Постановление Челябинского областного суда от 15 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица -администрации Казановского сельского поселения Коломыцева В.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 05 сентября 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 24 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении администрации Казановского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 05 сентября 2012г. юридическое лицо -администрация Казановского сельского поселения привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Варненского районного суда Челябинской области от 24 октября 2012г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя юридического лица -администрации Казановского сельского поселения Коломыцева В.В., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 05 сентября 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 24 октября 2012г. подлежащими изменению.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 06 августа 2012г. при проверке юридического лица -администрации Казановского сельского поселения, расположенного по адресу: Челябинская область, Варненский район, п. ***, было установлено, что администрацией Казановского
сельского поселения не были выполнены установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, а именно:
не создана система оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абз.1 п.2 ст. 8 Федерального закона N28-ФЗ от 12.02.1998г., п. 15.2 Приказа МЧС РФ N 687 от 14.11.2008г.);
не создана эвакуационная комиссия, отсутствует положение об эвакуационной комиссии (абз.4 п.2 ст. 8 Федерального закона N28-ФЗ от 12.02.1998г., п. 9 Приказа МЧС РФ N 687 от 14.11.2008г.);
не создана комиссия по проведению первоочередных мероприятий по повышению устойчивости функционирования (ПУФ), отсутствует положение о комиссии по ПУФ (абз.5 п.2 ст. 8 Федерального закона N28-ФЗ от 12.02.1998г.);
не проводится подготовка и обучение населения в области гражданской обороны (абз.2 п.2 ст. 8 Федерального закона N28-ФЗ от 12.02.1998г., Постановление Правительства РФ N 841 от 02.11.2000г.).
В соответствии с требованиями п. 8 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных
средств.
В силу пп. 2, 3, 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007г. N 804) подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Ведение гражданской обороны осуществляется:
в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях -на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций
4
природного и техногенного характера.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктами 2, 5, 6 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008г. N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" предусмотрено, что мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях); ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций; планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам проведенной проверки 08 августа 2012г. заместителем начальника ОНД N 9 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области в отношении администрации Казановского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил эксплуатации либо использования и содержания систем и объектов гражданской обороны.
Такие правила, установлены Федеральным законом от 12 февраля 1998г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства от 02 ноября 2000г. N 841, которым утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, Приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008г. N 687 "Об утверждении Положения об организации и
5
ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях".
Допущенные нарушения, изложенные в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, свидетельствуют о том, что данные правила администрацией Казановского сельского поселения не соблюдены.
Поскольку фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом проверки от 06 августа 2012г., другими доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, вывод мирового судьи о наличии в действиях администрации Казановского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, является правильным. Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Ссылки на приложенный к рассматриваемой жалобе акт проверки N 121/3 от 25 апреля 2011г., согласно которому факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявлены не были, а также доводы о том, что определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности без номера идентично по содержанию с определением о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности N 330, не могут служить основанием для освобождения юридического лица -администрации Казановского сельского поселения от административной ответственности, поскольку установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - администрацией Казановского сельского поселения не были приняты все зависящие от него меры по выполнению установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Доводы жалобы о том, что постановление N 48 от 28 декабря 2007г. "О порядке подготовки и обучения населения способам защиты от опасностей, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий" свидетельствует о подготовке и обучении населения в области гражданской обороны, являются несостоятельными в связи со следующим.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 02 ноября 2000г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" обучение населения в области гражданской
6
обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры), в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.
Обучение населения в области гражданской обороны в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно-методических центрах или иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, а также на курсах гражданской обороны и в организациях по месту работы граждан осуществляется по программам, разрабатываемым образовательными учреждениями и организациями на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Обучение в области гражданской обороны соответствующих групп населения в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, и образовательных учреждениях, реализующих программы профессионального образования, осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.
В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:
разрабатывают с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерные программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований;
организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении
7
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
осуществляют обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований;
проводят учения и тренировки по гражданской обороне; осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;
создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность или обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию.
На основании изложенного, наличие лишь только постановления N 48 от 28 декабря 2007г. "О порядке подготовки и обучения населения способам защиты от опасностей, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий" без выполнения указанных выше условий обучения, не является достаточным для вывода о том, что юридическим лицом - администрацией Казановского сельского поселения проводятся подготовка и обучение населения в области гражданской обороны.
Ссылка в жалобе на гражданское процессуальное законодательство не может быть принята во внимание, поскольку с 1 июля 2002 г. ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, этот порядок устанавливает КоАП РФ.
Из постановления мирового судьи следует, что администрацией Казановского сельского поселения не исполнены требования законодательства в области гражданской обороны: не создана комиссия по проведению первоочередных мероприятий по повышению устойчивости функционирования (ПУФ), отсутствует положение о комиссии по ПУФ.
Как усматривается из материалов дела, данные нарушения идентичны нарушениям, указанным в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. За указанные нарушения постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района, вступившим в законную силу 24 октября 2012г., юридическое лицо-администрация Казановского сельского поселения было привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание.
Таким образом, указанные выше нарушения администрацией Казановского сельского поселения требований в области гражданской обороны является необоснованными, и подлежат исключению.
Поскольку указанное нарушение не было устранено судьей при рассмотрении жалобы, решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 24 октября 2012г. также подлежит изменению.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкций ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1
8
КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16-30.18 КоАП
РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 05 сентября 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 24 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении администрации Казановского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение администрацией Казановского сельского поселения следующего нарушения: не создана комиссия по проведению первоочередных мероприятий по повышению устойчивости функционирования (ПУФ), отсутствует положение о комиссии по ПУФ.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица -администрации Казановского сельского поселения Коломыцева В.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.