Постановление Челябинского областного суда от 15 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица -администрации Казановского сельского поселения Коломыцева В.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 05 сентября 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 24 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении администрации Казановского сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 05 сентября 2012г. юридическое лицо -администрация Казановского сельского поселения привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Варненского районного суда Челябинской области от 24 октября 2012г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя юридического лица - администрации Казановского сельского поселения Коломыцева В.В., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 06 августа 2012г. при проверке юридического лица -администрации Казановского сельского поселения, расположенного по адресу: Челябинская область, Варненский район, п. ***, было установлено, что администрацией Казановского сельского поселения не были выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или
9
социального назначения, а именно:
не создан постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС, лицо специально уполномоченное решать задачи в области ГО иЧС;
не разработано положение о постоянно действующем органе управления единой системы РСЧС; отсутствует штатное расписание, функциональные обязанности;
не создана комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
не разработано положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, отсутствует план работы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности;
не создана система оповещения населения об опасностях, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
не создана эвакуационная комиссия, отсутствует положение об эвакуационной комиссии;
не создана комиссия по проведению первоочередных мероприятий по повышению устойчивости функционирования (ПУФ), отсутствует положение о комиссии по ПУФ, план работы комиссии, отчетные документы о заседании комиссии по ПУФ;
не проводится обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (именуются - работающее население);
не проводится обучение с лицами, не занятыми в сфере производства и обслуживания;
не проведено командно-штатное учение (штабная тренировка) по действиям при возникновении ЧС (в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года);
не обеспечены работники сельского поселения, предприятий и учреждений средствами индивидуальной защиты;
По результатам проведенной проверки 08 августа 2012г. заместителем начальника ОНД N 9 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области в отношении администрации Казановского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Согласно п. 8 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе
организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Федеральный закон N 68-ФЗ) действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (ст. 1 Федерального закона N 68-ФЗ).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 4 Федерального закона N 68-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в
4
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.
Поскольку фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом проверки от 06 августа 2012г., другими доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, вывод мирового судьи о наличии в действиях администрации Казановского сельского поселения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, является правильным. Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Ссылки на приложенный к материалам дела акт проверки N 121/4 от 25 апреля 2012г., согласно которому факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявлены не были, а также принятие мер по устранению выявленных нарушений после проведения проверки, не могут служить основанием для освобождения юридического лица -администрации Казановского сельского поселения от административной ответственности, поскольку установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - администрацией
5
Казановского сельского поселения не были приняты все зависящие от него меры по выполнению предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Ссылка в жалобе на гражданское процессуальное законодательство не может быть принята во внимание, поскольку с 1 июля 2002г. ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, этот порядок устанавливает КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкций ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16-30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 05 сентября 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 24 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении администрации Казановского сельского поселения оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица - администрации Казановского сельского поселения Коломыцева В.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.