Постановление Челябинского областного суда от 27 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица -администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Пименова М.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Пласта Челябинской области от 16 октября 2012г. и решение судьи Пласте кого городского суда Челябинской области от 05 декабря 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Пласта Челябинской области от 16 октября 2012г. администрация Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Пластского городского суда Челябинской области от 05 декабря 2012г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя юридического лица -администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Пименова М.В., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Пласта Челябинской области от 16 октяоря 2012г. и решение судьи Пластского городского суда Челябинской области от 05 декабря 2012г. подлежащими изменению.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 06 по 07 августа 2012г. начальником ОНД N 11 (главным государственным инспектором ОНД 11 по пожарноул надзору) с целью
2
исполнения Указа Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае, поручения Председателя Правительства РФ от 18 июля 2012г. N ДМ-П4-4073 проведена внеплановая выездная проверка по контролю за выполнением администрацией Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области, расположенной по адресу: Челябинская область, с. ***, требований и мероприятий в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
При проведении проверки установлено, что администрация Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области не выполнила законные требования и мероприятия в области гражданской обороны на территории Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Поскольку факт совершения административного правонарушения юридическим лицом - администрацией Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области подтвержден протоколом об административном правонарушении от 07 августа 2012г., актом проверки N 340 от 07 августа 2012г., распоряжением N 340 от 31 июля 2012г., другими доказательствами, вывод мирового судьи о наличии в действиях юридического лица - администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, является правильным.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Довод надзорной жалобы об отсутствии в действиях администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании распоряжения начальника ОНД N 11 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области N 340 от 31 июля 2012i. главным государственным инспектором ОНД 11 по пожарному надзору в период с 06
3
августа 2012г. по 07 августа 2012г. в отношении администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения Указа Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия-наводнения в Краснодарском крае", поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 18 июля 2012г. N ДМ-П-4-4073 (л.д. 2-4, 11-12).
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении, в котором изложены выявленные нарушения в области гражданской оброны:
1. отсутствует положение о постоянно действующем органе управления единой системы РСЧС; отсутствует штатное расписание, функциональные обязанности сотрудников органа управления единой системы РСЧС (Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 10 абзац 7; Приказ МЧС РФ N 687 от 14.11.2008г., пункт 12- зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008г. N 12740).
2. отсутствует Единая дежурно - диспетчерская служба (ЕДДС), не определен состав ЕДДС; отсутствуют положения о ЕДДС; отсутствует инструкция диспетчеру ЕДДС (порядок действий); отсутствует схема взаимодействия; не определено постановлением (распоряжением) главы поселения осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны (Федеральный Закон 68 - ФЗ от 21.12.1994г. статья 11, пункт 2, п.п. "в"; Федеральный закон N 28 ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 3; Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 11 абзац. 4; ГОСТ Р 22.7.01-99 Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 09 ноября 1999г. N 4000-ст).
3. отсутствует постановление (распоряжение) главы органа местного самоуправления на осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
отсутствует документация, опрелеляющая порядок оповещения населения и работу систем оповещения, в юм числе:
4
- договоры с организациями - договора с организациями, имеющими на балансе и (или) эксплуатирующими, обслуживающими системы оповещения населения;
- инструкции о порядке оповещения населения;
- инструкция по порядку задействования системы оповещения, ее соответствие требованиям руководящих документов;
- соглашения и инструкции о порядке взаимодействия со средствами массовой информации и с компаниями, предоставляющими услуги связи, включая: интернет, сотовую, мобильную и электросвязь;
- инструкции о взаимодействии ЕДДС главного управления МЧС России субъекта РФ;
- подтверждающие документы эксплуатационно - технического обслуживания технических средств системы оповещения;
- методические рекомендации по работе систем оповещения;
не представлены результаты проведенных ранее учений по оповещению населения;
отсутствует круглосуточный дежурный персонал по оповещению населения;
не определены меры по исключению несанкционированного задействования системы оповещения;
отсутствует прямая телефонная связь (при необходимости радиосвязь) дежурного персонала:
- с оперативной дежурной сменой ЕДДС органа исполнительной власти субъекта РФ (муниципального образования);
- с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно - спасательных служб потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения;
со средствами массовой информации и с компаниями, предоставляющими услуги связи включая: интернет, сотовую, мобильную и электросвязь;
отсутствует возможность управление системой оповещения и пультов управления, расположенных на основном и запасном пунктах управления;
отсутствует прямая телефонная связь или радиосвязь дежурного диспетчера с оперативными дежурными службами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
отсутствуют источники резервного энергоснабжения системы оповещения (Федеральный Закон 28 - ФЗ от 12.02.1998г. статья 8, пункт 2, абзац 1; Приказ МЧС РФ N 687 от 14.11.2008 года, пункт 15.2 зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 N 12740, ГОСТ Р 22.7.01-99 Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 09 ноября 1999г. N400-ст)
4. не созданы в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств (Федеральный закон 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 6; Постановление Правительства РФ от 10.11.1996г. N 1340; Постановление Правительства
5
Российской Федерации от 27.04.2000г. N 379).
5. отсутствует инвентаризационная ведомость имущества гражданской " обороны; отсутствует план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки (Федеральный закон 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 6; Приказ МЧС Российской Федерации N 993 от 21.12.2005года, раздел 2, пункт 4, абзац 3, пункт 8, -зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006 года N 7384). (Приказ МЧС РФ N 285 от 27.05.2003 года, - зарегистрирован в Минюсте 29.07.2003 года 4934).
6. отсутствует график (план) накопления, освежения средств индивидуальной защиты (Приказ МЧС РФ N 993 от 21.12.2005г., -зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006 года N 7384; Приказ МЧС РФ N 285 от 27.05.2003г., - зарегистрирован в Минюсте 29.07.2003г. N 4934).
7. не представлены ведомости об обеспечении работников дополнительными патронами к противогазам (Приказ МЧС РФ N 993 от 21.12.2005г., раздел 2, пункт 9-зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006г. N 7384).
8. не представлены ведомости об обеспечении работников СИЗ (Приказ МЧС РФ N 993 от 21.12.2005г., раздел 2, пункт 9, - зарегистрирован в Минюсте 19.01.2006г. N 7384).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - администрацией Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области не были выполнены установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания сиоем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Доводы жалобы о том, что передача полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных от администрации Степнинского сельского поселения в администрацию Пластовского муниципального района исключает возможность привлечения администрации Степнинского сельского поселения к административной ответственности, являлись предметом рассмотрения судей, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебных постановлениях.
В силу п. 7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и
6
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с абзацами 1, 3 ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Соглашение N 8 от 02 декабря 2011г., N10 от 28 ноября 2011г., заключенное между администрацией Степнинского сельского поселения и администрацией Пластовского муниципального района о передаче полномочий, не содержит порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий (л.д. 93-98).
Постановление администрации Степнинского сельского поселения N 32 "Об утверждении методики расчета субвенций, предоставляемой бюджету Пластовского муниципального района" на осуществление полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций издано 03 сентября 2012г., то есть после выявления нарушений, изложенных в протоколе (л.д. 88-90).
Перечисление администрацией Степнинского сельского поселения администрации Пластовского муниципального района денежных средств в размере 1000 руб. платежным поручением N 1437 состоялось лишь 20 сентября 2012г. (л.д. 78).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций, указанные в соглашении N 8 от 02 декабря 2011г., N10 от 28 ноября 2011г., администрацией Степнинского сельского поселения в администрацию Пластовского муниципального района на момент проведения проверки переданы не были.
Доводы жалобы о незаконности проведения проверки не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294 - ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
7
и муниципального контроля" внеплановая проверка может быть проведена на основании приказа (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Внеплановая выездная проверка проводилась на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности N 11 Главного управления МЧС России по Челябинской области от 31 июля 2012г. N 340.
Основанием для принятия Распоряжения N 340 от 31.07.2012г., послужили следующие обстоятельства.
Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", в том числе Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) поручено во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории РФ в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
18 июля 2012г. Председателем Правительства Российской Федерации издано поручение N ДМ -П-4073, которым, в том числе МЧС России поручено обеспечить реализацию названного Указа Президента РФ.
Приказом МЧС России от 18 июля 2012г. N 427 "О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 июля 2012г. N 1015" департаменту надзорной деятельности приказано в срок до 30 июля 2012 года осуществить меры по проверке готовности систем оповещения населения.
Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам главных управлений МЧС России по субъектам РФ до 30 июля 2012г. совместно с органами местного самоуправления, в том числе приказано:
- осуществить меры по проверке готовности системы оповещения населения;
- проверить в установленном порядке готовность сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС к выполнению задач по оповещению и эвакуации населения в случае возникновения ЧС.
Распоряжение на проведение проверки издано в рамках предмета и задач проверок, установленных вышеназванными документами.
Предметом проверки, согласно Указу Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 стали наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий, ликвидации ЧС. Эвакуационные мероприятия в области ЧС разрабатываются органами местного самоуправления на основании Руководства по эвакуации населения в ЧС, разработанном МЧС России.
В целях ликвидации катастрофических ЧС задействуются все силы и средства, предусмотренные в области ГО, так как гражданская оборона -
8
система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, для оценки готовности к ликвидации ЧС административным органом были проведены мероприятия, направленные на проверку всех элементов единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и мероприятия ГО.
Утверждение в жалобе о том, что проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно проведена без согласования с органами прокуратуры, необоснованно.
Статья 10 указанного Федерального закона не содержит требования о согласовании с органами прокуратуры проведение внеплановой проверки на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Ссылки в жалобе на то, что территория Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области не указана в перечне безопасных районов для возможной эвакуации населения в случае возникновения гидродинамических аварий с образованием зон катастрофического затопления, утвержденном Постановлением Губернатора Челябинской области N 263 от 12 октября 2009г., как зона катастрофического затопления, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного наводнения в Краснодарском крае" Президент постановил Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
В силу пунктов 3.3.9, 3.3.10, 3.3.11, 3.3.12, 3.3.13 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 N 267) опасными гидрологическими явлениями и процессами являются следующие.
Затопление: Покрытие территории водой в период половодья или паводков.
Подтопление: Повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов.
9
Зона затопления: Территория, покрываемая водой в результате превышения притока воды.
Зона вероятного затопления: Территория, в пределах которой возможно или прогнозируется образование зоны затопления.
Зона катастрофического затопления: Зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.
То обстоятельство, что территория Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области не является зоной катастрофического затопления, не свидетельствует о том, что данная территория не является зоной возможного подтопления, затопления, например: в период весеннего полноводья и (или) дождевого паводка.
Утверждения, что незаконное привлечение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, к участию в деле повлекло за собой ущемление права на защиту юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, несостоятельны.
Вызов в суд государственного инспектора ОНД N 11 по пожарному надзору К.А.И., составившего протокол об административном правонарушении, для выяснения вопросов, связанных с проведением внеплановой проверки, не нарушает прав администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области и не противоречит п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В силу п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов.
Иные доводы надзорной жалобы не опровергают наличие в действиях юридического лица - администрации Степнинского сельского поселения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ. Обстоятельства дела выяснены
10
всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ не нарушены.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. При этом мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность, а также отсутствие обстоятельств, указанных в ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
В тоже время нарушения, изложенные в пункте 1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, подлежат исключению как необоснованно вмененные. Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении (N 3-378/2012 (12-37/12), предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении администрации Степнинского сельского поселения, данные нарушения идентичны нарушениям, указанным в пункте 1 протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, за которые администрация Степниского сельского поселения 16 октября 2012г. привлечена к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 КоАП
РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Пласта Челябинской области от 16 октября 2012г. и решение судьи Пластского городского суда Челябинской области от 05 декабря 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение администрацией Степнинского сельского поселения нарушений, изложенных в пункте 1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица -администрации Степниского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Пименова М.В. -без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.