Постановление Челябинского областного суда от 22 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица -Муниципального общеобразовательного учреждения "Ржавская средняя общеобразовательная школа" Севч И.А. на постановление главного государственного инспектора Агаповского и Кизильского муниципального района по пожарному надзору от 21 июня 2012г., решение судьи Агаповского районного суда Челябинской области от 30 августа 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 19 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Муниципального общеобразовательного учреждения "Ржавская средняя общеобразовательная школа",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Агаповского и Кизильского муниципального района по пожарному надзору от 21 июня 2012г. юридическое лицо - Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ржавская средняя общеобразовательная школа" (далее - МОУ "Ржавская СОШ") привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Агаповского районного суда Челябинской области от 30 августа 2012г., оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 19 октября 2012г., указанное выше постановление оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя юридического лица - МОУ "Ржавская СОШ" Севч И.А., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене вынесенных по делу постановлений ввиду их незаконности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу постановление главного государственного инспектора Агаповского и Кизильского муниципального района по пожарному надзору от 21 июня 2012г., решение судьи Агаповского районного суда Челябинской области от 30 августа 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 19 октября 2012г. подлежащими отмене по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судьями установлено, что при проведении 04 июня 2012г. плановой выездной проверки по соблюдению требований пожарной безопасности помещений МОУ "Ржавская СОШ", расположенных по адресу: Челябинская область, Агаповский район, п.
2
*** , государственным инспектором ОНД N15 по пожарному надзору выявлено, что МОУ "Ржавская СОШ" не выполнило установленные законодательством требования пожарной безопасности: двери, ведущие в лестничные клетки не оборудованы уплотнителями в притворах (Федеральный закон N 123 ФЗ от 22.07.2008г. ст. 151; ППБ 01-03 п.53); дверь эвакуационного выхода из помещений спортивного зала не оборудована легкооткрывающимся запором (ППБ 01-03 п. 52); в коридоре у эвакуационного выхода с первого этажа располагается деревянный шкаф и посторонние предметы (ППБ 01-03 п. 53), тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Принимая решение о привлечении МОУ "Ржавская СОШ" к административной ответственности, должностное лицо и судьи указали, что его вина подтверждается актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности, составленным отделом надзорной деятельности N 15 ГУ МЧС по Челябинской области от 04 июня 2012г., на основании которого был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что плановые проверочные мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности проводились 04 июня 2012г. на основании распоряжения N 32 от 14 мая 2012г., предусматривающего период проверки с 25 мая 2012г. по 22 июня 2012г. В качестве правового основания проверки указаны Федеральный закон N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности"; Федеральный закон N 294 -ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (л.д. 12).
Статьей 3 Федерального закона от 26 декабря 2008г. N 294 -ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предусмотрены принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе: проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.
В соответствии с ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
3
Директор МОУ "Ржавская СОШ" Севч И.А. с распоряжением о проведении плановой проверки ознакомлена 04 июня 2012г., то есть в день проведения проверки, о чем имеется подпись Севч И.А. в акте проверки от 04 июня 2012г. (л.д. 9). Копия указанного распоряжения была вручена Севч И.А. 04 июня 2012 г. (л.д. 12).
В соответствии с ч.1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно п.1 ч.2 ст. 20 Закона N 294 - ФЗ к грубым нарушениям относится, в том числе нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части срока уведомления о проведении проверки).
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности, составленный отделом надзорной деятельности N 15, ГУ МЧС по Челябинской области от 04 июня 2012г., является одним из документов, в котором излагаются сведения, имеющие значение для выяснения обстоятельств совершенного правонарушения, и который подлежит оценке в качестве доказательства по делу по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, с учетом положений ч.З ст. 26.2 КоАП РФ.
Поскольку нарушение срока уведомления юридического лица о проведении плановой проверки относятся к грубым нарушениям, то составленный 04 июня 2012г. отделом надзорной деятельности N 15 ГУ МЧС по Челябинской области акт проверки, не может служить доказательством нарушения МОУ "Ржавская СОШ" требований пожарной безопасности.
Признание акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности, составленного отделом надзорной деятельности N 15 ГУ МЧС по Челябинской области от 04 июня 2012г., на основании которого был составлен протокол об административном правонарушении, в качестве недопустимого доказательства, свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
В соответствии с п. 4. ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об
4
отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора Агаповского и Кизильского муниципального района от 21 июня 2012г., решение судьи Агаповского районного суда Челябинской области от 30 августа 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 19 октября 2012г. нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п.1 чЛ ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13-30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ
постановление главного государственного инспектора Агаповского и Кизильского муниципального района от 21 июня 2012г., решение судьи Агаповского районного суда Челябинской области от 30 августа 2012г. и решение судьи Челябинского областного суда от 19 октября 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Муниципального общеобразовательного учреждения "Ржавская средняя общеобразовательная школа", отменить. Производство по делу прекратить.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.