Постановление Челябинского областного суда от 27 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Пименова М.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Пласта Челябинской области от 16 октября 2012г. и решение судьи Пластского городского суда Челябинской области от 05 декабря 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Пименова М.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Пласта Челябинской области от 16 октября 2012г. глава администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Пименов М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Пластского городского суда Челябинской области от 05 декабря 2012г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе Пименова М.В., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Пласта Челябинской области от 16 октября 2012г. и решение судьи Пластского городского суда Челябинской области от 05 декабря 2012г. подлежащими изменению.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 06 по 07 августа 2012г. начальником ОНД N 11 (главным государственным инспектором ОНД 11 по пожарному надзору) с целью исполнения Указа Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае, поручения Председателя Правительства РФ от 18 июля 2012г. N ДМ-П4-4073 проведена внеплановая выездная проверка по контролю за выполнением администрацией Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области, расположенной по адресу: Челябинская область, с. ***, требований и мероприятий в области гражданской обороны.
При проведении проверки установлено, что глава администрации
2
Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Пименов М.В. не выполнил предусмотренные законодательством обязанности в области гражданской обороны на территории администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Поскольку факт совершения административного правонарушения главой администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Пименовым М.В. подтвержден протоколом об административном правонарушении от 07 августа 2012г., актом проверки N 340 от 07 августа 2012г., распоряжением N 340 от 31 июля 2012г., другими доказательствами, вывод мирового судьи о наличии в действиях главы администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Пименова М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, является правильным.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Довод надзорной жалобы об отсутствии в действиях главы Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Пименова М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного чЛ ст. 20.7 КоАП РФ, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании распоряжения начальника ОНД N 11 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области N 340 от 31 июля 2012г. отделом надзорной деятельности N 11 главным государственным инспектором ОНД 11 по пожарному надзору в период с 06 августа 2012г. по 07 августа 2012г. в отношении администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения Указа Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия-наводнения в Краснодарском крае", поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 18 июля 2012г. N ДМ-П-4-4073 (л.д.2-3, 10-11).
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении, в котором изложены выявленные нарушения:
1. отсутствует положение о постоянно действующем органе управления
единой системы РСЧС; отсутствует штатное расписание, функциональные обязанности сотрудников органа управления единой системы РСЧС (Постановление Правительства РФ N 794 от 30.12.2003 года, пункт 10 абзац 7; Приказ МЧС РФ N 687 от 14.11.2008г., пункт 12- зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008г. N 12740).
2. отсутствует план гражданской обороны (Федеральный закон N 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 1; Приказ МЧС РФ N 687 от 14.11.2008 года, пункт 5-6-зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 года N 12740).
3. отсутствует постановление главы по итогам выполнения плана основных мероприятий за 2011 год и задачам на 2012 год (Приказ МЧС РФ N 687 от 14.11.2008г., пункт 4 - зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008г. N 12740).
4. отсутствует план КЧС органов местного самоуправления по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ( Постановление Правительства РФ N 613 от 21 августа 2000 г.; Приказ МЧС РФ от 28.12.2004 года N 621, раздел 1, пункт 9, - зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 апреля 2005 г. N 6514).
5. отсутствует постановление главы об эвакуационной комиссии; отсутствует положение об эвакуационной комиссии (Федеральный закон N 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 4; Федеральный закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "б"; Приказ МЧС РФ N 687 от 14.11.2008 года, пункт 9-зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 года N 12740)
6. отсутствует комиссия по ПУФ; отсутствует положение о комиссии по ПУФ; отсутствует план работы комиссии по ПУФ (Федеральный закон N 28-ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 5; Федеральный закон N 68-ФЗ от 21.12.1994 года, статья 11, пункт 2, п.п. "ж").
7. отсутствует постановление (распоряжение) главы органа местного самоуправления о создании курсов ГО и учебно - консультационных пунктов по гражданской обороне (Постановление Правительства РФ N 841 от 02.11.2000г., пункт 5, п.п. "в", Приказ МЧС России от 14 ноября 2008г. N 687 ст. 15.1).
8. отсутствует удостоверение об обучении (о прохождении повышения квалификации) по программе обучения не менее 72 часов (Постановление Правительства РФ N 841 от 02.11.2000 года, пункт 3, п.п. "б", пункт 4; Приложение к Приказу МЧС РФ от 19.01.2004 года, N 19, пункт 18-20-зарегистрирован в Минюсте РФ от 17.02.2004 года N 5553).
9. отсутствует постановление главы поселения об организации обучения в 2012г. (учебные группы 20-25 чел., руководители учебных групп, составов групп); отсутствует программа обучения, тематический план занятий (наименование тем, виды занятий и количество часов); отсутствует расписание занятий, конспекты проведения занятий, журналы учета занятий; отсутствуют отчетные документы проведения учений и тренировок (Федеральный закон N 28 -ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 2; Постановление
4
Правительства РФ N 841 от 02.11.2000 года).
10. отсутствует постановление главы поселения об организации обучения в 2012 году; не организовано проведение бесед, лекций, просмотров учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций; в журнале учета проведенных мероприятий отсутствуют отметки о выполнении мероприятий; отсутствуют отчетные документы проведения учений и тренировок (Федеральный закон N 28 -ФЗ от 12.02.1998 года, статья 8, пункт 2, абзац 2; Постановление Правительства РФ N 841 от 02.11.2000 года).
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Глава Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района, являясь главой администрации Степнинского сельского поселения -высшее должностное лицо Степнинского сельского поселения и наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым в силу п. 23 ч.1 ст.5 Устава отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 56).
Кроме того, согласно ст. 25 Устава, являясь главой администрации Степнинского сельского поселения, глава поселения Пименов М.В. также обеспечивает на территории Степнинского сельского поселения исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, правовых актов органов местного самоуправления (л.д. 76-77).
Таким образом, совершенное главой администрации Степнинского сельского поселения Пименовым М.В. деяние правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что передача полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от администрации Степнинского сельского поселения к администрации Пластовского муниципального района исключает возможность привлечения главы Степнинского сельского поселения Пименова М.В. к административной ответственности, являлись предметом рассмотрения судей, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебных постановлениях.
В силу п. 7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с абзацами 1, 3 ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Соглашение N 8 от 02 декабря 2011г., N10 от 28 ноября 2011г., заключенное между администрацией Степнинского сельского поселения и администрацией Пластовского муниципального района о передаче полномочий, не содержит порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий (л.д. 26-30).
Постановление администрации Степнинского сельского поселения N 32 "Об утверждении методики расчета субвенций, предоставляемой бюджету Пластовского муниципального района" на осуществление полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций издано 03 сентября 2012г., то есть после выявления нарушений, изложенных в протоколе (л.д. 41-43).
Перечисление администрацией Степнинского сельского поселения администрации Пластовского муниципального района денежных средств в размере 1000 руб. платежным поручением N 1437 состоялось лишь 20 сентября 2012г. (л.д. 99).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций, указанные в соглашении N 8 от 02 декабря 2011г., N10 от 28 ноября 2011г., администрацией Степнинского сельского поселения в администрацию Пластовского муниципального района на момент проведения проверки переданы не были.
Утверждения в жалобе о незаконности проверки не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294 - ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая проверка может быть проведена на основании приказа (распоряжение) руководителя органа государственного
6
контроля- (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Внеплановая выездная проверка проводилась на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности N 11 Главного управления МЧС России по Челябинской области от 31 июля 2012г. N 340.
Основанием для принятия Распоряжения N 340 от 31.07.2012г., послужили следующие обстоятельства.
Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае", в том числе Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) поручено во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории РФ в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
18 июля 2012г. Председателем Правительства Российской Федерации издано поручение N ДМ - П-4073, которым, в том числе МЧС России поручено обеспечить реализацию названного Указа Президента РФ.
Приказом МЧС России от 18 июля 2012г. N 427 о мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия ? наводнения в Краснодарском крае" департаменту надзорной деятельности приказано в срок до 30 июля 2012 года осуществить меры по проверке готовности систем оповещения населения.
Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам главных управлений МЧС России по субъектам РФ до 30 июля 2012г. совместно с органами местного самоуправления, в том числе приказано:
- осуществить меры по проверке готовности системы оповещения населения;
- проверить в установленном порядке готовность сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС к выполнению задач по оповещению и эвакуации населения в случае возникновения ЧС.
Распоряжение на проведение проверки издано в рамках предмета и задач проверок, установленных вышеназванными документами.
Предметом проверки, согласно Указу Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 стали наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий, ликвидации ЧС. Эвакуационные мероприятия в области ЧС разрабатываются органами местного самоуправления на основании Руководства по эвакуации населения в ЧС, разработанном МЧС России.
В целях ликвидации катастрофических ЧС задействуются все силы и средства, предусмотренные в области ГО, так как гражданская оборона -система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей,
7
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, для оценки готовности к ликвидации ЧС административным органом были проведены мероприятия, направленные на проверку всех элементов единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и мероприятий ГО.
Утверждение в жалобе о том, что проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно проведена без согласования с органами прокуратуры, необоснованно.
Статья 10 указанного Федерального закона не содержит требования о согласовании с органами прокуратуры проведение внеплановой проверки на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Ссылки в жалобе на то, что территория Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области не указана в перечне безопасных районов для возможной эвакуации населения в случае возникновения гидродинамических аварий с образованием зон катастрофического затопления, утвержденном Постановлением Губернатора Челябинской области N 263 от 12 октября 2009г., как зона катастрофического затопления, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 июля 2012г. N 1015 "О мерах по ликвидации последствий стихийного наводнения в Краснодарском крае" Президент постановил Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации в срок до 16 августа 2012г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.
В силу пунктов 3.3.9, 3.3.10, 3.3.11, 3.3.12, 3.3.13 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 N 267) опасными гидрологическими явлениями и процессами являются следующие.
Затопление: Покрытие территории водой в период половодья или паводков.
Подтопление: Повышение уровня грунтовых вод, нарушающее нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов.
Зона затопления: Территория, покрываемая водой в результате превышения притока воды.
8
Зона вероятного затопления: Территория, в пределах которой возможно или прогнозируется образование зоны затопления.
Зона катастрофического затопления: Зона затопления, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей природной среде.
То обстоятельство, что территория Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области не является зоной катастрофического затопления, не свидетельствует о том, что данная территория не является зоной возможного подтопления, затопления, например: в период весеннего полноводья и (или) дождевого паводка.
Утверждения, что незаконное привлечение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, к участию в деле повлекло за собой ущемление права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, несостоятельны.
Вызов в суд государственного инспектора ОНД N 11 по пожарному надзору К.А.И., составившего протокол об административном правонарушении, для выяснения вопросов, связанных с проведением внеплановой проверки, не нарушает прав главы администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Пименов М.В. и не противоречит п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В силу п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов.
Иные доводы надзорной жалобы не опровергают наличие в действиях главы администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Пименова М.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины главы администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Пименова М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ. Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и
9
законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ не нарушены.
Ссылка на постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 12 октября 2011 г. по жалобе N 4а 11-869 несостоятельна, поскольку названное постановление не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. При этом мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность, а также отсутствие обстоятельств, указанных в ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
В тоже время нарушения, изложенные в пунктах 1, 5, 8, 9, 10 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, подлежат исключению как необоснованно вмененные. Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении (N 12-36/12), предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении главы администрации Степнинского сельского поселения Пименова М.В., данные нарушения идентичны нарушениям, указанным в пунктах 1, 8, 10, 12, 13 протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, за которые глава администрации Степнинского сельского поселения Пименов М.В. 16 октября 2012г. привлечен к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 КоАП
РФ,
ПОСТАНОВИЛ
постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Пласта Челябинской области от 16 октября 2012г. и решение судьи Пластского городского суда Челябинской области от 05 декабря 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Степнинского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области Пименова М.В. изменить: исключить из описательно-мотивировочной части постановления и решения указание на совершение главой администрации Степнинского сельского поселения Пименовым М.В. нарушений, изложенных в пунктах 1, 5, 8, 9, 10 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
В остальной части эти же судебные постановления оставить без изменения, а жалобу Пименова М.В. -без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.