Постановление Челябинского областного суда от 19 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица - МОУ "Новобурановская средняя общеобразовательная школа" Агаповского муниципального района Насибулиной М.Н. на постановление главного государственного инспектора Агаповского и Кизильского муниципальных районов по пожарному надзору от 04 июля 2012г., решение судьи Агаповского районного суда Челябинской области от 31 августа 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 19 октября 2012г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 3, и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения "Новобурановская средняя общеобразовательная школа" Агаповского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Агаповского и Кизильского муниципальных районов по пожарному надзору от 04 июля 2012г. юридическое лицо - Муниципальное общеобразовательное учреждение "Новобурановская средняя общеобразовательная школа" Агаповского муниципального района (далее - МОУ "Новобурановская СОШ") привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ и, с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Агаповского районного суда Челябинской области от 31 августа 2012г., оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 19 октября 2012г., постановление главного государственного инспектора Агаповского и Кизильского муниципальных районов по пожарному надзору от 04 июля 2012г. оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя юридического лица - МОУ "Новобурановская СОШ" Насибулиной М.Н., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене указанных постановления должностного лица и судебных решений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении,
проверив доводы жалобы, оснований для отмены или -изменения постановления должностного лица и судебных решений не нахожу.
Как следует из материалов дела, а также установлено судьей районного суда, 19 июня 2012г. государственным инспектором отдела надзорной деятельности N 15 по пожарному надзору проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях МОУ "Новобурановская СОШ", расположенных по адресу: Челябинская область, п. ***.
В ходе проверки установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: автоматическая пожарная сигнализация в неисправном состоянии (п.98 ППБ 01-03, ст. 151 Федерального закона от 22 июня 2008г. N 123-ФЗ); помещения школы недоукомплектованы первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем согласно норм и правил. Не заменены неисправные огнетушители (п. 108 ППБ 01-03, ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ); пожарные краны не проверены на водоотдачу у организации, имеющей лицензию с составлением акта проверки (п.89 ППБ 01-03, ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ); деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом (п. 36 ППБ 01-03, ст. 151 Федерального закона N 123); эвакуационный выход в фойе не оборудован пандусом для свободной эвакуации людей с уклоном 1:6-1 этаж основной выход (п. 53 ППБ 01-03, ст. 151 Федерального закона N 123); обслуживающий персонал допущен к работе без прохождения противопожарного инструктажа - не менее 2 раз в год (п. 7 ППБ 01-03, ст. 151 Федерального закона N 123); на здании школы отсутствует указатель пожарного гидранта согласно ГОСТ Р 12.2.143-2002 (п. 90 ППБ 01-03, ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ); здание школы не оборудовано прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны (п. 39 ППБ 01-03, ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ).
По выявленным фактам правонарушений государственным инспектором Агаповского и Кизильского муниципальных районов по пожарному надзору в отношении МОУ "Новобурановская СОШ" составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 8, 9, 10).
Постановлением главного государственного инспектора Агаповского и Кизильского муниципальных районов по пожарному надзору от 04 июля 2012г. юридическое лицо-МОУ "Новобурановская СОШ" привлечено к административной ответственности по ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ и, с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (л.д. 11-15).
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных
лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Поскольку факт совершения МОУ "Новобурановская СОШ" административных правонарушений, предусмотренных чч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколами об административных правонарушениях, актом проверки, другими доказательствами, то вывод о наличии в действиях юридического лица МОУ "Новобурановская СОШ" состава административных правонарушений, предусмотренных чч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях МОУ "Новобурановская СОШ" состава административного правонарушения основаны на неправильном толковании закона и не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
4
В силу ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях.
Согласно п. 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003г. N 313, (действовавших на момент проведения проверки), сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда.
Пунктом 90 ППБ 01-03 предусмотрено, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
В соответствии с п. 108 ППБ 01-03 помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3, а также с п. 98 ППБ 01-03 установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.
В п. 7 ППБ 01-03 закреплено, что все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
На основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности N 15 по Челябинской области была проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ "Новобурановская СОШ", с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения правил пожарной безопасности (л.д. 6).
Протоколы об административных правонарушениях составлены в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ, в них указано событие административного правонарушения, выразившееся в нарушении правил пожарной безопасности, изложенные в акте проверки N 37 от 19 июня 2012г. (л.д.7-10). Также вынесено предписание N 37/1/1 по устранению нарушений требований в области пожарной безопасности, согласно которому МОУ "Новобурановская СОШ" был установлен срок устранения выявленных
5
нарушений до 01 сентября 2012г. (л.д. 16).
С учетом изложенного, главный государственный инспектор Агаповского и Кизильского муниципальных районов по пожарному надзору и судьи пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях МОУ "Новобурановская СОШ" составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Ссылки на то, что собственник имущества и учредитель МОУ "Новобурановская СОШ" - администрация Агаповского муниципального района не был привлечен к участию в деле, в материалах дела отсутствуют копии учредительных документов администрации Агаповского муниципального района, не могут быть приняты во внимание, поскольку здание, расположенное по адресу: Челябинская область, Агаповский район, п. ***, в котором были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, эксплуатирует на праве оперативного управления именно МОУ "Новобурановская СОШ", а не иное лицо.
Согласно ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Указание в жалобе на то, что за одно и тоже правонарушение было привлечено как юридическое лицо, так и физическое лицо, не является основанием для отмены принятых по делу постановления и судебных решений.
В соответствии с ч.З ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Законным представителем юридического лица МОУ "Новобурановская СОШ" Насибулиной Н.М. в судебное заседание были представлены: акт
6
проверки автоматической пожарной (охранно-пожарной) сигнализации и/или системы оповещения о пожаре N 29 от 20 июня 2012г. (система автоматической сигнализации и системы оповещения о пожаре на объекте -находиться в работоспособном состоянии), акт по проверке давления воды в пожарном кране от 25 июня 2012г. (давление составляет 4 А, что соответствует нормам пожарной безопасности), договор подряда N 51 от 05 июля 2012г. о проведении работ по огнезащитной обработке чердачного помещения.
Частичное выполнение нарушений требований пожарной безопасности, указанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, на момент принятия судьей решения не влечет отмену вынесенных по делу постановления и судебных актов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент выявления правонарушения у юридического лица МОУ "Новобурановская СОШ" отсутствовали препятствия по выполнению требований пожарной безопасности и не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Нарушений требований ст. ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных решений, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах одной санкции статьи с применением положения ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12 - 30.18 КоАП
РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление главного государственного инспектора Агаповского и Кизильского муниципальных районов по пожарному надзору от 04 июля 2012г., решение судьи Агаповского районного суда Челябинской области от 31 августа 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 19 октября 2012г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 3, и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения "Новобурановская средняя общеобразовательная школа" Агаповского муниципального района оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица - МОУ "Новобурановская средняя общеобразовательная школа" Насибулиной М.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.