказ МЧС РФ N 285 от 27.05.2003г. - зарегистрирован в Минюсте 29.07.2003г. N 4934).
5
8. не представлены ведомости об обеспечении работников дополнительными патронами к противогазам ((Приказ МЧС РФ N 993 от 21.12.2005г., раздел 2, пункт 9-зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006г. N 7384).
9. не представлены ведомости об обеспечении работников СИЗ (Приказ МЧС РФ N 993 от 21.12.2005г., раздел 2, пункт 9 - зарегистрирован в Минюсте
, 19.01.2006г. N7384).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - администрацией Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Доводы жалобы о том, что передача полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных от администрации Борисовского сельского поселения в администрацию Пластовского муниципального района исключает возможность привлечения администрации Борисовского сельского поселения к административной ответственности, являлись предметом рассмотрения судей, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебных постановлениях.
В силу п. 7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с абзацами 1, 3 ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
6
Соглашение N 2 от 14 октября 2011г., N9 от 28 ноября 2011г., заключенное между администрацией Борисовского сельского поселения и администрацией Пластовского муниципального района о передаче полномочий, не содержит порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.
Постановление администрации Борисовского сельского поселения N 56 "Об утверждении методики расчета субвенций, предоставляемой бюджету Борисовского сельского поселения" на осуществление полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций издано 17 сентября 2012г., то есть после выявления нарушений, изложенных в протоколе (л.д. 43-44).
Перечисление администрацией Борисовского сельского поселения администрации Пластовского муниципального района денежных средств в размере 1000 руб. платежным поручением N 2470 состоялось лишь 13 сентября 2012г. (л.д. 45).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций, указанные в соглашении N 2 от 14 октября 2011г., N9 от 28 ноября 2011г., администрацией Борисовского сельского поселения в администрацию Пластовского муниципального района переданы не были.
Утверждения в жалобе о незаконности проведения проверки не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294 - ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая проверка может быть проведена на основании приказа (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Внеплановая выездная проверка проводилась на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности N 11 Главного управления МЧС России по Челябинской области от 31 июля 2012г. N 339.
Основанием для принятия Распоряжения N 442 от 31.07.2012г., послужили следующие обстоятельства.
Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", в том числе Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) поручено во всех зонах возможного затопленчя (подтопления) на территории РФ в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
7
18 июля 2012г. Председателем Правительства Российской Федерации издано поручение N ДМ -П-4073, которым, в том числе МЧС России поручено обеспечить реализацию названного Указа Президента РФ.
Приказом МЧС России от 18 июля 2012г. N 427 о мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае" департаменту надзорной деятельности приказано в срок до 30 июля 2012 года осуществить меры по проверке готовности систем оповещения население.
Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам главных управлений МЧС России по субъектам РФ до 30 июля 2012г. совместно с органами местного самоуправления, поручено в том числе:
- осуществить меры по проверке готовности системы оповещения населения;
- проверить в установленном порядке готовность сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС к выполнению задач по оповещению и эвакуации населения в случае возникновения ЧС.
Распоряжение на проведение проверки издано в рамках предмета и задач проверок, установленных вышеназванными документами.
Предметом проверки, согласно Указу Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 стали наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий, ликвидации ЧС. Эвакуационные мероприятия в области ЧС разрабатываются органами местного самоуправления на основании Руководства по эвакуации населения в ЧС, разработанном МЧС России. На территории РФ в целях предупреждения и ликвидации ЧС существует единая система предупреждения и ликвидации ЧС. Ее составными частями (п.6 постановления правительства РФ N 794 от 30 декабря 2003г.) на каждом уровне системы (Федеральном, субъектовом, муниципальном, объектовом) являются: органы управления - координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления; силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Основой обеспечения надежной защиты населения и территорий от ЧС является, прежде всего, надлежащая готовность сил и средств к предупреждению и ликвидации ЧС, включая своевременное оповещение о ней, в сочетании с должной подготовкой населения к действиям в указанных ситуациях.
Таким образом, для оценки готовности к ликвидации ЧС административным органом были проведены мероприятия, направленные на проверку всех элементов единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и мероприятия ГО.
Утверждение в жалобе о том, что проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав
8
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно проведена без согласования с органами прокуратуры, необоснованно.
Статья 10 указанного Федерального закона не содержит требования о согласовании с органами прокуратуры проведение внеплановой проверки на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Ссылки в жалобе на то, что территория Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области не указана в перечне безопасных районов для возможной эвакуации населения в случае возникновения гидродинамических аварий с образованием зон катастрофического затопления, утвержденном Постановлением Губернатора Челябинской области N 263 от 12 октября 2009г., как зона катастрофического затопления, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного наводнения в Краснодарском крае" Президент постановил Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российский Федерации в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
В силу пунктов 3.3.9, 3.3.10, 3.3.11, 3.3.12, 3.3.13 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 N 267) опасными гидрологическими явлениями и процессами являются следующие.
Затопление: Покрытие территории водой в период половодья или паводков.
Подтопление: Повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов.
Зона затопления: Территория, покрываемая водой в результате превышения притока воды.
Зона вероятного затопления: Территория, в пределах которой возможно или прогнозируется образование зоны затопления.
Зона катастрофического затопления: Зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.
То обстоятельство, что территория Борисовского сельского поселения не является зоной катастрофического затопления, не свидетельствует о том, что данная территория не является зоной возможного подтопления, затопления, например: в период весеннего полноводья и (или) дождевого паводка.
9
Кроме того, согласно перечню напорных гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ на территории Челябинской области на 01 февраля 2012г. на территории Борисовского сельского поселения имеются гидротехнические сооружения (пруд Санарский на р. Санарка, пруд Борисовский Нижний на р. Каменка, пруд Светлинский на логу).
Утверждения, что незаконное привлечение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, к участию в деле повлекло за собой ущемление права на защиту юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, несостоятельны.
Вызов в суд государственного инспектора ОНД N 11 по пожарному надзору К.А.И. , составившего протокол об административном правонарушении, для выяснения вопросов, связанных с проведением внеплановой проверки, не нарушает прав администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области и не противоречит п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В силу п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов.
Иные доводы надзорной жалобы не опровергают наличие в действиях юридического лица - администрации Борисовского сельского поселения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ. Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ не нарушены.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. При этом мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность, а также отсутствие обстоятельств, указанных в ст.
10
ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ. Основании для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ
постановление мирового судьи судебного участка N 1 г.Пласта Челябинской области от 18 сентября 2012г. и решение судьи Пластского городского суда Челябинской области от 20 ноября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица. -администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Фролова А.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.