Постановление Челябинского областного суда от 20 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица - администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области Пискуновой Э.Т. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 04 сентября 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 16 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 04 сентября 2012г. администрация Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию виде штрафа в размере 50 000, 0 рублей.
Решением судьи Варненского районного суда Челябинской области от 16 октября 2012г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области Пискуновой Э.Т., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 04 сентября 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 16 октября 2012г. подлежащими изменению.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 08 августа 2012г. при проверке администрации Лейпцигского сельского поселения, расположенного по адресу: Челябинская область, Варненский район, с. ***, было установлено, что администрацией Лейпцигского сельского поселения не были выполнены установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, а именно:
2
1. Отсутствует постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС:
-порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;
2. Не назначено должностное лицо (структурное подразделение), уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны;
- наличие положения о постоянно действующем органе управления единой системы РСЧС;
- штатное расписание, функциональные обязанности;
3. Отсутствует план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОП на 2012г.
4. Не разработано положение об организации и ведении гражданской обороны.
5. Отсутствует план гражданской обороны.
6. Отсутствует план эвакуации:
- организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
- подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава;
- разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
7. Не проводятся мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время:
- создание и организация работы в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования (наличие комиссии, наличие положения о комиссии; план работы комиссии по ПУФ; отчетные документы);
- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно -технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства (приказ, постановление, распоряжение, план инженерно -технических мероприятий);
- планирование, подготовка и проведение аварийно - спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
- заблаговременное создание запасов материально - технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
- создание страхового фонда документации;
- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
3
8. Не созданы в целях гражданской обороны запасы материально -технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
10. Не создана учебно - материальная база:
- учебный класс;
материальные пособия (плакаты, литература, сиз (противогазы, респираторы, защитные костюмы), приборы рхр, дозиметры, радиостанции, медицинские средства, и др. имущество.
11. Не проведено обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания (далее -работающее население):
- приказ об организации подготовки в 2012 году (учебные группы по цехам, участкам, отделениям, бригадам (20-25 чел.), руководители учебных групп, составов групп;
- рабочие программы обучения работников организации, тематический план занятий (наименование тем, виды занятий и количество часов);
- расписание занятий, конспекты проведения занятий, журналы учета занятий;
- отчетные документы проведения учений и тренировок.
12. Не обеспечены необходимым имуществом и оборудованием нештатные аварийно - спасательные формирования.
13. Не прошли обучение (повышение квалификации) руководители нештатных аварийно спасательных формирований и служб в учебно-методических центрах, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, и на курсах гражданской обороны;
наличие удостоверений о прохождении обучения (повышение квалификации не менее 72 часа) руководителями нештатных аварийно -спасательных формирований организаций.
14. Не созданы локальные системы оповещения:
- приказ руководителя о принятии локальной системы оповещения в эксплуатацию;
- план мероприятий по созданию (реконструкции) локальной системы оповещения;
- акт приемки локальной системы оповещения;
- паспорт локальной системы оповещения потенциально опасного объекта;
- техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения;
- проект на создание локальной системы оповещения.
15. Не запланированы мероприятия по световой и другим видам маскировки;
- определение перечня задний и сооружений, подлежащих маскировке;
- разработка планов осуществления комплексной маскировки объектов, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально - технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;
4
- проводят инженерно - технические мероприятия по уменьшению демаскирующих признаков объектов, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
16. Не обеспечены работники организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения средствами индивидуальной защиты:
- инвентаризационная ведомость имущества гражданской обороны;
- план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки.
17. Не обеспечены работники организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности.
18. Не обеспечены работники организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников.
19. Не созданы посты радиационного, химического и биологического наблюдения, команды и группы радиационной, химической и биологической разведки, а также средства радиационного, химического и биологического контроля.
20. Не созданы силы гражданской обороны (спасательной службы) для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий, сооружений, специальной обработки техники и территорий объектов, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области гражданской обороны:
- организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий сооружений, специальной обработке техники и территорий;
- заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.
21. Отсутствует график (план) накопления, освежения средств индивидуальной защиты.
22. Защитное сооружение гражданской обороны не готово к приему укрываемых.
23. Отсутствует договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
В соответствии с ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
5
Поскольку факт совершения администрацией Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области подтвержден протоколом об административном правонарушении от 08 августа 2012г. N 374, актом проверки N 311 от 08 августа 2012г., распоряжением о проведении внеплановой, выездной проверки от 30 июля 2012г., другими доказательствами, вывод о наличии в действиях администрации Лейпцигскрго сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, является правильным. Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Утверждения в жалобе о том, что часть нарушений, указанных в акте проверки от 08 августа 2012г. N
311,
на момент ее проведения отсутствовали, ничем не подтверждены и не могут быть приняты во внимание.
С актом проверки от 08 августа 2012г. N
311
законный представитель юридического лица - администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области Пискунова Э.Т. ознакомлена 08 августа 2012г., о чем свидетельствует ее подпись, копию акта получила.
При рассмотрении дела мировым судьей законный представитель администрации Лейпцигского сельского поселения Пискунова Е.Т. вину в совершении административного правонарушения признала частично, показала, что на момент проверки система оповещения имелась, однако отсутствовали нормативно - правовые документы: о принятии локальной системы оповещения, паспорт локальной системы оповещения, техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения, и проект. При этом также указала, нормативно - правовых документов в области гражданской обороны у администрации на момент проведения проверки не имелось. С выявленными нарушениями согласна, администрация принимает все необходимые меры по их устранению
Принятие мер по устранению выявленных нарушений после проведения проверки не является обстоятельством исключающим привлечение администрации Лейпцигского сельского поселения к административной ответственности.
Не могут быть приняты во внимание, доводы жалобы об отсутствии в местном бюджете соответствующих денежных средств для устранения выявленных в ходе проверки нарушений.
Федеральным законом от 12.02.1998г. N 68- ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно - правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся
на
территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6
При этом законодатель не ставит возможность исполнения обязательных норм в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у юридического лица.
Кроме того, сведений о том, что администрация Лейпцигского сельского поселения обращалась к распорядителю бюджетных средств за выделением или изменением целевого назначения выделенных денежных средств, а также о том, что предпринимались какие-либо меры для выделения дополнительного финансирования с целью устранения выявленных нарушений, в материалах дела не имеется, с рассматриваемой жалобой не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст.
2.1
КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что администрацией Лейпцигского сельского поселения не были выполнены установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Из постановления мирового судьи следует, что администрацией Лейпцигского сельского поселения не исполнены требования законодательства в области гражданской обороны: не проведено обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания (далее - работающее население): отсутствуют приказ об организации подготовки в 2011г. (учебные группы по цехам, участкам, отделениям, бригадам (20-25 чел.), руководители учебных групп, составов групп; рабочие программы обучения работников организации, тематический план занятий (наименование тем, виды занятий и количество часов); расписание занятий, конспекты проведения занятий, журналы учета занятий; отчетные документы проведения учений и тренировок.
Как усматривается из материалов дела, данные нарушения идентичны нарушениям, указанным в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. За указанные нарушения постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района, вступившим в законную силу
16
октября 2012г., администрация Лейпцигского сельского поселения была привлечена к административной ответственности и ей назначено наказание. Таким образом, указание на совершение данных нарушений в области гражданской обороны является необоснованным, и подлежит исключению.
Поскольку указанное нарушение не было устранено судьей при рассмотрении жалобы, решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от
16
октября
2012г.
также
подлежит изменению.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности
7
не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкций ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 04 сентября 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 16 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение администрацией Лейпцигского сельского поселения следующих нарушений: не проведено обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - работающее население): приказ об организации подготовки в 2011г. (учебные группы по цехам, участкам, отделениям, бригадам (20-25 чел.), руководители учебных групп, составов групп; программа обучения тематический план занятий (наименование тем, виды занятий и количество часов); расписание занятий, конспекты проведения занятий, журналы учета занятий; отчетные документы проведения учений и тренировок.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица - администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области Пискуновой Е.Т.- без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.