Постановление Челябинского областного суда от 20 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица -администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области Пискуновой Э.Т. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 04 сентября 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 16 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 04 сентября 2012г. администрация Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию виде штрафа в размере 100 000, 0 рублей.
Решением судьи Варненского районного суда Челябинской области от 16 октября 2012г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя юридического лица - администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области Пискуновой Э.Т., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 04 сентября 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 16 октября 2012г. подлежащими изменению.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 08 августа 2012г. при проверке юридического лица - администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области, расположенного по адресу: Челябинская область, Варненский район, с. ***, было установлено, что администрацией Лейпцигского сельского поселения не были выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, а именно:
2
1. Отсутствует положение о комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности:
- план работы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности;
-заседания КЧС ПБ;
- наличие отчетных документов (протокола, решения) (Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 8, абзац 1).
2. Отсутствует орган повседневного управления единой системой РСЧС:
- наличие ДДС, состав ДДС;
- наличие положения о ДДС;
- инструкция диспетчеру ДДС (порядок действий);
- схема взаимодействия;
- предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (Федеральный закон N 68 - ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14 п. "з, и"; Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 11, абзац 5; ГОСТ Р 22.7.01-99 Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 09 ноября 1999г. N 400-ст).
3. Не обеспечены своевременным оповещением и информированием населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
1) наличие документации определяющей порядок оповещения населения проживающего в зоне ответственности локальной системы оповещения и работу локальной системы оповещения, в том числе:
- инструкций по порядку задействования локальной системы оповещения, ее соответствие требованиям руководящих документов и действиям дежурного диспетчера (начальника смены) при задействовании системы оповещения;
договоров с организациями, имеющими на балансе и (или) эксплуатирующими обслуживающими локальные системы оповещения населения;
- нормативных документов рабочего проекта (проектно - сметной документации) на создание локальной системы оповещения и степень его реализации;
- паспорта на локальную систему оповещения;
подтверждающих документов эксплуатационно - технического обслуживания технических средств локальной системы оповещения;
2) работоспособность системы оповещения.
3) результаты проведенных ранее учений.
4) готовность дежурного диспетчера к действиям по оповещению.
3
5) взаимодействие с оперативной дежурной сменой (ЕДДС) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
6) взаимодействие с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно -спасательных служб.
7) сопряжение локальной системы оповещения с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения.
8) организацию взаимодействия (прямых телефонных связей и при необходимости радиосвязи) дежурного диспетчера (начальника смены) объектов:
- с оперативной дежурной сменой (ЕДДС) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
- с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно - спасательных служб потенциально опасного объекта.
9) возможность управления локальной системой оповещения с пультов управления, расположенных на основном и запасном пунктах управления объекта.
10) возможность приема сообщений, передаваемых по региональной автоматизированной системе централизованного оповещения.
11) возможность контроля прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения.
12) полноту и достаточность мер по исключению несанкционированного задействования локальной системы оповещения.
13) состояние и готовность к задействованию по предназначению технических средств системы оповещения, в том числе электросирен и других средств оповещения, наличие и исправное состояние систем (источников) резервного энергоснабжения
14) наличие и исправное состояние систем (источников) разезрвного энергоснабжения (Федеральный Закон 68 - ФЗ от 21.12.1994г., статья 14 п.п. "з, и"; ГОСТ Р 22.7.01-99 Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 09 ноября 1999г. N 400-ст).
4. Отсутствует план повышения защищенности критически важного объекта (Решение совместного заседания Совета Безопасности РФ и президиума Государственного Совета РФ от 13.11.2003 года, протокол N 4)
5. Отсутствует план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012г.
- наличие приказа по итогам выполнения плана основных мероприятий за 2011 г. и задачам на 2012г. (Приказ МЧС РФ N 687 от 14.11.2008 года, пункт 4, абзац 2 - зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 N 12740).
6. Не планируются мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в ЧС:
- наличие комиссии по ПУФ;
4
-наличие положения о комиссии по ПУФ;
- план работы комиссии по ПУФ (Федеральный закон 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "б").
7. Не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (Федеральный закон 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "ж", статья 24, пункт 2; Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20; Приказ МЧС Российской Федерации N 105 от 28.02.2003 года, пункт 45, абзац 8, - зарегистрирован в Минюсте РФ 20.03.2003 годаN 4291).
8. Не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (Федеральный закон N 68 ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14 , пункт "ж"; Постановление Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003г. пункт 6, пункт 20; Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.1996г. N 1340);
9. Не проведено обучение с лицами, занятыми в сфере производства и обслуживания, не включенными в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - работающее население):
- приказ об организации подготовки в 2011 году (учебные группы по цехам, участкам, отделениям, бригадам (20-25 чел.), руководители учебных групп, составов групп;
- программа обучения тематический план занятий (наименование тем, виды занятий и количество часов);
- расписание занятий, конспекты проведения занятий, журналы учета занятий;
- отчетные документы проведения учений и тренировок (Федеральный закон 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "в"; Постановление Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 г.).
10. Не проведено командно штабное учение (штабная тренировка) по действиям при возникновении ЧС:
- наличие документов, подтверждающих проведение командно - штабного учения (штабной тренировки) (Постановление Правительства РФ N 547 от 04.09.2003г., пункт 8).
11. Не проведено тактико - специальное учение с участием аварийно -спасательных служб и аварийно - спасательных формирований:
наличие документов, подтверждающих проведение тактико -специального учения (Постановление Правительства РФ N 547 от 04.09.2003г., пункт 9).
12. Не проведено комплексное учение (тренировки) по действиям при возникновении ЧС:
- наличие документов, подтверждающих проведение комплексного учения (тренировки) (Постановление Правительства РФ N 547 от 04.09.2003г., пункт 10).
13- Не организована подготовка нештатных аварийно - спасательных формирований, и работников предприятия:
5
- приказ об организации подготовки в 2011 году по категориям обучаемых;
- перечень и содержание тем на 2011г. для каждой группы;
- расчет часов для подготовки на 2011г. для каждой группы;
- перечень тем учений тренировок и дат их проведения;
- расписание занятий для каждой группы;
- журналы учета подготовки для каждой группы (Федеральный закон 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "в"; Федеральный закон N 151- ФЗ от 22 августа 1995г.; Постановление Правительства Российской Федерации N 547 от 04.09.2003 г. пункт 2; Положение о подготовке населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003г. N 547, пункт 2, 4, 7, 8, 9, 10; Постановление Правительства РФ N 841 от 02.11.2000г.).
14. Отсутствуют локальные системы оповещения:
- приказ руководителя о принятии локальной системы оповещения в эксплуатацию;
- план мероприятий по созданию (реконструкции) локальной системы оповещения;
- акт приемки локальной системы оповещения;
- паспорт локальной системы оповещения потенциально опасного объекта;
- техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения;
- проект на создание локальной системы оповещения ( Федеральный закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14, пункт "г"; Постановление Правительства РФ N 178 от 01.03.1993г.; Распоряжение Правительства РФ N 1544-рот 25.10.2003г.; Приказ МЧС Российской Федерации N 687 от 14.11.2008 г., пункт 16, п.п. 16.2 зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 года N 12740)
15. Не обеспечены работники организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения средствами индивидуальной защиты:
- план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки (Федеральный закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 14; Приказ МЧС РФ N 993 от 21.12.2005г., раздел 2, пункт 4, абзац 4, пункт 8, абзац 4- зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006г. N 7384, приказ МЧС РФ N 285 от 27.05.2003г. - зарегистрирован в Минюсте 29.07.2003г. 4934).
16. Не организованы накопление, освежение средств индивидуальной защиты;
- наличие графика (плана) накопления, освежения средств индивидуальной защиты (Приказ МЧС РФ N 993 от 21.12.2005г., -зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006 года N 7384; Приказ МЧС РФ N 285 от 27.05.2003г., -зарегистрирован в Минюсте 29.07.2003г. N 4934).
17. Не обеспечены работники организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности (Приказ МЧС РФ N 993 от 21.12.2005г., раздел 2, пункт 9-зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006г. N 7384).
6
18. Не обеспечены работники организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников (Приказ МЧС РФ N 993 от 21.12.2005г., раздел 2, пункт 9, - зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006г. N7384).
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Поскольку факт совершения администрацией Лейпцинского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области подтвержден протоколом об административном правонарушении от 08 августа 2012г., актом проверки N 311 от 08 августа 2012г., распоряжением о проведении внеплановой, выездной проверки от 30 июля 2012г., другими доказательствами, вывод о наличии в действиях администрации Лейпцинского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20. 6 КоАП РФ, является правильным. Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Утверждения в жалобе о том, что часть нарушений, указанных в акте проверки от 08 августа 2012г. N 311, на момент проверки отсутствовали, ничем не подтверждены и не могут быть приняты во внимание.
С актом проверки от 08 августа 2012г. N 311 законный представитель юридического лица - администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области Пискунова Е.Т. ознакомлена 08 августа 2012г., о чем свидетельствует ее подпись, копию акта получила.
При рассмотрении дела мировым судьей законный представитель администрации Лейпцигского сельского поселения Пискунова Е.Т. вину в совершении административного правонарушения признала частично, показала, что на момент проверки система оповещения имелась, однако отсутствовали нормативно - правовые документы: о принятии локальной системы оповещения в эксплуатацию, паспорт локальной системы оповещения, техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения и проект. С выявленными нарушениями согласна, администрация принимает все необходимые меры по их устранению (л.д. 30).
Принятие мер по устранению выявленных нарушений после проведения проверки не является обстоятельством исключающим привлечение администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области к административной ответственности.
7
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы об отсутствии в местном бюджете соответствующих денежных средств для устранения выявленных в ходе проверки нарушений.
Федеральным законом от 12.02.1998г. N 68- ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно - правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом законодатель не ставит возможность исполнения обязательных норм в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у юридического лица.
Кроме того, сведений о том, что администрация Лейпцигского сельского поселения обращалась к распорядителю бюджетных средств за выделением или изменением целевого назначения выделенных денежных средств, а также о том, что предпринимались какие-либо меры для выделения дополнительного финансирования с целью устранения выявленных нарушений, в материалах дела не имеется, с рассматриваемой жалобой не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что администрацией Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из постановления мирового судьи следует, что администрацией Лейпцигского сельского поселения не исполнены требования законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: не обеспечены работники организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения средствами индивидуальной защиты: инвентаризационная ведомость имущества гражданской обороны, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки, не обеспечены работники организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности, не обеспечены работники организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников, отсутствует график (план) накопления,
8
освежения средств индивидуальной защиты, не созданы локальные системы оповещения: приказ руководителя о принятии локальной системы оповещения в эксплуатацию; план мероприятий по созданию (реконструкции) локальной системы оповещения; акт приемки локальной системы оповещения; паспорт локальной системы оповещения потенциально опасного объекта; техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения; проект на создание локальной системы оповещения.
Как усматривается из материалов дела, данные нарушения идентичны нарушениям, указанным в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ. За указанные нарушения постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района, вступившим в законную силу 16 октября 2012г., администрация Лейпцигского сельского поселения была привлечена к административной ответственности и ей назначено наказание.
Таким образом, указание на совершение данных нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необоснованным, и подлежит исключению.
Поскольку указанное нарушение не было устранено судьей при рассмотрении жалобы, решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 16 октября 2012г. также подлежит изменению.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 04 сентября 2012г. и решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 16 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение администрацией Лейпцигского сельского поселения следующих нарушений: не обеспечены работники организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения средствами индивидуальной защиты: инвентаризационная ведомость имущества гражданской обороны, план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки, не обеспечены работники организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности, не обеспечены
9
работники организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения медицинскими средствами индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников, отсутствует график (план) накопления, освежения средств индивидуальной защиты; отсутствуют локальные системы оповещения: приказ руководителя о принятии локальной системы оповещения в эксплуатацию, план мероприятий по созданию (реконструкции) локальной системы оповещения, акт приемки локальной системы оповещения, паспорт локальной системы оповещения потенциально опасного объекта, техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения, проект на создание локальной системы оповещения.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица - администрации Лейпцигского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области Пискуновой Е.Т.- без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.