Постановление Челябинского областного суда от 15 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица -администрации Краснооктябрьского сельского поселения Майорова A.M. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 31 августа 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 31 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении администрации Краснооктябрьского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 31 августа 2012г. юридическое лицо -администрация Краснооктябрьского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области (далее администрация Краснооктябрьского сельского поселения) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Варненского районного суда Челябинской области от 31 октября 2012г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя юридического лица - администрации Краснооктябрьского сельского поселения Майорова A.M., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 31 августа 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 31 октября 2012г. подлежащими изменению.
Как следует из материалов дела, 06 августа 2012г. при проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации Краснооктябрьского сельского поселения, расположенной по адресу: Челябинская область, Варненский район, пос. ***
***, установлено, что не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, тем самым администрация Краснооктябрьского сельского поселения совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Поскольку факт совершения административного правонарушения подтвержден протоколом об административном правонарушении N 336 от 06 августа 2012г., актом проверки N 309 от 06 августа 2012г., распоряжением N 309 от 30 июля 2012г., другими доказательствами, вывод мирового судьи о наличии в действиях администрации Краснооктябрьского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, является правильным.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
На основании распоряжения заместителя начальника ОНД N 9 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области N 309 от 30 июля 2012г. отделом надзорной деятельности N 9 06 августа 2012г. в отношении администрации Краснооктябрьского сельского поселения проведена внеплановая выездная проверка выполнения требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л .д. 6-7).
По результатам проверки старшим дознавателем ОНД N 9 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области А.А.Г. в отношении администрации Краснооктябрьского сельского поселения был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ (л.д. 3-5).
В ходе указанной проверки были выявлены следующие нарушения: отсутствуют координационные органы единой системы РСЧС; отсутствует положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности; отсутствует орган повседневного контроля управления единой системой РСЧС; отсутствует план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012г.; отсутствует план звеньев территориальной подсистемы РСЧС; отсутствует план эвакуации; отсутствует резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не проведены командно-штабные учения (штабной тренировки) по действиям при возникновении ЧС (в органах местного самоуправления-1 раз в 3 года); не проведены тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
формирований; не проведены комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС; не обеспечены работники органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты; не организованы накопления, освежения средств индивидуальной защиты; не обеспечены работники органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40 % от их общей численности; не обеспечены работники органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30 % от общей численности работников; не созданы аварийно-спасательные формирования на территории городского округа, поселения.
Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Федеральный закон N 68-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
В п. 2 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ установлены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в частности:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к
4
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 04.09.2012) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Органами повседневного управления единой системы являются на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
В п. 9 Приказа МЧС N 687 закреплено, что для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии.
На основании изложенного, администрация Краснооктябрьского сельского поселения обязана выполнять предусмотренные законодательством требования по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно выполнять требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации. Вывод мирового судьи о наличии в действиях администрации Краснооктябрьского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, является правильным.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей представитель юридического лица - администрации Краснооктябрьского сельского поселения Майоров A.M. признал вину частично и пояснил, что выявленные при проверке нарушения устраняются, ведутся работы по усовершенствованию работы оповещения граждан и другие (л.д. 15).
Принятие мер по устранению выявленных нарушений после проведения проверки не свидетельствует об отсутствии в действиях администрации Краснооктябрьского сельского поселения состава административного правонарушения. Администрация Краснооктябрьского сельского поселения обязана выполнять требования законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ссылки на то, что на момент проверки у администрации Краснооктябрьского сельского поселения были в наличии планы и положения, датированные периодом с 2008г. по 2010г., не являются основанием для отмены принятых по делу судебных постановлений.
Как видно из материалов дела, в том числе из акта проверки N 309, в период проведения проверки администрацией Краснооктябрьского сельского поселения не были предоставлены планы об основных мероприятиях в
5
области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ, звеньях территориальной подсистемы РСЧС, эвакуации, а также положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - администрацией Краснооктябрьского сельского поселения не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Довод жалобы о том, что нарушения не устраняются из-за отсутствия финансирования, несостоятельны. Отсутствие денежных средств не исключает соблюдение юридическим лицом обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также выполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, сведений о том, что законный представитель администрации Краснооктябрьского сельского поселения обращался к распорядителю бюджетных средств за выделением или изменением целевого назначения выделенных денежных средств, а также о том, что предпринимались какие-либо меры для выделения дополнительного финансирования с целью устранения выявленных нарушений, в материалах дела не имеется и с рассматриваемой жалобой не представлено.
Указания в жалобе на то, что выездная проверка проводилась в неплановом порядке без предупреждения, не нашли своего подтверждения.
В соответствии с ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая проверка может быть проведена на основании приказа (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента РФ.
Внеплановая выездная проверка проводилась на основании распоряжения заместителя начальника ОНД N 9 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области от 30 июля 2012г. N 309, предусматривающего период проверки с 31 июля 2012г. по 08 августа 2012г. Целью проверки явилось исполнение Указа Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия-наводнения в Краснодарском крае", поручения Председателя Правительства РФ от 18 июля 2012г. N ДМ-П4-4073 (л.д. 6-7).
С распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки N 309 о 30 июля 2012г. законный представитель администрации Краснооктябрьского сельского поселения Майоров A.M. был ознакомлен 31 июля 2012г. копию распоряжения получил, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 7).
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины администрации Краснооктябрьского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. Принципы презумпции
6
невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Из постановления мирового судьи следует, что администрацией Краснооктябрьского сельского поселения не исполнены требования законодательства в области гражданской обороны: отсутствует План основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС на 2012г., не обеспечены работники органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты, не организовано накопление, освежение средств индивидуальной защиты, не обеспечены работники органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников.
Как усматривается из материалов дела, данные нарушения идентичны нарушениям, указанным в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ. За указанные нарушения постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района, вступившим в законную силу 31 октября 2012г., юридическое лицо-администрация Краснооктябрьского сельского поселения было привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание.
Таким образом, указанные выше нарушения администрацией Краснооктябрьского сельского поселения требований в области гражданской обороны является необоснованными, и подлежат исключению.
Поскольку указанное нарушение не было устранено судьей при рассмотрении жалобы, решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 31 октября 2012г. также подлежит изменению.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. При этом мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 31 августа 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 31 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении администрации Краснооктябрьского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение администрацией Краснооктябрьского
7
сельского поселения следующих нарушений: отсутствует План основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС на 2012г., не обеспечены работники органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты, не организовано накопление, освежение средств индивидуальной защиты, не обеспечены работники органов местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица -администрации Краснооктябрьского сельского поселения Майорова А.М.-без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.